Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2009

Экономика образования

Матрица для зарплаты

Рейтинговая оценка эффективности деятельности учителя как один из механизмов управления качеством образования

Ситуация, когда учитель получал зарплату по ЕТС, медленно, но верно перерастает в другую. Теперь ее расчеты производятся все-таки исходя из  качества и количества педагогического труда. Хотя исследования показывают, что в массе своей педагоги пока не готовы к системе дифференцированной оплаты, при которой кто-то из коллег получает в разы больше, предъявив свою результативность...

На собрании коллектива педагоги убедительно произносили: «Лучше добавить понемногу, но всем», «Законы социальной справедливости нас устраивают больше». Эти слова были адресованы инициативной группе по разработке и апробации рейтинговой системы оценки эффективности деятельности учителя гимназии № 4 г. Красноярска.

Не дожидаясь того момента, когда при переходе на новую систему оплаты труда (НСОТ) в ОУ появится стимулирующая доля и базовая часть (в которую войдет как аудиторная, так и внеаудиторная занятость учителя), мы решили создать свою модель распределения стимулирующей части.

На заседании административно-научно-методического совета гимназии (АНМС) было разработано Положение о рейтинговой оценке деятельности педагогов (Приложение 1).

Мы изучили множество документов, познакомились с опытом других ОУ в этой сфере. Но нам требовались не обобщенные показатели и критерии, а именно те, которые бы отражали работу наших коллег. Поэтому было принято решение провести педсовет в форме организационно-деятельностной игры (ОДИ) по наполнению содержанием матрицы рейтинговой оценки.

Нашим девизом можно считать следующий тезис: Эффективность управления определяется тем, что сотрудники четко знают цели организации и основных групп потребителей, хотят и могут их реализовывать.

Подготовка к педсовету началась с управленческого семинара для членов администрации, задачей которого было, с одной стороны, выработать единое понимание содержания предстоящего мероприятия, а с другой – каждому осознать ответственность за свое направление (Примерное содержание теоретической части семинара см. в Приложении 2).

После этого стали готовиться к обсуждению рейтинговой оценки. Работая в группах, педагоги анализировали свою деятельность и старались выделить те направления, которые необходимо оплачивать дополнительно. Но, к сожалению, четырехчасового педсовета оказалось недостаточно, чтобы обсудить не только критерии и индикаторы, но и баллы, которые можно «заработать». Поэтому дальнейшую судьбу рейтинговой оценки было поручено решить АНМС.

В итоге ряда заседаний у нас получился оценочный лист (матрица), утвержденный педагогическим советом, который мы будем апробировать до конца нынешнего учебного года, и на итоговом педсовете примем окончательное решение о механизме распределения стимулирующих надбавок в гимназии (Приложение 3).

Наша матрица позволяет спланировать индивидуальную образовательную траекторию каждого учителя независимо от его квалификации, оптимально и равномерно распределить свои усилия по тому или иному направлению, педагогам-стажерам – подтвердить свой статус, а молодым специалистам – расти профессионально, осваивать новые аспекты педагогической деятельности.

На первом этапе мы не стали исключать из матрицы критерии, по многим параметрам не являющиеся стимулирующими в чистом виде (то есть те, которые углубляют и расширяют должностные обязанности). Главное для нас сегодня – тот факт, что учителя начали обсуждать эту тему и более детально оценивать свою деятельность. Со временем матрица будет трансформирована, и в ней останутся только критерии, способствующие достижению новых результатов.

Мы убеждены в том, что регулярность отслеживания результативности, эффективности и продуктивности труда, постоянная рефлексия своей деятельности помогут педагогам обеспечивать более высокое качество образования, а администрации гимназии – эффективно управлять этим процессом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Положение о рейтинговой оценке деятельности педагогов МОУ общеобразовательной гимназии № 4 Кировского района г. Красноярска

1. Общие положения

1.1. Рейтинговая оценка является одним из механизмов стимулирования эффективности, качества и результативности деятельности педагогов в МОУ общеобразовательная гимназия № 4 (далее гимназия) на этапе перехода к новой отраслевой системе оплаты труда.

