Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2009

Школа и власть

«Правильные» учебники

Продолжаем тему международных исследований и места России в них. В   2006 г. наша страна победила в PIRLS среди 40 участниц. На  недавнем семинаре в ГУ–ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» ученые пытались ответить на вопрос: был ли успех российских учащихся предопределен учебниками и пособиями по  чтению, применяемыми в начальной школе?

Начальная школа эклектична

«Когда финнов спрашивали, почему школьники из Финляндии вышли на первое место в международном исследовании PISA, они отвечали: “Потому что в наших учебниках предлагаются такие же задания“, – отметил научный руководитель семинара, проректор Высшей школы экономики Исак Фрумин. – Это, конечно, не глубокий, но распространенный ответ. Тем не менее, для нас в России сегодня важно проанализировать, как в отечественных учебниках для начальной школы представлены задания PIRLS. Может ли это отчасти объяснить, почему российские дети показали высокие результаты?»

Докладчик Марина Пинская, входящая в исследовательскую группу, рассказала, что с этой целью были изучены все учебники и пособия по чтению, применяемые в наших школах. Акцент делался на издания 2003–05 гг.: именно по ним занимались четвероклассники, принявшие участие в PIRLS в 2006-м.

К сожалению, не удалось выяснить, по каким конкретным книгам они обучались. «Это большая проблема. В младших классах часто бывает, что заявляется одна программа, а на столе у учителя лежит пособие из другой», – признала Пинская.

«Начальная школа очень эклектична, – считает вице-президент РАО Виктор Болотов. – Математика может быть из программы «Гармония», а русский язык – из Эльконина–Давыдова».

«Анализировать учебники можно с разных позиций, – подчеркнула Марина Пинская. – Нас интересовало, в какой степени данное учебное пособие обеспечивает формирование основных читательских умений, проверяемых PIRLS». Имеется в виду следующее:

1) поиск и выявление информации, заданной в явном виде;
2) формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте;
3) интерпретация и обобщение информации;
4) оценка содержания, языка и структуры текста.

Так насколько помогают современные учебники воспитать у детей эти навыки? Исследователи взяли наиболее распространенные в российских школах программы. Среди них:

  • Традиционная образовательная система:

– «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова),
– «Гармония» (под редакцией Н.Б. Истоминой),
– «Начальная школа XXI века» (под редакцией Н.Ф. Виноградовой),
– «Начальная школа 2100» (под редакцией А.А. Леонтьева, Л.Г.  Петерсон),
– «Классическая начальная школа».

  • Система развивающего обучения:

– «Система начального образования Л.В. Занкова»,
– «Система начального образования Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова».

В ходе исследования было установлено, что подавляющее большинство регионов пользуется традиционной программой «Школа России». По ней занимаются до 85-ти процентов детей, то есть львиная доля четвертых классов. Судя по высказываниям на родительских форумах, «Школа России» вызывает наибольшее доверие у мам и пап. «Может быть, – предположили ученые, – им легче работать с этим учебником и помогать ребенку выполнять по нему задания».

На втором месте по распространенности в образовательных учреждениях – система развивающего обучения Л.В. Занкова.

На все остальные программы в российской начальной школе приходится всего несколько процентов. Возможно, потому, что они требуют особой подготовки учителя.

Все пособия хороши?

Почему младшеклассники оказались так успешны в PIRLS? На это можно ответить: большая часть российских детей держит в руках пособия по литературному чтению из перечисленных серий. Они весьма различаются стилем, своими художественными достоинствами, тем, какой подход находят к читателю. Но все гарантируют формирование основных читательских умений, проверяемых PIRLS.

А каковы, по мнению исследовательской группы, преимущества и недостатки каждой программы?

«Школа России»

Преимущества:

  • приоритет понимания над воспроизведением;

  • причинно-следственный, аналитический подход к работе с текстом;

  • акцент на собственном аргументированном суждении;

  • неформальный, занимательный характер вопросов;

  • полнота средств, формирующих сложные умения;

  • практическое совпадение авторских акцентов с проверяемыми PIRLS умениями.

Но:

  • почти нет заданий на предсказание, сравнение с собственным опытом;

  • отсутствуют задания на сопоставление и сравнение информации, данной в разных частях текста.

Развивающее обучение: системы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В.   Давыдова

Преимущества:

  • в целом высокий уровень сложности заданий для всех типов читательских умений;

  • внимание к сравнению художественных средств, информации разных частей текста, произведений в целом;

  • включение личного опыта во все аспекты работы с текстом: при анализе настроения, характеров, авторской позиции;

  • сохранение близкой дистанции с текстом, «челночная» работа по поиску нужных сведений;

  • знакомство с неадаптированными аутентичными текстами.

Но:

  • избыточный анализ языковых средств;

  • высокий уровень сложности.

Программа «Гармония»

Преимущества:

  • формирование суждений с максимальной опорой на найденную информацию на основании анализа и с постоянной проверкой по тексту – обратной связью – как основной принцип пособия;

  • работа с информацией, данной неявно, привлечение контекста.

Но:

  • пособие не обеспечивает формирование проверяемых PIRLS умений, так как не организует работу с текстом: не предлагает проиллюстрировать свои наблюдения, объяснить точку зрения;

  • степень развернутости, подробности ответа остается произвольной.

Учебник –  это еще не все

«Не следует высказывать гипотезы, будто какой-то учебник или технология лучше, – предупредил Виктор Болотов. – Другая экспертная группа может высказать прямо противоположное суждение. Я считаю, что PISA и PIRLS хороши именно тем, что не связаны с конкретными учебными пособиями, а проверяют наличие тех или иных компетенций.

Я бы поставил вопрос иначе: а сами учителя сегодня способны справиться с заданиями? Знаю директоров, которые при приеме на работу проверяют, как кандидаты на место преподавателя начальной школы отвечают на задания PIRLS, основной школы – решают задачи PISA, а старшей – проходят через ЕГЭ. И у них большие проблемы с кадрами!»

«К сожалению, это верно, – согласилась Марина Пинская. – Сами педагоги порой не умеют интерпретировать предложенные учебниками тексты. Нам приходилось наблюдать урок в 6-м классе, на который ученики пришли с вопросом, о чем был один из рассказов Василия Шукшина. И затем 45 минут мы следили за тем, как учитель последовательно подводил детей к тому, чтобы они согласились с его стопроцентно ложным толкованием!»

«Авторы учебников и амбициозные издатели внимательно отслеживают все “сюжеты“ по ЕГЭ, PIRLS, PISA, TIMSS, – отметил Болотов. – Жаль, что на наши успехи пока никак не отреагировала система повышения квалификации. А без нее мы все равно не сдвинемся с места».

Рейтинг@Mail.ru