Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2009

Проекты и исследования

Кто летает хвостом вперед?

Будни и праздники научного общества учащихся

Сегодня во многих школах создаются научные общества учащихся (НОУ). Их цель – повышение самостоятельности и психологической устойчивости, формирование активной жизненной позиции через воспитание исследовательской культуры и творческое отношение к  получаемой информации. Предлагаем познакомиться с опытом ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 901 г. Москвы. Коллеги представляют вам подробный рассказ о научном обществе «Nota bene», прилагая к теории практические задания.

Когда так динамично развивается мир, ключевой компетентностью, необходимой каждому человеку, становится не столько познание нового, сколько анализ и осмысление доступных сведений по изучаемой проблеме, применение аналитических способностей к постановке и решению конкретной задачи. Такой подход, безусловно, предполагает переосмысление процесса образования.

Школьное научное общество ориентировано на привитие навыков самостоятельной научной работы учащихся по выбранной тематике (проблеме) под руководством преподавателя. Деятельность в рамках НОУ подразумевает два основных направления:

1. Формирование базовых представлений о научном и систематическом подходах к анализу различных объектов окружающего мира, умений использовать полученные знания в реальных условиях, что предполагает:

  • знакомство с этими подходами опытным путем, на примере собственного исследования;

  • формирование представлений о последовательности изучения проблемы в рамках научного подхода (область исследования – цель и задачи работы – сбор информации – ее обработка и анализ – выработка систематических представлений – собственное исследование – выводы);

  • развитие аналитических (на стадии осмысления и переработки информации, учета несогласованных точек зрения) способностей;

  • развитие творческих (на стадии постановки задачи и ее достижения) способностей;

  • развитие базовых навыков общения (на стадии представления работы) в рамках научного доклада (дискуссии).

2. Организация исследовательских работ, включающая:

  • знакомство с актуальными проблемами окружающего мира/современной цивилизации;

  • воспитание активной позиции по отношению к изучению и анализу актуальных проблем;

  • расширение кругозора, реализация исследований, выходящая за рамки школьной программы;

  • развитие самостоятельности, умения принимать решения в рамках поставленной задачи.

Об организации исследовательской деятельности учащихся написано много литературы, однако на практике – это сложная работа, сопряженная с множеством проблем. Прежде всего они связаны с мотивацией детей и педагогов. Если в гимназиях и лицеях ребята нацелены на учебную деятельность и, как правило, способны проводить исследования, то в обычной, общеобразовательной школе на начальном этапе такой труд – удел энтузиастов.

В нашем образовательном учреждении в рамках предпрофильной подготовки в 7–9-х классах и профильной – в 10–11-х – учащиеся выбирают по своему желанию элективные курсы различной направленности. Это послужило основой для создания научного общества, имеющего свое название, девиз, эмблему, разработавшего положение и занимающегося осуществлением проектно-исследовательских работ.

Положение о научном обществе учащихся «Nota bene»

1. Общие положения.

Научное общество «Nota bene» – добровольное объединение школьников (членов предпрофильных и профильных элективных курсов), стремящихся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры; к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственному труду, совершенствованию умений и навыков учебно-исследовательской, изобретательской, опытно-экспериментальной работы; а также нацеленных на сознательное самоопределение относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.

Членами НО «NB» являются ученики 8–11-х классов.

Деятельность осуществляется на основе данного Положения под руководством научно-методического совета школы.

НО «NB» создается при образовательном учреждении, имеет свое название, эмблему, флаг, девиз.

2. Цели и задачи:

– содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;

– способствовать сознательному самоопределению относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;

– помогать творческому самовыражению учащихся;

– развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки, творческие способности в процессе учебной и исследовательской деятельности;

– осваивать проектные формы работы;

– знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;

– учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать материал, выявлять и формулировать проблемы, грамотно оформлять научную работу, овладевать искусством дискуссии, выступать перед аудиторией, обращаться с оборудованием, необходимым для экспериментов.

