Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2009

Книжная полка

Рецензии

Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика

СПб.: Питер, 2009

«…Главной причиной почти всех школьных трудностей детей … выступает недостаточный уровень развития познавательной сферы учащихся».

Что такое хорошая школа? Можно получить большое число ответов на этот простой вопрос, задавая его ученикам и выпускникам, родителям и преподавателям вузов, учителям и руководителям образовательных учреждений. Однако какими бы разными ни оказались ответы, все в первую очередь говорят о получении качественного образования. Необходимым, хотя и недостаточным, условием достижения желаемого результата является усвоение школьной программы, что выражается в высоких оценках по всем учебным предметам.

В современном среднем образовании сложилась такая ситуация, когда за успеваемость по отдельным школьным дисциплинам отвечает учитель-предметник, за результаты класса – классный руководитель, а образовательного учреждения в целом – директор и его заместители. Кроме того, в последние десятилетия с приходом в школу психолога именно к нему стали обращаться и учителя, и школьная администрация в надежде получить помощь по выявлению и коррекции школьных трудностей.

Таким образом, проблемы успеваемости так или иначе касаются всех участников образовательного процесса, начиная от директора школы и закачивая главным виновником всех учебных проблем – учеником. Каким образом скоординировать их усилия? Наиболее распространенная форма согласования действий – совместное обсуждение проблем школьной неуспеваемости на заседаниях педсоветов и методобъединений, продуктивность которых повышает, в том числе, и владение соответствующими психолого-педагогическими знаниями.

Данная книга предназначена, прежде всего, психологам, в задачи которых входит не столько констатация факта неуспеваемости ребенка (обычно на это обращает внимание учитель, хотя следует иметь в виду, что необходимо отличать эту проблему от предвзятого отношения педагога к ученику), сколько выявление причин.

Как отмечает автор, анализ факторов развития детей и условий организации учебного процесса, приводящих к отставанию в учении, и составляет основное содержание пособия. Эти сведения представляют интерес не только для психологов по той причине, что решение имеющихся школьных проблем им в одиночку не под силу и оно ложится на плечи учителей, от правильных действий которых по организации урока зависит успех дела.

В качестве иллюстрации сказанного можно привести два примера. Автор обращает внимание на такое широко распространенное в школьной среде явление, как интеллектуальная пассивность. Интеллектуально пассивные ученики отличаются нормальным умственным развитием, но при этом не могут справиться с самыми простыми учебными заданиями.

Причина этого лежит в особенностях воспитания, когда дети в силу отсутствия побуждений к интеллектуальной деятельности не приобрели соответствующего опыта, а в школе научились подменять цель «решить задачу» на «получить результат». Школьной пассивности можно посвятить заседание педсовета, когда эта проблема будет проанализирована как с психологической, так и педагогической стороны.

Другим примером выступает психологический анализ отметки, которая воспринимается учеником по-разному в зависимости от возраста и, в частности, приобретает особое значение для подростка. Ответ на вопрос, почему директору следует снисходительно относиться к заметному снижению успеваемости в среднем звене, вы найдете в данной книге.

Советы, опирающиеся на полученные психологами данные, помогут и педагогам, и школьной администрации не только исправить допущенные ошибки, но и избежать новых.

 

Консилиум – решение школьных проблем. Нормативно-правовые документы. Психодиагностические материалы

Авт.-сост. О.Б. Григорьева и др. Волгоград, 2009

«Консилиум является ценнейшим инструментом, который позволяет составить для каждого ребенка, для группы детей индивидуальный образовательный маршрут».

Согласно публикуемым в СМИ фактам, число детей с нарушениями развития в последние десятилетия неуклонно растет.

В силу часто встречающегося отсутствия профессиональной помощи в раннем и дошкольном возрасте их отличия от нормально развивающихся сверстников порой становятся более выраженными. Как правило, такие дети не могут освоить школьную программу, испытывают затруднения в установлении контактов с одноклассниками, ведут себя неадекватно на уроках и переменах.

Педагоги младших классов объясняют эти особенности замедленным психическим развитием и надеются на некоторые улучшения в будущем. В средней и старшей школе положение, как правило, усугубляется. Ни учителя-предметники и классные воспитатели, с одной стороны, ни администрация ОУ, с другой, оказываются не в состоянии изменить ситуацию к лучшему.

В этом случае надежды возлагаются на объединение усилий всех участников образовательного процесса и проведение школьного консилиума. О том, как его организовать, об участниках, призванных отвечать не только за собственные профессиональные действия, но и намечать совместный план работы, о функциях этого органа идет речь в данном пособии.

Как отмечают авторы, психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) объединяет различных специалистов, каждый из которых решает круг специфических задач, обеспечивающих принятие коллективного решения о мерах воздействия на детей. В его состав входят учителя-предметники, психолог, дефектолог, логопед, социальный педагог, школьный врач, классный руководитель. Возглавляет консилиум директор школы или его заместитель по учебно-воспитательной работе.

Положение «О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) образовательного учреждения» выступает нормативным документом, помогающим профессионально подойти к проведению консилиума в собственной школе.

Как следует из подзаголовка, книгу условно можно разделить на две части. В первой речь идет о том, что такое консилиум, его организация, взаимодействие с родителями и т.п. Этот раздел представляет интерес для директоров школ, их заместителей и классных воспитателей.

Значительное место в издании отведено описанию психологического инструментария для проведения диагностики познавательного и личностного развития детей. Понятно, что эти сведения адресованы, прежде всего, психологам и отчасти дефектологам.

Собранные под обложкой книги методики хорошо знакомы всем практикующим психологам. В данном случае они объединены в систему, позволяющую провести комплексное обследование учащихся, которое выступает обязательной частью консилиума. Специальная информация для олигофренопедагогов и логопедов помещена в последнем разделе. Кроме того, не следует забывать об обязательном привлечении к работе социальных педагогов.

Из сказанного следует, что данное методическое пособие, хотя и вышло в серии «В помощь администрации школы», предназначено широкому кругу читателей, а не только руководителям образовательных учреждений, однако именно они несут ответственность за организацию и последствия проведения консилиума.

Рейтинг@Mail.ru