1.2. Она разрабатывается научно-методическим советом образовательного учреждения, обсуждается педагогическим коллективом и, с учетом внесенных поправок, утверждается директором.

1.3. Подведение итогов и распределение педагогов по позициям рейтинга осуществляет координационный совет по рейтинговой оценке (далее КСР).

2. Механизм действия рейтинговой оценки

2.1. Рейтинговая оценка включает показатели организационно-содержательного, результативного, воспитательного, инновационного и методического аспектов деятельности учителя.

Ее критерии разработаны с учетом разноплановых интересов педагогов и позволяют сотруднику самоопределиться, в какой области можно получить наибольшее количество баллов.

2.2. До 20-го числа последнего месяца каждого квартала учебного года (ноябрь, февраль, май) учитель оценивает продуктивность своей деятельности за 3 проработанных месяца и вносит ее в матрицу рейтинговой оценки. Причем, оплата за март–май производится с сентября по ноябрь текущего года. Итоги работы за летний период должны быть предъявлены куратору соответствующего направления до 30-го августа, и эти баллы суммируются с результатами за март–май, поэтому рейтинг может измениться.

2.3. Матрица, заполненная после указанного срока, к рассмотрению не принимается.

3. Структура и регламент работы координационного совета

3.1. Руководство деятельностью КСР осуществляет директор гимназии. Его членами являются кураторы направлений (организационно-содержательного и результативного – заместители директора по УВР, воспитательного – заместитель директора по ВР, методического и инновационного – заместитель директора по НМР, руководитель проектного института и заместитель директора по информационным технологиям), председатель профсоюзного комитета и председатель управляющего совета гимназии.

3.2. В течение указанного периода члены КСР отслеживают продуктивность деятельности педагогов, осуществляя сбор информации по своим направлениям.

3.3. Заседания КСР проводятся один раз в квартал.

3.4. На заседании КСР выводится средний балл самооценки учителя, оцениваются руководители ШМО (кафедры) и члены КСР, после чего определяются рейтинговые позиции педагогов.

4. Шкала стимулирующих надбавок

4.1. Весь фонд стимулирующих надбавок делится пополам. 50% этой суммы распределяется между учителями, занявшими первые пять позиций в рейтинге, в зависимости от количества набранных баллов.

4.2. Педагоги, не попавшие в «пятерку», но принимавшие участие в оценке эффективности их труда за данный период, получают надбавку согласно своему рейтингу и в соответствии с заработанными баллами в пределах второй половины фонда стимулирующих надбавок.

4.3. Участвовавшие в рейтинге в течение всех зачетных периодов в случае своей активности и динамики профессионального роста награждаются из премиального фонда в конце учебного года.

4.4. Критерии показателей могут изменяться поквартально в соответствии с планом работы гимназии на учебный год.

4.5. Каждый член КСР имеет свои бонусные баллы, которые он может прибавить к рейтингу любого педагога (педагогов) за особую активность и результативность работы. Размер бонуса составляет 10% от суммы баллов, полученных учителем, занявшим первое место в рейтинге за зачетный период.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Давайте поиграем!

Понимание педагогической деятельности с помощью коллективной мыследеятельностной работы

За многолетнюю историю существования педагогика придумала разные типы игр для взрослых – ролевые, деловые, проблемно-деятельностные и т.п.

Мы же выбрали организационно-деятельностную игру (ОДИ). В отличие от проблемно-деятельностной (где главное место занимает проблема, и содержание игры носит характер исследования), ОДИ выводит педагогов на новое понимание собственной деятельности с помощью коллективной мыследеятельностной работы. А значительные изменения и обновления практики требуют заинтересованности всех учителей ОУ.

Напомним, что автором ОДИ является Г.П. Щедровицкий, который еще 25 лет назад, в 1979 г., определил условия, в которых деятельность одновременно формирует своего субъекта. «Почему кто-то за меня будет решать проблемы, как мне работать дальше? Я тружусь не один, а совместно с коллегами».