3. Содержание и формы работы научного общества:

– посещение элективных курсов различной направленности (предпрофильная и профильная подготовка) для удовлетворения персонального спроса участников НО «NB» на изучение интересующих их проблем;

– выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами;

– участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, интеллектуальных играх, выставках;

– подготовка творческих работ и проектов;

– встречи с учеными, изобретателями, сотрудниками музеев, архивов.

4. Структура и организация работы.

НО «NB» состоит из учащихся 8–11-х классов – членов предпрофильных и профильных элективных курсов.

Высшим органом является собрание всех членов общества, проводимое один раз в год для подведения итогов за отчетный период, определения задач на новый учебный год, утверждения планов, выборов совета, принятия документов и решений по деятельности НО «NB».

Члены могут получать консультации специалистов, пользоваться оборудованием учебных кабинетов, избирать и быть избранными в совет НО «NB»; получить отзыв о своей творческой работе от совета и научного руководителя.

За активную деятельность в НО «NB» и выполнение конкретных задач происходит награждение специальными дипломами, грамотами, призами (в частности, поощрение экскурсионными путевками).

5. Совет научного общества.

Высшим руководящим органом НО «NB» является совет.

Он руководит деятельностью НО, избирается общим собранием сроком на один год.

Состав совета: председатель; секретарь; информационно-техническая служба «Референт»; служба подготовки и проведения интеллектуальных игр и марафонов, семинаров, дискуссий «Эрудит»; служба по подготовке и проведению научно-практических конференций «Логос».

6. Содержание и формы работы совета научного общества:

– мониторинговая деятельность по элективным курсам;

– организация и проведение научно-практических конференций (представители совета НО «NB» входят в состав конкурсного жюри на научно-практических конференциях, могут рекомендовать лучшие исследования учеников для участия в окружных, городских конкурсах, олимпиадах);

– распространение информации о деятельности научного общества, в т.ч. наглядное сопровождение – оформление стенда НО «NB»;

– подготовка и проведение интеллектуальных игр и марафонов для младших школьников;

– подготовка и проведение интеллектуальных игр и марафонов, семинаров, дискуссий для учащихся 8–11-х классов.

Совет НО «NB» работает под руководством научно-методического совета школы.

Заседания проводятся 2 раза в месяц.

Заседания служб проходят по необходимости, но не реже 2-х раз в месяц.

7. Девиз: «Per aspera ad astra».

8. Структура.

Информационно-техническая служба НОУ «Референт» занимается технической поддержкой различных мероприятий, проводимых обществом: интеллектуальных игр, научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов.

Служба подготовки и проведения интеллектуальных игр и марафонов, семинаров, дискуссий НОУ «Эрудит» готовит материалы, подбирает вопросы, разрабатывает сценарии.

Служба по подготовке и проведению научно-практических конференций «Логос» осуществляет отбор исследований для конференций, разрабатывает критерии оценки и подведение итогов различных конкурсов.

Схема

Структура совета научного общества

В течение учебного года НОУ проводит конкурс-викторину «Вопрос недели». На информационном стенде общества еженедельно вывешивается задание. Необходимо выполнить его в письменном виде и либо сдать руководителю НОУ, либо положить в специальный ящик.

За правильный ответ учащиеся набирают определенное количество баллов. Итоги подводятся на заседании службы «Логос». Ответ на «вопрос недели», а также имена участников и победителей представляются каждый понедельник. По итогам полугодия (триместра) проводится награждение на научно-практической конференции.

Примеры вопросов даны в Приложении 1.

Еще одним направлением работы научного общества является проведение интеллектуальных игр, подготовленных членами НОУ. Как правило, они проходят с помощью мультимедийного оборудования и презентации, сделанной в программе Power Point с гиперссылками.

Пример такой игры дан в Приложении 2.

В рамках предметных декад члены НОУ школы подготовили и провели проектно-исследовательскую игру «Страна, которой нет на карте».

