Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2009

Экономика образования

Найти свою нишу

Закон «Об образовании» 1992 г. до сих пор вспоминается как  один из самых либеральных. В нем было впервые заявлено, что школа вправе самостоятельно распоряжаться всеми бюджетными и внебюджетными средствами. Но поправки, введенные со временем в этот документ и – в дальнейшем – в Бюджетный кодекс РФ, поставили финансовую деятельность образовательных учреждений в жесткие рамки. О сегодняшней ситуации в сфере финансово-хозяйственной деятельности школ говорит профессор Московского института открытого образования Марк Михайлович МУСАРСКИЙ.

Начну с констатации важного факта. Самостоятельное формирование новой системы оплаты труда и разработка своего механизма распределения стимулирующего фонда заработной платы – это серьезный шаг образовательных учреждений вперед. Да, многое здесь зависит от политики муниципального руководства, но я надеюсь, что это право все-таки останется за школами. Иначе мы с вами никогда не сможем достичь качества образования, к которому стремимся.

В ситуации, когда нет стимулов к активной деятельности, никакого эффекта не будет. Это нужно четко уяснить всем ОУ и их руководителям. Часть денег из стимулирующего фонда могут получать только те педагоги, которые достигли определенных результатов. И, на мой взгляд, сейчас проблема состоит не в том, что у нас «провал» в системе основного образования, а в том, что перед учителями не озвучены целевые требования.

Но попробуем посмотреть на проблему экономической самостоятельности чуть шире. Что лежит в ее основе? В первую очередь – контрактные отношения с государством и получателем. И самый большой вопрос сегодня заключается в позиции региональных и муниципальных органов управления, не желающих остаться без «золотого запаса».

По сути, они постепенно лишаются права распределения денег как таковых, переводя свою работу на совершенно иной уровень. А именно: муниципальный заказ, норматив бюджетного финансирования – все это становится элементом контракта, заключаемого с государством. Картина получается такая: скажем, в муниципалитете есть школа, в которой 800 учащихся, на каждого выделяется определенная сумма, и педагогический коллектив взамен должен реализовать программу начального, среднего и основного образования, достигнув определенных результатов. Здесь уже вступает в игру не экономика, а именно профессиональное мастерство. В данном случае она представляет собой ресурсное обеспечение образовательных, педагогических технологий.

ПЕРСПЕКТИВЫ

В Минобрнауки России состоялся брифинг для СМИ, касающийся национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», разработчиками которой стали Миздравсоцразвития России, Минэкономразвития РФ, Минфин России, регионы-участники комплексных проектов модернизации образования, инновационные школы и экспертные сообщества.

Вел мероприятие директор Департамента государственной политики в образовании Игорь Реморенко. В качестве резюме он озвучил пять пунктов президентской инициативы:

1. Возможность уже в школе раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты.
2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
3. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. Должна быть разработана система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации; внимание – на пополнение образовательных учреждений новым поколением педагогических кадров.
4. Российская школа не имеет права быть «ветхой» – и в прямом, и в переносном смысле.
5. Приоритет здорового образа жизни должен быть в полной мере реализован в образовательном учреждении.

Мы долго жили в ситуации, когда директора ОУ сами себе «заказывали музыку» и сами себя оценивали. Сегодня дело обстоит по-другому, так как перед нами возник вопрос предъявления итогов потребителю. Это родители, ученики, общество в целом. Именно поэтому появилась еще одна содержательная (и одновременно экономическая) задача: сформулировать конечные результаты, к которым должна прийти школа, и оценить их с точки зрения потребителя.

Например, в столице еще года два назад сильно увеличили зарплату учителям иностранных языков. Однако пока неизвестно, что покажут итоги ЕГЭ по иностранному языку в этом году? Как такой экономический шаг скажется на знаниях детей? Сопоставление одного с другим – это и есть эффективный менеджмент.

Зачем вообще школам нужна самостоятельность? Почему мы говорим, что это – один из важнейших инструментов решения всех проблем, стоящих перед системой образования? И каковы они?

Первая – ограниченность ресурсов, вторая – неэффективность использования бюджетных и внебюджетных средств, третья – система находится вне фокуса национальных интересов, далее – бюджетные учреждения нацелены не на конечный результат, а на то, что надо потратить бюджетные средства. И главная (для меня, кстати, относительно новая) проблема состоит в том, что в рамках развития конкурентной среды, диктующей нормативное финансирование, школа не начинает поиск организационной формы.

А между тем одна из задач образовательных учреждений – откликаться на внешние запросы. Это значит – найти свою нишу и быть готовым к воспроизводству услуг, запрашиваемых обществом.

Помните, в 90-х годах школы, говоря о своей миссии, писали, что их выпускник должен соответствовать требованиям рынка?

Ответственность учебного заведения за конечный продукт и поиск организационной формы – именно эти две базовые вещи позволят нам создать новую экономическую модель и определить в ней функции и производителя, и потребителя, и государства, а также роль экономических ресурсов и образовательного рынка.

Если школа не будет самостоятельной, она не сможет выполнить конкретную программу, достичь нужного результата и выпустить свой качественный конечный продукт.

Публикация статьи произведена при поддержке официального интернет-магазина adidas www.adidas.ru. Интернет-магазин www.adidas.ru предлагает купить спортивную одежду, обувь и аксессуары торговой марки Адидас с доставкой по всей России. Большой каталог предлагаемых товаров включает в себя теннисные кроссовки, футбольные бутсы, кеды, сапоги и многие другие виды обуви для мужчин, женщин и детей. Удобный рубрикатор, таблица размеров, фотографии внешнего вида, оценки и комментарии других покупателей, помогут подобрать самую подходящую обувь, а низкие цены и скидки позволят выгодно сэкономить на покупке.

Рейтинг@Mail.ru