Поэтому программировать предстоящую коллективную деятельность должны и могут те люди, которые потом будут реализовывать эти программные представления.

ОДИ позволяет решать несколько задач.

  • Создается ситуация вынужденного, специально организованного общего и индивидуального мышления по поводу деятельности.

  • В коллективном сознании и, тем самым, в определенной мере в сознании каждого из участников обеспечивается образование:

– знаний, позволяющих адекватно понимать ситуацию и действовать в ней;

– одинаковых общих представлений о наиболее важных моментах деятельности;

– понимания ценности и значимости совместной работы.

  • Организуется, с одной стороны, действие каждого участника коллектива, исходя из общих программных представлений, с другой – происходит разделение труда, когда каждый выполняет только свою часть общих договоренностей.

Таким образом, ОДИ – это особая форма организации взаимодействия многих людей, позволяющая за счет коллективной мыслительной деятельности решать актуальные проблемы действительности.

Каждая игра имеет свои правила. Есть они и у ОДИ. Предлагаем ознакомиться с ними и принять их как необходимое условие для дальнейшей продуктивной работы:

1. Если ты занял позицию игрока – сбрось «погоны»!
2. Обязательное условие – участие в обсуждении того или иного вопроса всех членов группы.
3. Попытайся понять, что сказано, а затем выскажи свое отношение по этому поводу.
4. «Встань» над проблемой, чтобы понять ситуацию. (Поясним. Обсуждение на ОДИ разворачивается обычно в двух плоскостях: реальной (реальная действительность) и рефлексивной (идеальная действительность).

В рефлексивной плоскости реальная жизнь на какой-то момент останавливается, и человек задумывается, что же в ней происходило до этого момента. Другими словами, рефлексия начинается с проблематизации. Индивидуум сталкивается с так называемым рефлексивным тупиком. Он вспоминает, что было, почему это случилось, то есть, осуществляется «самокопание».

В какой-то момент наступает понимание того, как и каким способом стоит действовать в дальнейшем. С этим-то новым видением ситуации и совершается возвращение в реальную жизнь. Цель нашей игры как раз заключается в том, чтобы добиться нового видения ситуации. Желаем вам побольше тупиков при взаимодействии в группах!)

5. Лучше работать по плохому способу, чем вообще без него.
6. Важно, чтобы мнение каждого было услышано другими. Не забывайте про п. 3.
7. Всегда считай себя умнее остальных, помня, что и они – не дураки. Не нужно говорить: «Я ничего не понимаю, не умею красиво сказать».
8. Умение слушать – это способность в нужном месте вступить в диалог.
9. Действуй, не бойся ошибиться – иначе проиграешь! Если вы не будете действовать, пострадает не игра, потеряете вы.

В ОДИ есть два исключительно важных принципа управления:

1. Включенность людей в работу. Показатель этого положения – все действительно говорят и действуют в рамках заданной темы. Важно, чтобы каждый участник игры видел, что его будущее зависит от включенности другого. Руководитель группы должен пристально следить за этим.

2. Освоение способов работы со схемами. В ОДИ всегда проживаются ситуации будущей совместной жизни. Поэтому объективно появляется потребность влиять на представления друг друга о грядущем. Задача руководителя группы – содержанием, режимом работы и собственным примером заставить каждого человека продуктивно продвигаться в рамках темы.

При обсуждении содержания возникает проблема понимания, видения процесса, ситуации, поэтому лучше всего получающиеся тезисы рекомендуется оформлять в виде схем.

Схема – это изложение, описание, изображение чего-либо в основных чертах. Материал, оформленный таким образом, дольше остается в памяти.

Можно работать по схематизации следующим образом:

– на листе (доске) записать основные мысли;

– распределить эти слова по группам на основе их отношения к тому или иному вопросу по теме дня, например: 1) трудности; 2) проблемы; 3) причины;

– ввести сокращения и условные обозначения;

– выделить главную мысль, которая оформляется при помощи условных обозначений и ставится в центр рисунка, а вокруг «нарастить» остальные идеи.