В ней приняли участие учащиеся 5–9-х классов. Состав каждой команды был разновозрастным – по одному представителю от параллели – и определялся методом жеребьевки. Участвовало 5 команд по 5 человек. Задача – придумать страну и описать ее, дав названия государству, столице и народу; нарисовав символику; обозначив главу страны, законодательную, исполнительную, судебную ветви власти и т.п.

Итогом элективных курсов в нашем образовательном учреждении стало проведение научно-практических конференций, где представляются лучшие проектно-исследовательские работы учащихся школы. Члены совета НОУ входят в состав жюри, они оценивают представленные материалы по определенным критериям и определяют победителей: дипломантов и лауреатов, которых награждают грамотами, дипломами и ценными подарками (электронными носителями).

В Приложении 3 дано положение о научно-практической конференции и основные правила написания исследовательских работ, а также критерии их оценки.

Мероприятия проходят по заранее разработанному плану (таблица).

Таблица

План работы научного общества «Nota bene»

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

1. Формирование совета научного общества.
2. Формирование структуры совета.
3. Работа над названием и символикой научного общества.
4. Разработка положения о научном обществе

Октябрь

1. Оформление стенда научного общества.
2. Подготовка интеллектуальных мероприятий к Неделе науки.
3. Участие в творческих конкурсах (район, округ, город)

Ноябрь

1. Подготовка к декабрьской научно-практической конференции.
2. Участие в творческих конкурсах (район, округ, город)

Декабрь

1. Проведение Недели науки:

– интеллектуальная игра «Эрудит» для 5–6-х классов;
– проектно-исследовательская игра «Страна, которой нет на карте» для 5–9-х классов.

2. Проведение научно-практической конференции.
3. Участие в творческих конкурсах (район, округ, город)

Январь

1. Подготовка к проведению круглого стола «За гранью возможного».
2. Участие в творческих конкурсах (район, округ, город)

Февраль

1. Круглый стол для старшеклассников «За гранью возможного».
2. Участие в творческих конкурсах (район, округ, город)

Март

1. Подготовка интеллектуальных мероприятий к Неделе науки.
2. Участие в творческих конкурсах (район, округ, город)

Апрель

1. Подготовка к майской научно-практической конференции.
2. Участие в творческих конкурсах (район, округ, город)

Май

1. Проведение Недели науки:

– интеллектуальная игра «Эрудит» для 5–6-х классов;
– интеллектуальная игра «Интеллект» для 7–9-х классов.

2. Проведение научно-практической конференции.
3. Общее собрание членов научного общества. Подведение итогов и выборы

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Викторина «Вопрос недели»

Вопрос

Ответ

«Космос», «косметика» – слова одного корня. Как вы считаете, причем здесь Пифагор?

Именно Пифагор впервые назвал Вселенную космосом. «Космос» в переводе с греческого – украшенный, прекрасно устроенный мир

В последнее время в нашем языке стало часто использоваться слово «тинэйджер». Молодых людей какого возраста так называют? Ответ аргументируйте

Тинейджерами принято называть подростков 13–19-ти лет, так как числительные, находящиеся именно в этом промежутке, оканчиваются в английском языке на -teen (thirteen  – nineteen)

Летописец, рассказывая о строительстве Успенского собора в Московском Кремле, сообщает, что оно велось «въ кружало

да въ правило». Что это означает?

Строительство велось с помощью циркуля и линейки

Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в странах южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях?

Яблоко с дерева познания, яблоко раздора и яблоко, подсказавшее Ньютону закон всемирного тяготения

Найдите слово, позволяющее объединить в одну группу следующие существительные: волк, трава, трамвай, губа, капуста

Слово «заяц»:

– волк – заяц;
– «На поляне траву зайцы в полночь косили…»
(отрывок из песни);
– трамвай – ездить «зайцем», т.е. без билета;
– заячья губа;
– заячья капуста

Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек – розовые. Откуда пошел этот обычай?

