Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2009

Экономика образования

Пройти через узкий мостик

Образовательные ресурсы должны «работать» на экономические амбиции

Можно ли сегодняшнюю систему российского образования назвать эффективной? Готова ли она оперативно реагировать на вызовы окружающего мира, обеспечивать страну интеллектуальным ресурсом? Об этом размышляет профессор Самарского государственного аэрокосмического университета Ефим Яковлевич КОГАН.

Экономическая основа организации общества (на уровне региональном, всей страны или мира в целом – не важно), является важнейшей базовой структурой для построения образовательных ресурсов. Следуя этой логике, попробуем понять, в какой степени система образования должна отвечать именно экономическим задачам, стоящим перед регионом или страной.

Мы должны четко представлять, как формировать основной ресурс инновационной экономики – человеческий потенциал.

Что я имею в виду? Представьте, что ребенок сначала на протяжении одиннадцати-двенадцати лет (в зависимости от страны) учится в школе, затем энное количество лет проводит в университете, после чего попадает в большой мир, который со времени начала его обучения сильно изменился. А ведь крайне важно, чтобы человек нашел в нем свое место, а мир, в свою очередь, смог бы увидеть в этой личности пополнение своих рядов.

Такая стыковка – очень важная задача с точки зрения организации ресурсов, содержания и целей образования, то есть всего того, что называется прогнозируемыми образовательными результатами. Они-то и должны, на мой взгляд, составлять важнейшую, базовую часть стандарта.

Думаю, нам необходимо обозначить собственные амбиции в решении этих задач. Мы неоднократно слышали от президента – как от нынешнего, так и от предыдущего – призывы сформировать конкурентоспособную экономику, опирающуюся на человеческий потенциал. Эта конкурентоспособность должна восприниматься как определенный способ организации образовательных ресурсов.

Фактически нам следует изучить те конкурирующие качества, которые есть сегодня внутри страны и на мировых рынках, и понять, какими способами их можно формировать в наших образовательных системах. Нам нужно ввести соответствующие нормы в стандарты, разработать технологии, позволяющие достичь запланированных результатов.

Иными словами, у нас должна появиться осмысленная технологическая линия, ведущая к воспитанию тех или иных качеств личности, заложенных в стандарте, обеспечивающих конкурентоспособность.

Другая важная вещь – это инвестиционная организация образовательных ресурсов как способ формирования привлекательности региона или страны в целом с точки зрения вложений средств.

Позволю себе вспомнить один из эпизодов знакомства с финской системой образования. Коллеги из минобразования Финляндии рассказывали мне о том, что в этой стране 20% населения говорят по-русски и 100% – по-английски. На мой вопрос «почему?» последовал простой ответ: «Видите ли, все инвесторы общаются на английском языке».

Это пример государства, которое решает свои экономические задачи, формируя инвестиционную привлекательность с помощью образовательных ресурсов. Подчеркиваю: не национальную идентификацию, а инвестиционную привлекательность. Это принципиально разные позиции. И если подобные экономические амбиции становятся государственной политикой, то под них и формируются соответствующие образовательные ресурсы.

У нас должна появиться осмысленная технологическая линия, ведущая к воспитанию тех или иных качеств личности, заложенных в стандарте.

Мировой и отечественный опыт последних лет свидетельствует о том, что необходимо создавать адаптивную систему образования. То есть такую, которая без дополнительных усилий с внешней стороны оперативно реагировала бы на изменения, происходящие вокруг нее. В этом смысле введение нормативного финансирования является как раз одним из таких адаптационных механизмов, позволяющих образовательным учреждениям учитывать позицию ученика, студента, который получает некий образовательный ресурс.

Есть, разумеется, и целый ряд других шагов, обеспечивающих подобного рода адаптационные эффекты. В частности, передача руководителям школ как можно более широких управленческих полномочий, возможностей, ресурсов и т.д.

Однако замечу, что создание адаптивной системы вовсе не является гарантией того, что мы получим запланированный результат. Здесь требуется следующий шаг. А именно – введение определенного содержания образования и необходимых технологий. Это очень важный этап реформы. Мы подходили к нему много раз, но никак не можем преодолеть.

Около пяти лет назад это попытались сделать в Самарской области. То есть объявить компетентностно-ориентированные результаты образования конечной целью. С того момента, когда региональное правительство официально приняло соответствующее постановление, взгляд профессионального сообщества и жителей региона в целом на эту проблему принципиально изменился. В школах началась достаточно интенсивная работа по введению компетентностно-ориентированных технологий и способов деятельности со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Подчеркну, что все это было спланировано и организовано на уровне целого региона. Подразумевалась целенаправленная работа в ОУ по формированию тех качеств личности выпускника, которые сегодня у всех, что называется, на слуху.

Рискну остановиться еще на одной проблеме, на мой взгляд, исключительно важной с точки зрения не столько экономики образования, сколько экономики любого региона и страны в целом. Я имею в виду специальное образование. Это та сфера, которая либо позволяет ввести в экономику и реальную жизнь порядка 10% экономически активного населения, либо просто-напросто вычеркивает их из жизни, не говоря уже о гуманитарной стороне проблемы.

Решение ее существует и в нашей стране, и за рубежом. И, как мне кажется, это должно быть одной из сторон образовательной политики в целом. Здесь необходимо начинать с создания некоей службы ранней диагностики и коррекции, позволяющей уже на раннем этапе помогать детям с особыми потребностями. Начав заниматься данной проблемой практически с истоков, мы впоследствии могли бы более адекватно решать вопросы, связанные с интеграцией образования и переводом этих молодых людей в эффективно действующий социальный слой.

Есть и еще одна характеристика (которой нужно и можно управлять, если мы хотим поддерживать экономически активную роль образовательных ресурсов на той или иной территории), называемая «индекс развития человеческого потенциала». В ней «замешаны» и производственные возможности территории, и источники, связанные как с устройством ее системы здравоохранения, так и образовательных ресурсов, и т.д. <…>

бежден, что медленная реакция нашей системы образования на изменения в окружающем мире в значительной мере удлиняет время взросления молодых людей. В ситуации, когда западная школа оперативно реагирует на меняющиеся условия, а на этапе двенадцатилетнего школьного обучения построена так, чтобы взросление происходило максимально быстро, мы переносим его из школы в реальную жизнь.

В этом смысле организация адаптивной образовательной системы – это своего рода технология, формирующая определенные качества учеников. Потому что все, что происходит в школе, является технологией, оказывающей влияние на детей. На мой взгляд, об этом надо помнить постоянно.

Мы понимаем сегодня связь между устройством мира, трансформациями, происходящими в нем, и образовательными результатами; осознаем, что смена социально-экономических приоритетов должна сопровождаться изменениями образовательных результатов, что ключевым фактором успеха является ясное и четкое осознание образовательных целей и содержания «качества образования». Однако этот термин сам по себе ничего не значит до тех пор, пока мы не договоримся о его сути. Иными словами, демонстрацию каких умений и компетентностей следует понимать под качеством. И что с ним будет завтра, когда этот набор изменится.

Государственные стратегии развития страны должны превращаться в государственную образовательную политику. Это тот узкий мостик, через который мы пробираемся с большим трудом.

Рейтинг@Mail.ru