Во время выступления команды схема переносится докладчиком на доску и становится средством для взаимодействия с большой группой.

Особое внимание следует уделить организации работы с содержанием отдельных высказываний. Когда проблему обсуждают два и более человека, ситуация осложняется тем, что у каждого свой язык, темперамент, взгляды. Поэтому руководителю игры нужно следить за тем, что именно сказано, а затем учиться вырабатывать отношение к сообщенной информации (а не к говорящему).

Роль ответственного за организацию понимания в группе обычно исполняет игротехник. Однако за общий итоговый продукт отвечает вся команда, а значит и каждый ее участник.

После этого этапа руководитель:

– называет направление, по которому шла работа;

– говорит о способах деятельности во время обсуждения («мозговой штурм», работа с понятиями, понимание миссии группы в игре и др.), степени включенности в деятельность всех участников;

– предоставляет слово докладчику, который заявляет нормы коммуникативного взаимодействия (например: «прошу выслушать меня, не перебивая»; «вопросы задавайте в конце выступления, просьба группе – помогать на них отвечать»; «можно прерывать меня когда угодно, задавать вопросы по содержанию в любой момент доклада» и т.д.).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Оценочный лист эффективности деятельности педагога гимназии № 4

_________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О.)

Показатель

Критерии (в баллах)

Источник данных для оценки (индикаторы)

Самооценка педагога

Оценка руководителя ШМО

Оценка члена КСР

Средний балл

Учебная аудиторная деятельность

Кураторы: Довиденко М.Я., Кириченко О.И.

Открытый урок:

• уровень гимназии – до 50-ти, интегрированный урок – до 100;
• уровень района – до 100;
• уровень города – до 200;
• уровень края – до 300

Отзывы учащихся.
Оценка педагогов, посетивших урок.
Самоанализ урока.
Оценочный лист

       

Введение новых программ, освоение новых предметов (НРК, профильные классы) – до 100 за каждый курс

Тематическое планирование.
Дидактический материал.
Конспекты уроков

       

Работа по инновационным технологиям, методикам – до 100 за каждую технологию:
– проектные методы обучения (на уроке);
– групповые технологии, коллективные учебные занятия;
– система Эльконина–Давыдова;
– система Занкова;
– коммуникативная методика обучения ин. яз.;
– личностно-ориентированные занятия;
– проблемное обучение;
– уровневая дифференциация;
– игровые технологии, ролевые игры;
– здоровьесберегающие технологии;
– модульное, блочно-модульное обучение;
– педагогика сотрудничества;
– система инновационной оценки «портфолио»;
– ИКТ и др.

УМК.
Результат (продукт) деятельности детей

       

Расширение информационного поля урока (с учетом объема подготовки и основного направления ОУ как гимназии) – по 100 за предметы гуманитарного цикла (литературу, МХК, историю, обществознание, иностранный язык, искусство)

         

Обеспечение качества обучения:

• динамика качества по предмету – 100;
• сохранение качества – 50;
• результаты экзаменов, итоговых контрольных работ муниципального (краевого) уровня: 50–59% – 100, 60–69% – 200, 70% и выше – 300

         

Обеспечение индивидуальной образовательной траектории учеников (компетентностный подход)

Таблица мониторинга надпредметных умений, разработанная в ШМО.
Динамика учащегося («выращивание» и «сохранение» отличников) – по 100 за каждого

       

Дистанционное обучение детей средствами Интернета:

• создание учебника – до 500;
• разработка заданий (КИМы) – до 300;
• педагогическое сопровождение учащихся –
по 100 за каждого ученика

         

Поступление в вуз по профилю

по 10 за каждого ученика

Документы, подтверждающие поступление

       

Учебная внеаудиторная деятельность

Куратор Тяглова Е.Г.