При Петре I были учреждены ордена для новорожденных царской фамилии, которые прикреплялись на одежду детей. Мальчикам предназначался орден Андрея Первозванного на голубой ленте, а девочкам – орден Святой Анны на розовой ленточке. Со временем цари и ордена канули в небытие, а ленты остались

Русская народная загадка спрашивает: «На что глядят, а не видят, про что ведают, да не знают?». Древнегреческий философ Эпикур говорил: «Пока я есть, ее еще нет, когда она есть, меня уже нет». О чем идет речь?

О смерти

С какой целью знатные дамы в XVI в. носили подвешенные на цепочке к поясу шкурки животных?

На этих шкурках должны были собираться блохи, обильно заводившиеся в складках пышных платьев

Какой год в истории России был самым коротким и почему?

Самым коротким был год 1699 в связи с переходом празднования Нового года с 1 января (по указу Петра I)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Интеллектуальная игра для 7–8-х классов

1-й ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья!

2-й ведущий: Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре.

1-й ведущий: Мы – это научное общество «Nota bene».

2-й ведущий: Сегодняшняя игра составлена и подготовлена нами. Надеемся, что вам она понравится и мы вместе хорошо проведем этот час. Желаем вам удачи.

1-й ведущий: Правила игры следующие: от каждого класса будут выступать команды по 6 человек в каждой, они займут свои места здесь.

2-й ведущий: Командам будут предложены вопросы из разных категорий – математика, литература, биология, культура, история, география. В каждой из них по 5 вопросов. Ну и, конечно, мы предложим вам блицтурнир.

1-й ведущий: А теперь просим занять свои места. Команда выбирает категорию и номер вопроса. Очередность устанавливается жеребьевкой. В течение отведенного времени ответ обсуждается, затем записывается на листок и передается жюри.

2-й ведущий: Болельщики тоже могут помочь своей команде, проделав то же самое. Их правильный ответ принесет команде дополнительный балл. Если же они начнут выкрикивать свои варианты, дополнительный балл получат команды-соперницы.

Примеры вопросов по математике:

1. Миша от дома прошел 200 метров прямо, затем под прямым углом повернул направо и прошел 25 метров, затем опять повернул направо и прошел еще 200 метров. Как далеко от дома он оказался? (25 метров)

2. Когда мы видим цифру два, а называем – четырнадцать? (Время на часах)

3. У стола 4 угла. Сколько углов останется у стола, если один угол отпилить? (5 углов)

4. И т.д.

Вопросы по истории:

1. Как в XIX в. называлась станция, где можно было поменять лошадей?

а) банковская, б) почтовая, в) кабацкая, г) театральная.

2. Как называется человек, коллекционирующий монеты?

а) филателист, б) нумизмат, в) букинист, г) флорист.

3. Строительство именно этой башни способствовало появлению разных языков.

а) Эйфелева, б) Пизанская, в) Останкинская, г) Вавилонская.

4. Название башни Кремля (дано фото):

а) Благовещенская, б) Водовзводная, в) Спасская, г) колокольня «Иван Великий».

5. Как назывался на Руси обруч, служивший женским украшением?

а) гривна, б) ожерелье, в) колье, г) бармы.

Вопросы по географии:

1. В какой стране впервые стали производить сахар?

а) Индия, б) Китай, в) Ассирия, г) Япония.

2. Какое озеро самое глубокое?

а) Ладожское, б) Каспийское, в) Байкал, г) Онежское.

3. Какая фаза луны обозначается черным кругом:

а) новолуние, б)полнолуние, в)первая четверть, г)третья четверть.

4. Название туристического маршрута: Москва – на северо-восток через древнерусские города – Москва:

а) «Золотое кольцо», б) «Старинный маршрут», в) «Славянский путь», г) «Путешествие».

Вопросы по биологии:

1. Число взмахов крыльев у некоторых видов этих птиц может повышаться до ста в секунду. Они очень много едят, съедая за сутки корма по массе примерно в два раза больше, чем весят сами. Эта птица умеет летать вперед хвостом. (Колибри)

2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)

3. Самый маленький вид обезьянок:

а) гвереца, б) мандрилы, в) коаты, г) игрунки.

