Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2009

Книжная полка

Рецензии

Теория и практика развивающего образования в школе В.В. Давыдова / Сборник статей. По материалам Юбилейной конференции, посвященной 75-летию В.В. Давыдова.

М.: Научный мир, 2007

С именем В.В. Давыдова связана наиболее радикальная попытка изменения сложившегося способа научного мышления о детстве, ребенке, его потенциале, путей развития и раскрытия этого потенциала в образовании.

Представлять В.В. Давыдова читателям нет нужды – имя создателя одного из вариантов системы развивающего обучения хорошо известно многим поколениям педагогов. Теорию Эльконина-Давыдова относят к национальному достоянию, а ее разработчики во главе с В.В. Давыдовым в 1997 г. были удостоены Премии Президента РФ.

Внедрение в школьную практику этой концепции весьма успешно началось около 50-ти лет назад, однако за последнее десятилетие (уже после смерти Давыдова) процесс замедлился. В настоящее время по системе Эльконина-Давыдова работают от двух до пяти процентов российских образовательных учреждений.

В качестве одной из причин спада популярности развивающего обучения неоднократно называли неудачный опыт обращения к нему ряда школ. Возможно, они просто не разобрались в его научных основаниях и способах практической реализации.

Книга, о которой идет речь, позволяет получить достаточно полное представление о системе развивающего обучения как психолого-педагогической теории и образовательной практики. Она содержит материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летнему юбилею ученого: выступления философов, педагогов, психологов.

Издание состоит из четырех разделов, каждый из которых посвящен одному из аспектов теории развивающего обучения.

Первый вводный раздел позволяет получить общее представление о системе Эльконина-Давыдова: научных предпосылках и истории создания, начальных практических шагах по ее применению в массовой школе и о современном состоянии.

Второй раздел касается философских оснований педагогики Давыдова и рассчитан, прежде всего, на специалистов в области философии и методологии образования.

В третьем разделе собраны материалы, рассказывающие о психологических основах системы развивающего обучения и рассчитанные на широкий круг читателей. Например, в статье В.С. Собкина поднимаются проблемы воспитания и обсуждается, как они могут быть решены с позиций теории Давыдова. Каким школа хочет видеть своего выпускника? В поисках ответа автор предлагает обратиться к идеям Давыдова о важности самообразования, самовоспитания.

В статье Е.Г. Юдиной сравниваются позиции педагогов (авторитарная или партнерская), работающих традиционно и по системе Эльконина-Давыдова.

Наконец, в четвертом разделе описан опыт реализации идей развивающего образования на практике, что представляет несомненный интерес для руководителей школ, гимназий и лицеев. Директор лицея г.  Нефтеюганска И.И. Баннов знакомит с моделью воспитательной работы со старшеклассниками. В одной из статей речь идет о преподавании литературы: авторы З.Н.   Новлянская и Г.Н. Кудина предлагают рассматривать любое художественное произведение как эстетический объект. В этой связи нелишне напомнить о той огромной роли, которую отводил Давыдов искусству как средству развития у ребенка воображения и, как следствие, – творческого отношения к миру.

Эта книга может быть рекомендована для совместного обсуждения педагогами-предметниками и школьной администрацией.

 

 

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 

6-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008

«Проект – это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и   достижений».

Cловосочетание «метод проектов» прочно вошло в педагогический обиход, однако на практике управление проектной деятельностью школьников вызывает затруднения. Неслучайно автор пособия отмечает, что в современной мировой и отечественной педагогике существует несколько десятков (!) детально разработанных технологий этого процесса.

Косвенным доказательством того, что в вопросах организации проектного исследования много неясного, служат факты: старшеклассники иногда не отдают себе отчета в том, что они занимаются именно им, а нынешние студенты затрудняются однозначно сказать, приходилось ли выполнять что-либо подобное в школе. Таким образом, не остается никаких сомнений в том, что публикации, представляющие описание содержания и технологии руководства проектом, будут востребованы и учителями, и заместителями директора по учебной и научно-методической работе.

Данное пособие, вышедшее в серии «Методическая библиотека», выдержало шесть изданий. Это позволяет с большим доверием относиться к практическим авторским рекомендациям.

Первые несколько страниц посвящены истории возникновения метода проектов, который получил широкое распространение в американских школах в начале прошлого века. Он основывается на концепции прагматической педагогики, основоположником которой является Дж.Дьюи, и подробно описан в трудах У.Килпатрика.

Интересно, что метод проектов привлек внимание советских педагогов как воспитывающий самостоятельность учащихся и способствующий установлению непосредственной связи между полученными знаниями и их применением в решении практических задач. Однако в 1931 г. он оказался под запретом и был восстановлен в своих правах в российской школе всего 1520 лет назад.

Не вдаваясь в причины происшедшего, следует обратить внимание на необходимость продуманного подхода к его реализации в современных условиях и осознать, что этот вид педагогической деятельности требует специальной подготовки учителя.

В пособии описаны виды проектов, несколько моделей работы над ними, порядок оформления проектной папки (портфолио), приведены варианты презентаций полученных результатов.

В разделе «Примеры проектов» представлены исследовательские, практико-ориентированные, информационные, творческие и ролевые проекты. Список тем (из опыта московских школ) состоит из 222-х пунктов, что говорит о возможностях применения описываемого метода в разных предметных областях.

Обратим внимание учителей-предметников и руководителей школ на небольшой раздел, посвященный анализу возможных «подводных камней». Опасность переоценить результат и недооценить сам процесс хорошо понятна практикам, так как нередко качество сделанного определяется в зависимости от характера презентации.

Не меньшая опасность заключается и в превращении исследовательского проекта в реферат. Этих ошибок можно избежать, если ориентироваться, как советует автор, не столько на внешнюю отдачу, сколько на внутреннюю, смысл которой в приобретении учениками опыта исследовательской деятельности.

Рейтинг@Mail.ru