Олимпиады предметные (за каждого ученика):

• уровень гимназии – 10;
• района – 50 (дист. – 100);
• города – 100 (дист. – 150);
• края – 200 (дист. – 250);
• РФ – 500 (дист. – 550);
• международный – 700 (дист. – 750).
В случае наличия призовых мест баллы умножаются на поправочные коэффициенты: за 3-е место – на 2, за 2-е– на 4, за 1-е – на 6

Результаты олимпиад

       

Массовые предметные олимпиады («Кенгуру», «Русский медвежонок», КИТ, «Британский бульдог», «Эрудит», «Умник» и т.п.)
по 1 за каждого участника.

В случае наличия призовых мест (1-е, 2-е, 3-е):

• уровень гимназии – 10;
• района – 100;
• города – 200;
• края – 300;
• РФ – 500.

При отсутствии градации по местам (призер, лауреат) результат засчитывается как за 1-е место

Списки участников.
Документы об оплате

       

Мероприятия по предмету (вне урока),

предметные недели, дни открытых дверей
по количеству привлеченных детей:

• до 15-ти чел. – 10;
• до 30-ти чел. – 25;
• 50 и выше – 50

         

Кружковая и клубная деятельность (за одно мероприятие):уровень гимназии – до 50-ти;

• района – до 100;
• города – до 200;
• края – до 300.

В случае наличия призовых мест баллы умножаются на поправочные коэффициенты: за 3-е место – на 2, за 2-е – на 4, за 1-е – на 6.

При отсутствии градации по местам (призер, лауреат) результат засчитывается, как за 1-е место

Сценарий мероприятия.

Отзывы участников, публикации результатов (газеты, статьи и т.д.), выставление на сайт

       

Индивидуальная работа с детьми, имеющими пробелы в  знаниях по причине пропуска уроков по болезни, участия в  соревнованиях, конкурсах и т.п. – по 20 за каждого ребенка

График работы.

Система работы (диагностика, дневник слабоуспевающего ученика; время работы; результативность и т.д.)

       

Расширение информационного поля урока (экскурсии, культурно-просветительские мероприятия) – по 10 за каждое мероприятие

Приказ по школе с указанием тематики экскурсии

       

Инновационный аспект:

ИКТ

Куратор

Шандр А.А.

Использование ИКТ, ЦОР на уроке
10 за 1 урок

Соответствие тематическому планированию

       

Участие педагога в конкурсах, фестивалях
по  направлению «Информатизация»:

• уровень района – 150;
• города – 200;
• края – 250;
• РФ – 300.

В случае наличия призовых мест баллы умножаются на  поправочные коэффициенты: за 3-е место – на 2, за 2-е – на 4, за 1-е – на 6

 

 

Работа с родителями в режиме консультаций в рубрике на сайте гимназии «Вопрос учителю» – до 10-ти за каждую консультацию

 

 

       

Создание ЦОР:

• компьютерная презентация к уроку – 20;
• цифровой ресурс для раздела, темы,  курса – 100;
• создание электронного учебника – 500

Образовательный ресурс

       

Размещение материалов на сайте (РУО, гимназии, личном) – 10 за каждый файл

         

Творческие работы учащихся, выполненные с  использованием ИКТ – до 10-ти за каждую работу

         

Участие в Интернет-конференциях, форумах:

• уровень гимназии – 10;
• района – 20;
• города – 30;
• края – 40;
• РФ – 50

         

Инновационный аспект: научно-исследовательская работа и  учебное проектирование

Куратор Ким Г.Г.

Организация успешного участия учащихся
в деятельности НОУ, НПК
(за каждую работу,
а не ученика):

• уровень гимназии – до 200;
• района – 300;
• города – 400;
• края – 500;
• РФ – 600;
• международный – 700.

В случае наличия призовых мест баллы умножаются на поправочные коэффициенты: за 3-е место – на 2, за 2-е – на 4, за 1-е – на 6

Текст исследовательской работы.
Дипломы, подтверждающие участие или победу.
Приказ по ОУ.
Отчет руководителя об участии

       

Организация учебной проектной работы
учащихся
(за одного ребенка):

• уровень гимназии – до 100;
• района – 150;

Наличие проектных групп.