4. Где находится погремушка у змеи – на хвосте или в пасти? (На конце хвоста).

Вопросы из области культуры:

1. Русский композитор, мастер-симфонист, музыкальный драматург. (Петр Ильич Чайковский)

2. Как называются башенные часы с музыкой? (Куранты)

3. Имя режиссера, поставившего мультфильм «Ну, погоди!».

а) В.Котеночкин, б) А.Курляндский, в) Ф.Камов, г) А.Хайт.

4. Как называется старинное японское искусство создавать сложенные из бумаги фигурки?

а) оригами, б) икебана, в) амбушюр, г) меланжакт.

5. Как называются женские украшения, сделанные из дешевых камней и металлов? (Бижутерия).

Вопросы по литературе:

1. Как звали нимфу, наказанную за болтливость?

а) Дафна, б) Эхо, в) Калипсо, г) Аретуса.

2. Кто написал сказку «Аленький цветочек»?

а) Братья Гримм, б) Уолт Дисней, в) С.Аксаков, г) А.Толстой.

3. Кто из этих злодеев становился добрее после многократного чихания?

а) Бармалей, б) Карабас Барабас, в) Джон Сильвер, г) профессор Мориарти.

4. По средневековой легенде этот призрачный корабль был обречен на вечное плавание и не мог пристать к берегу. Среди моряков было распространено поверье, что встреча с ним предвещает гибель в море. («Летучий голландец»)

5. Как называется игра, состоящая в составлении стихов на заданные рифмы?

а) буриме, б) бенефис, в) репертуар, г) квинте.

Блицопрос

Оценивается, сколько верных ответов дала команда за определенное время (1–2 мин.).

