Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2009

Школьный уклад

«Школе нужны бизнес-технологии»

Шестнадцать лет – красивый возраст. К этому рубежу человек приходит с определенными достижениями, знаниями, и даже, порой, с пониманием своих жизненных перспектив. То же самое относится и к образовательному учреждению, когда оно отмечает 16-й день рождения. МОУ гимназия № 6 «Горностай» в полной мере соответствует своему возрасту. Она привлекает детей и родителей, с ней хотят дружить партнеры. Но самое главное – здесь есть масса идей и проектов на будущее, подкрепленных спокойным и уверенным оптимизмом руководителя и всего коллектива.

Привлекательное название гимназии указывает на географию – Новосибирск, Академгородок. Ну где еще водятся эти зверьки, как не в Сибири?! Правда, появилось оно не сразу, а восемь лет тому назад. В гимназии был объявлен конкурс, набралось несколько предложений. От соболя отказались – он уже размещен на гербе города. А горностай приглянулся – сибирский пушной зверек с отличным мехом, он, как сказали биологи, всю жизнь борется за свое существование и нападает только в том случае, если его обижают. Приезжавшие в гимназию французы со своей стороны подчеркнули, что во Франции горностай является символом мудрости, его изображения можно встретить на гербах великих французских монархов.

Мех горностая считается элитным. Но когда директору гимназии Ирине Германовне ПУТИНЦЕВОЙ задаешь вопрос о том, считается ли в Академгородке это ОУ элитным, то в ответ слышишь: «Ни в коем случае! Слово «элита» часто отталкивает. И мы никогда не хотели c ним ассоциироваться. Мы считаем себя гимназией с активным образом жизни, которая хочет помочь учащимся, педагогам и родителям раскрыть таланты, так как убеждены, что они есть у каждого».

– Ирина Германовна, кроме того, что вы покровительствуете талантам, в чем еще проявляется активность гимназии «Горностай»?

– Все 16 лет своего существования мы старались развиваться по инновационному пути. Наверное, социальная среда Академгородка с самого начала накладывала на нас свой отпечаток. Мы всегда хотели пробовать что-то новое. Все директора, руководившие гимназией в разное время, стремились хоть на полшага, но в чем-то опережать соседние ОУ.

Я работаю директором третий год, до этого трудилась в должности заместителя. Моей мечтой было перенести в школу те бизнес-технологии, которые существуют в современном бизнесе. Уверена, что это поможет сделать систему образования успешной.

Кроме того, я росла среди учителей (моя мама была учителем), и потому другим сильным желанием всегда было повышение социального статуса учителя. Именно поэтому в самом начале своей работы в должности директора я обратилась к родителям с просьбой: рассказать, какие бизнес-технологии (начиная с управленческих) могут быть полезны нашей гимназии. К тому же, я считаю, что школа говорит сегодня с молодыми родителями на разных языках. Отсюда многие проблемы. Но их можно и нужно решать с помощью современных подходов в управлении.

Родители учащихся откликнулись. Сложилась инициативная группа. Бизнес-тренер одного из сибирских банков, чьи дети у нас учились, помог нам провести серию тренингов, сформировать управляющий совет. Обучающие сессии были проведены для детей, педагогов, родителей и администрации. В результате, в течение двух лет доверие к нам родителей и окружающего сообщества возросло. Управляющий совет стал переговорной площадкой, где согласовываются интересы всех участников образовательного процесса и разрабатывается стратегия развития гимназии. Наша программа развития, выигравшая миллионный грант, подтвердила правильность выбранного пути.

Мы являемся открытым образовательным учреждением. Гимназия – ресурсный центр программы «Школа – центр местного сообщества» Российско-американского центра «Сотрудничество». На базе нашего ОУ проходят семинары, конференции для родителей и жителей Академгородка, реализуется множество социальных и образовательных проектов, особенно в области государственно-общественного управления.

– Привлечь родителей к участию в школьной жизни сегодня непросто. Но вам это удалось. В чем секрет?

– Думаю, в искреннем желании администрации школы вести с ними продуктивный диалог. Более того, наши родители фактически отправили меня на учебу! Точнее – показали направления моего дальнейшего развития. В настоящее время я дистанционно учусь в одном из университетов Великобритании на факультете управления. Менеджмент, организация работы с персоналом, управление финансами – вот сфера моих сегодняшних интересов. Впереди – дипломная работа. Хотя по образованию я – филолог, учитель русского языка.

В течение многих лет мои ученики являлись победителями Всероссийских олимпиад по русскому языку. Но в какой-то момент я осознала, что эта деятельность подошла к концу и мне нужно переходить на следующую ступень – изучать тонкости управленческой деятельности.

– Расскажите, какой управленческой бизнес-технологией на сегодняшний день вы, как руководитель, овладели лучше всего?

– Делегирование полномочий родителям. В частности, в сфере разработки стратегии развития гимназии. Этим занимаются группа родителей, ученики, члены местного сообщества, педагоги и представители школьной администрации. При этом решающее слово в принятии решений всегда остается не за мной, а за управляющим советом. Я участвую в обсуждении наравне со всеми, могу критиковать, вносить предложения. Но окончательный вывод по итогам обсуждения делают представители управляющего совета. Это нелегко для руководителя. Но этому нужно учиться.

– Как бы вы сформулировали девиз или идею гимназии, которая красной нитью проходит через всю вашу деятельность?

– Социализация, успешность, воспитание – эти три понятия для нас очень значимы. Они – ключ ко всем социальным проектам.

К примеру, наши учащиеся в большинстве своем из состоятельных семей. Но мы никогда не хотели превратиться в такую школу, где дети сравнивают марки сотовых телефонов, машин своих родителей и так далее. Поэтому мы и начали внедрять социальные проекты. Благодаря им мы видим, как меняются наши дети. Когда старшеклассники ездят в Дом малютки и видят там брошенных детишек, то потом в школе не утихают разговоры о том, что они никогда не оставят своих детей.

Или, скажем, мы начали осенью облагораживать территорию, разбивать клумбы. Мы никого и ни о чем не просили, но жители района сами приходили, приносили цветы. А потом мы видели их гуляющими у нашей гимназии среди клумб со своими детьми, внуками. Люди видят результат нашего труда и чувствуют, что их помощь оценена. И это тоже воспитывает детей.

Сейчас все чаще говорят о школе как социокультурном комплексе. На мой взгляд, мы становимся в нашем Академгородке как раз таким комплексом. И надеемся, что так будет и впредь.

Рейтинг@Mail.ru