План работы (реализация проекта)

       

• города – 200;
• края – 250;
• РФ – 300;
• международный – 350.

В случае наличия призовых мест баллы умножаются на поправочные коэффициенты: за 3-е место – на 2, за 2-е – на 4, за 1-е – на 6

         

Методическая работа

Куратор Трофимова Т.В.

Работа по методическому обеспечению
образовательного процесса:

– разработка авторской программы – до 500;
– реализация ОП – до 100
– разработка заданий к олимпиадам, конкурсам, играм:

• уровень гимназии – 20;
• района – 50

– наличие дидактического материала к урокам в соответствии с тематическим планированием (наглядность, карточки, тесты, памятки, схемы, алгоритмы и др.) – до 100

Обязательна рецензия

       

Участие педагога в профессиональных конкурсах, фестивалях:

• уровень гимназии – 100;
• района – 200;
• города – 400;
• края – 700;
• РФ – 1000.

В случае наличия призовых мест баллы умножаются на поправочные коэффициенты: за 3-е место – на 2, за 2-е  – на 4, за 1-е  – на 6

Приказ об участии.

Дипломы, сертификаты, подтверждающие призовые места или участие

 

       

Повышение профессиональной компетентности в гимназии:

– выступление по проблеме на ПС, малом ПС, пед. консилиуме, заседании ШМО (с приглашением куратора) – 50 ;
– участие в организации образовательного пространства гимназии – руководство творческой (проблемной, проектной) группой учителей –
до 300;
– создание собственного педагогического проекта. Текст – 150.

Реализация на уровне:

• гимназии – до 300;
• района – до 400;
• города – до 500;
• края – до 600

Протоколы заседаний.

Текст выступления.

План работы группы, тема.

Методические наработки по проблеме

       

Повышение профессиональной компетентности за пределами гимназии. Участие в деятельности профессиональных объединений педагогов:

• уровень района – 100;
• города – 200;
• края – 300

Текст выступления.

Отзывы участников (руководителей профессиональных объединений)

       

Участие в процедуре аттестации педагогов гимназии:

– посещение открытого урока, мероприятия – 10;
– оказание консультативной помощи при подготовке открытого урока – 20;
– написание экспертного заключения – 40.
При участии в процедуре аттестации педагогов других ОУ баллы, полученные по критериям, увеличиваются в 2 раза

Запись в тетради посещения уроков.

Отзыв педагога, которому была оказана методическая помощь.

Текст экспертного заключения

       

Обобщение, презентация и тиражирование опыта (в т.ч. предъявление результата работы с ЦОР):

– написание статьи и публикация в методических сборниках, педагогической прессе, СМИ:

• городских – 300;
• краевых – 400;
• всероссийских – 500;

– создание методического пособия

Изданное пособие.

Текст, опубликованный в СМИ

       

Наставничество молодых специалистов при проведении мероприятий разного типа (уроки, семинары, мастер-классы и т.д.) – по 100 за одного педагога

Отзыв педагога, которому оказана методическая помощь

       

Воспитательный аспект

Куратор Шматько О.Ю.

Организация класса для активного участия в школьных мероприятиях – по 10 за каждое мероприятие

       

Организация культурно-массовых, спортивных мероприятий с классным коллективом – 10 за каждое мероприятие

Приказ по школе на выход.

Сценарий мероприятия

       

Работа с детскими инициативами (социальные проекты) – за 1 проект:

• уровень гимназии – 100;
• района – 150;
• города – 200;
• края – 250;
• РФ – 300;
• международный – 350.

В случае наличия призовых мест баллы умножаются на поправочные коэффициенты: за 3-е место – на 2, за 2-е – на 4, за 1-е – на 6

       

Массовые общеучебные олимпиады и конкурсы («Золотое руно», интеллектуальные игры и т.п.) по 1 за каждого участника

         

Презентация опыта классного руководителя:

• уровень гимназии – до 50-ти;
• района – до 100;
• города – до 200;
• края – до 300

Сценарий мероприятия

       

 

Рейтинг@Mail.ru