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Французский император, в честь которого названы торт и пирожные. (Наполеон)
3. Сколько сторон в квадрате? (4)
4. Столица России. (Москва)
5. Два шеста, на которые встают, чтобы стать очень высоким. (Ходули)
6. Чтобы испечь пирог, надо сначала замесить… . (Тесто)
7. Царская дочь, которая всегда плакала. (Царевна-Несмеяна)
8. Девочка, попавшая в страну чудес. (Алиса)
9. Сколько цветов в радуге? (7)
10. Фамилия первого космонавта. (Гагарин)
11. Автор «Снежной королевы». (Андерсен)
12. Сколько падежей в русском языке? (6)
13. Звезда бразильского и мирового футбола. (Пеле)
14. Так называется весь животный мир. (Фауна)
15. Имя вороны из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша)
16. Если наш, то разведчик, если вражеский, то… . (Шпион)
17. Спутник Земли. (Луна)
18. Головной убор из сплетенных живых цветов. (Венок)
19. Месяц в середине зимы. (Январь)
20. Что Удав передал Слоненку для Мартышки? (Привет)
21. Итальянский Буратино. (Пиноккио)
22. Транспорт Бабы-Яги. (Ступа, метла)
23. Друг веника. (Совок)
24. Капитан «Наутилуса». (Немо)
25. Героиня сказки в хрустальных туфельках. (Золушка)
26. Земной шар в миниатюре. (Глобус)
27. Бесплатное угощение в мышеловке. (Сыр)
28. Она вылетает из дула пистолета. (Пуля)
29. Звенящий цветок. (Колокольчик)
30. Этот мальчик не умел играть на гармошке и не хотел копать картошку. (Антошка)
31. Бывает, что он льет, как из ведра. (Дождь)
32. Поленья для печки. (Дрова)
33. Сделав его, можно и погулять. (Дело)
34. Оптический прибор из двух линз. (Очки)
35. Головной убор шута. (Колпак)
36. Произведение живописца. (Картина)
37. Ее открыл Христофор Колумб. (Америка)
38. Накладные волосы. (Парик)
39. Зимняя квартира медведя. (Берлога)
40. Цирковая площадка. (Арена)
41. Автор «Мойдодыра». (Корней Чуковский)
42. Имя сказочной героини, сделанной из снега. (Снегурочка)
43. Согласно русской пословице, телегу надо готовить зимой, а их – летом. (Сани)
44. «Кожа» дерева. (Кора)
45. На чем бывают желуди? (На дубе)
46. Морской разбойник. (Пират)
47. Красный или черный молотый… . (Перец)
48. Его завязывают на конце нитки. (Узелок)
49. Вожак волчьей стаи из сказки про Маугли. (Акелла)
50. Перекладина в курятнике, на которую ночью садятся куры. (Жердь)
51. Размер человека в длину. (Рост)
52. Газированный напиток зеленого цвета. (Тархун)
53. Значок для записи музыкальных звуков. (Нота)
54. Она, согласно пословице, рождается в споре. (Истина)
55. Самая маленькая птичка. (Колибри)
56. Пол из дощечек. (Паркет)
57. Автор сказки о золотой рыбке. (Пушкин)
58. Речной или сахарный… . (Песок)
59. Выступ над окном или дверью. (Карниз)
60. Жаркое время года. (Лето)
61. Голубой головной убор десантника. (Берет)
62. Что предшествует ответу? (Вопрос)
63. Любимое лакомство Винни-Пуха. (Мед)
64. Так называется весь растительный мир. (Флора)
65. Стремительное наступление. (Атака)
66. Самые большие попугаи. (Ара)
67. Линия раздела между территориями, рубеж. (Граница)
68. Вьющаяся или завитая прядь волос. (Локон)
69. Имя пуделя, друга Мальвины. (Артемон)
70. Ее исполняет актер в театре и кино. (Роль)
71. Из него выстругали Буратино. (Полено)
72. Нос у слона. (Хобот)
73. Собачий домик. (Конура)
74. Роспись знаменитого человека. (Автограф)
75. Хранительница золотого ключика. (Черепаха Тортила)
76. Место у реки, где собираются животные. чтобы напиться. (Водопой)
77. Ведро с носиком для полива растений. (Лейка)
78. У Чуковского в него упала луна во время пляски слонихи-щеголихи. (Болото)
79. Жилище птицы. (Гнездо)
80. Сказка Ш.Перро «Синяя …». (Борода)
81. Стадо лошадей. (Табун)
82. Туда приходят люди, чтобы поупражняться в стрельбе. (Тир)
83. Бог, которому поклоняются мусульмане. (Аллах)
84. Оружие, которым виртуозно владел Робин Гуд. (Лук)
85. Игра, по правилам которой нельзя произносить ни слова. (Молчанка)
86. Символ Парижа. (Эйфелева башня)
87. Так называют и фильм, и место, где его показывают. (Кино)
88. И морская рыбка, и Горбунок. (Конек)
89. Ровно в полдень она исчезает даже на солнце. (Тень)
90. Соперник крестика в детской игре. (Нолик)
91. Клад с драгоценностями, который ищут на необитаемых островах. (Сокровища)
92. Тонкая ледяная корочка на снегу. (Наст)
93. Отец князя Гвидона из сказки Пушкина. (Царь Салтан)
94. Блюдо из нарезанных овощей или фруктов. (Салат)
95. Европейский дед Мороз. (Санта-Клаус)
96. Теннисная площадка. (Корт)
97. Из него делают свечи. (Воск)
98. Знаменитый агент 007. (Джеймс Бонд)
99. Картина, написанная красками по сырой штукатурке. (Фреска)
100. Настенный светильник. (Бра)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Положение о научно-практической конференции учащихся 8–11-х классов

Настоящее Положение утверждено на педагогическом совете

Протокол № _____ от _________ 200_ г.

I. Цели и задачи:

– выявление одаренных подростков и обеспечение реализации их творческих возможностей;

– развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

– формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

– самопроверка школьниками своих наклонностей, профессиональной ориентации и готовности к предстоящей трудовой деятельности;

– совершенствование методики исследовательской работы, обмен опытом.

