Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2009

Школьный уклад

Не хочу быть бомжем в родной школе

Есть такой раздел психологии, который называется экзотическим словом «проксемика». Это учение о способах влияния предметно-пространственной среды на человека. Разобраться в некоторых школьных проблемах оно сейчас нам и поможет.

Вспомните привычную ситуацию:

– Петров, к доске!

– А можно с места?

Все дело в том, что на своем месте Петрову комфортней и уверенней. Это его пространство, обжитое и привычное, а вы его вызываете в свое, чужое и неуютное.

Вспомним основную закономерность проксемики: наличие «персонального пространства» (термин Р.Зоммера) дает человеку состояние уверенности и защищенности.

Здесь есть три типичных нарушения1: а) «человек без пространства»; б) «пространство без человека»; в) «странное соседство (непоследовательность субъектной структуры общности)».

Фото А.Степаненкова

Кабинетная система школы как источник бомжизма

Спроецировав знания проксемики на школьную реальность, приходишь к мысли о том, что главная причина первого нарушения – это так называемая кабинетная система организации учебного процесса. Уровень отчуждения ученика от образовательного учреждения находится в прямой зависимости от степени ее четкости и отлаженности. Чем больше ребенок «бродит» в течение дня, недели по школе, тем более чужим он чувствует себя в ней. Это, в свою очередь, приводит к чувству временности пребывания в учебном заведении и напрямую влияет на количество немотивированных пропусков занятий.

Порожденное кабинетной системой нарушение закономерностей проксемики чаще всего усугубляется отсутствием обязательных составляющих индивидуального пространства. Главным его элементом в школе должно быть персональное рабочее место учащегося. Но собственный у него, увы, только портфель и его содержимое. Все свое ношу с собой. Остальное в школе чаще всего «общее», «всехнее», а стало быть, «ничейное».

С точки зрения возможности иметь персональное пространство, предметно-пространственная среда дошкольного учреждения значительно более благоприятна, чем школьная. Так, в детском саду у каждого ребенка обязательно есть свой шкафчик, своя кроватка, свой стульчик, свое полотенце и даже свой персональный ночной горшок, причем все эти предметы обозначены картинками, либо просто на них указано имя. Все это составляет персональное пространство воспитанника, а его наличие способствует тому, чтобы малышу в детском саду было спокойно и уверенно.

У школьника такой набор компонентов, как правило, или не полон, или его нет вовсе. Главное то, что ученик в школе не имеет главного элемента персонального пространства – «своего» рабочего места. Это одна из причин неуверенности, незащищенности и, как следствие, отчужденности от места учебы. Ситуация осложняется, если такого рабочего места у него нет и дома. «Невозможность персонализации среды сопровождается увеличением числа конфликтов и несогласованности в действиях»2.

«Ничейные» территории школы

Второе нарушение закономерностей проксемики – наличие «ничейных», «бесхозных» и, как правило, запущенных территорий. На них хоть и «ступала нога человека», но они остались необжитыми. Их не персонализовали, несмотря на то что «наследили». Таковыми могут считаться не только умывальники, туалеты, коридоры, но и зачастую учебные кабинеты и аудитории, в которых учащийся чувствует себя скорее пассажиром, временно вынужденно находящимся в зале ожидания душного вокзала.

Опыт свидетельствует, что школьники, особенно старшеклассники, с энтузиазмом берутся за обживание (персонализацию) «запущенных территорий» при условии, что те будут их постоянным местом встреч и уединений. И тогда сами собой эти пространства становятся чистыми, наполняются зеленью цветов, и естественным образом в них поддерживается порядок.

Странное соседство

Третье нарушение закономерности персональности – наличие «непоследовательной субъектной структуры общности», так называемого «странного соседства». Одно из его проявлений – близкое территориальное расположение параллельных классов. Дело в том, что формальное равенство (в данном случае возраста учащихся) – источник невольного сравнивания, конкурентности, которая неизбежно приводит к ухудшению межличностных (и межклассных) отношений, к розни.

Так, в результате нашего исследования мы убедились: в тех образовательных учреждениях, где территориально сконцентрированы дети одного возраста, высок уровень отчуждения. Оторванность от главных событий школы отражается на учащихся младших классов, особенно в том случае, если их учебные комнаты расположены в другом здании или на отдельном этаже. Они продолжают оставаться «маленькими», а резкий переход на территорию для старших школьников сопровождается дополнительными конфликтами и трудностями адаптации. Если в учебном заведении нет разновозрастного внеурочного общения, оно гораздо менее управляемо, в нем преобладает формальный отчуждающий стиль межличностных отношений.

Особенно это заметно в огромных школах, где несколько параллельных классов занимают одно крыло или целый этаж. И наоборот, созданию атмосферы заботы, взаимопомощи и уважения способствует соседство разных по возрасту детских коллективов. Это легко наблюдать в маленьких однокомплектных образовательных учреждениях, в которых нет параллелей. В школах и детских садах, где реализована возможность разновозрастного (или межвозрастного) обучения, всегда более высокий уровень доверительных отношений. Об этом свидетельствуют исследования Л.В. Байбородовой3 (Ярославль) и М.М. Батербиева4 (Усть-Илимск).

_________________

1Хейдметс М. Феномен персонализации среды: теоретический анализ // Личность и предметно-пространственная среда / Ред.-сост. З.И. Рябикина. – Краснодар: КубГУ, 2000. С. 105.

2Там же. С. 88.

3Байбородова Л.В. Воспитание учащихся в разновозрастных группах сельской малочисленной школы // Воспитание в сельской школе. Материалы Всероссийского семинара. Ч. II / Сост. Е.А. Салина. – Кострома: Эврика-М, 2002. С. 14-22. (И др. ее публикации.)

4Батербиев М.М. Разновозрастное обучение. От идеи до реализации. – Братск: Издательский дом «Братск», 2001. – 144 с.; Батербиев М.М. Дидактические основы проектирования образовательного учреждения с разновозрастными учебными группами. Автореферат … канд. пед. наук. – М., 2002. 

Рейтинг@Mail.ru