II. Время и место проведения

Дата: определяется методическим советом школы.

Место: конференц-зал.

III. Организаторы

Конференцию организуют и проводят методический совет школы и совет научного общества учащихся.

IV. Участники конференции

На мероприятие приглашаются учителя и учащиеся, задействованные в работе элективных курсов.

К участию допускаются работы (доклад, стендовый доклад, проект, научно-исследовательская работа, научная статья и отчет, литературный обзор, рецензия), выполненные учащимися самостоятельно или под руководством научных руководителей в качестве консультантов.

От каждого элективного курса – не более 2-х работ по каждому направлению.

V. Организация работы

Деятельность на конференции осуществляется по параллелям.

Необходимо представить краткую аннотацию ученической работы, включающую следующую информацию: название МОУ, тему, имя автора, имя руководителя, цель, методы и приемы, полученные данные, выводы. Объем – до 1-го листа текста формата А4.

Структура:

– титульный лист
– содержание;
– введение;
– основная часть;
– заключение;
– список литературы;
– презентация на электронном носителе.

Требования к оформлению работ

Выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (размеры: горизонталь – 210 мм, вертикаль – 297 мм). Текст печатается ярким шрифтом (12-й кегль) через полтора интервала между строками на одной стороне листа. Страницы нумеруются в нижнем правом углу. Указываются названия таблиц, графиков, диаграмм. Ссылки на используемые литературные источники являются обязательными. Формулы вписываются черной пастой (тушью) либо воспроизводятся на печатающем устройстве. Весь материал должен быть хорошо читаемым.

Представленные работы экспертная группа оценивает по следующим критериям:

а) корректность формулировки темы, соответствие текста заявленной теме;
б) актуальность поставленной задачи: имеет практический или теоретический интерес, носит вспомогательный характер или неактуальна;
в) теоретическая и практическая ценность: новизна результатов, возможность применения на практике;
г) логика, структура;
д) знакомство с современным состоянием проблемы: знание литературы и результатов других исследователей;
е) уровень оформления: соответствие требованиям, эстетичность;
ж) ораторское мастерство.

VI. Подведение итогов

Итоги конференции подводятся компетентным жюри, сформированным из представителей научного общества школы. Авторы лучших работ награждаются почетными грамотами и призами. Этим ребятам представится возможность участия в конкурсах и конференциях районного, окружного и городского уровней.

Этапы выполнения исследовательской (проектной) работы учащимися:

I этап. Выбор темы.

1. Предлагается учителем (руководителем).
2. Выбирается самостоятельно из наиболее интересной для ребенка области знаний.
3. Первоначально используется рабочая формулировка, уточняемая в процессе.

II этап. Организация выполнения работы.

1. Планирование работы, консультаций руководителя, составление списка основной литературы по теме.

2. Уточнение проблематики, составление плана изложения и основных тезисов. Подбор литературы и ее изучение.

3. Определение структуры, методов и методик работы над заявленной проблемой.

4. Корректировка содержания, написание полного текста и предварительная проверка руководителем.

III этап. Оформление работы и ее рецензирование руководителем.

Объем работы должен составлять не менее 15–20-ти страниц печатного текста, набранного 12-м шрифтом. Поля с левой стороны – 3 см, с правой – 2 см, сверху и снизу – по 2 см.

1. На титульном листе указываются:

– название школы, представляемой автором;

– тип работы (реферат, научное исследование, проект);

– область научных знаний;

– название темы;

– фамилия, имя, класс автора;

– ФИО, должность руководителя.

2. Оглавление (содержание) работы с указанием страниц.

3. Введение.

4. Основная часть:

– разделы (главы) – не более 3-х;

– подразделы (параграфы) в каждом разделе – 2(3).

Обязательно указание страниц. Введение нумеруется как страница 2.

5. Заключение (1–2 страницы).

6. Список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке.

7. Приложение. Если их несколько, то для них вводится внутренняя нумерация.

IV этап. Защита работы.

Подготовка к выступлению включает два основных аспекта: содержательный и психологический.

Содержательный аспект предполагает:

  • составление плана тезисов сообщения, содержащего основные результаты проделанной работы, важнейшие выводы и рекомендации;

  • подготовку иллюстративного материала (презентацию) и оптимальных способов демонстрации;

  • репетицию выступления, включающую проверку его соответствия существующему регламенту.

Психологический аспект включает саморегуляцию состояния стресса, вызванного предстоящей защитой работы.

Правила написания введения и заключения

Во введении:

  • обосновать актуальность темы (определяется необходимостью получения новых сведений для дальнейшего понимания той или иной области знаний);

  • сформулировать цели и задачи работы (обычно в форме перечисления: изучить, описать, установить, выявить и пр.);

  • определить предмет и объект исследования (явление, порождающее проблемную ситуацию и ту его часть, на которую будет направлено внимание автора);

  • указать избранные методы исследования (способы получения новых знаний);

  • сообщить о теоретической и практической значимости исследования.

В заключении выводы должны:

  • содержать новую информацию, полученную в результате исследования;

  • отражать новизну;

  • обосновывать теоретическую значимость и практическую ценность работы;

  • обобщать результаты, согласованные с задачами и аргументированные в соответствующих разделах.

Статья подготовлена при поддержке информационного портала «Goldy.Su». Если вам интересны ювелирные украшения, и вы решили узнать о них по больше, то лучшим решением станет обратиться в информационный портал «Goldy.Su». На сайте, расположенном по адресу «www.Goldy.Su», вы сможете узнать про плетение золотых цепочек, перейдя по ссылке «золотая цепочка плетение снейк», а также море другой информации о ювелирных украшений. Портал постоянно обновляется насыщенной и красочным материалом.

В этой части возможно отразить все то, что сделано; что пока не удалось реализовать; обозначить направления дальнейших исследований.

Примерная схема построения исследования

Вводная часть

1. Обоснование актуальности.
2. Обзор литературы, характеристика имеющихся по данной теме теорий.
3. Выделение конкретного вопроса (предмета) исследования; выдвижение гипотезы.
4. Обоснование и четкое изложение целей и задач работы, характеристика используемых методов.
5. Формулировка основных положений по данной теме.

Основная часть

1. Описание теоретических подходов к избранной проблеме.
2. Собственные положения автора.
3. Практическая часть – описание эксперимента, анализ полученных данных, их интерпретация и обобщение.

Заключительная часть

1. Краткое изложение исследования.
2. Окончательная формулировка выводов.
3. Список используемой литературы.

Приложение

1. Схемы.
2. Таблицы.
3. Иллюстрации.
4. Электронная версия.
5. Презентация.

Критерии оценки проектно-исследовательской работы и ее защиты на научно-практической конференции

Количество баллов (по 10-балльной шкале)

Исследовательский характер работы (постановка проблемы, наличие целей и задач, соответствующих им анализа и выводов)

 

Структура работы (содержание; введение/постановка целей и задач; основная часть; заключение/выводы; ссылки на используемые источники; список литературы; приложения)

 

Научный уровень работы (использование различных источников, возможен обзор литературы и/или анализ различных точек зрения на проблему, ссылки на используемые источники)

 

Критерии оценки выступления

 

Исследовательский характер работы (постановка проблемы, наличие целей и задач, соответствующих им анализа и выводов)

 

Ораторское мастерство, владение материалом, умение отвечать на вопросы

 

Доступность и последовательность изложения

 

Научная ценность работы (где она может быть использована)

 

Наглядность и иллюстративность, культура оформления

 

Соблюдение временных рамок (штрафные очки)

 

Общее количество баллов

 

Вопросы, замечания, пожелания, рекомендации, отзыв

 

 

Рейтинг@Mail.ru