Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2009

Школьный уклад

Музыка в погонах

Мое знакомство с музыкальным кадетским корпусом состоялось совершенно случайно – дочери дали пригласительный билет на выступление его воспитанников. А увидев там подчеркнутую вежливость ребят, ожидавших своего выхода на сцену, приятные лица и услышав слова дирижера, обращенные к зрителям, вкупе с задорным исполнением известных мелодий, захотелось побольше узнать о том, чем живут юные военные музыканты. Одним словом, я направилась в это необычное образовательное учреждение.

Моряки, спасатели, дипломаты…

Кадетские школы и школы-интернаты начали появляться в Москве с 1997 г. С 2001–2005 гг. реализовывалась городская программа развития этих учебных заведений в столице. Ее целью стало создание кадетских образовательных учреждений в системе образования Москвы при сохранении общеобразовательных учебных дисциплин.

Кроме того, была создана уникальная система допобразования, приспособленная только к этим ОУ, позволяющая выпускникам получить высшее профессиональное образование в будущем.

Все кадетские школы имеют свои особенности. В столице есть кадетский корпус только для девочек – Московский пансион государственных воспитанниц. Существует Казачий кадетский корпус, где профилирует этнокультурный компонент. Работают два учреждения морской направленности (некоторые их выпускники уже сейчас являются штурманами военно-морского и гражданского флотов).

Один из кадетских корпусов курирует Главное управление МЧС по Москве. В нем ребята-выпускники получают удостоверение спасателя 3-го класса и могут привлекаться к определенным видам работ.

1-го сентября в Москве планируется открытие еще трех кадетских учреждений. В Южном округе одним из подразделений московского кадетского музыкального корпуса станет отделение, куда будут приниматься только девочки. Западное окружное управление образования готовится к открытию кадетского корпуса дипломатической направленности. На юго-западе города откроет свои двери третий кадетский корпус с морской подготовкой.

Но сегодня мы в гостях у музыкантов…

За чей счет этот банкет?

Первое впечатление меня не подвело, а подкрепилось уверенностью в том, что в кадетской школе № 1770 к делу воспитания подходят обстоятельно, с самоотдачей. Здесь есть все и для успешной учебы, и для отдыха: тщательно продуманное оформление учебных классов, каждый из которых оснащен по последнему слову техники; уютные интерьеры рекреаций с картинами, диванами и фонтанами; а также сногсшибательные опции вроде компьютеризированного тира, крытого стадиона, трансформирующегося практически под любой вид спорта. Что уж говорить про интерактивное расписание, медиатеку, школьный музей...

Конечно, волей-неволей возникает меркантильный вопрос: кто же финансирует все это великолепие? «Корпус построен только на средства инвесторов. Мы с родителей ничего не собираем, – уверяет Сергей Архипкин, начальник отдела кадетского образования Департамента образования г. Москвы. – Правда, в округе существует благотворительный фонд. Желающие оказывают материальную помощь, но это их личное дело».

Музыкальный кадетский корпус – один из ярких примеров конгломерата столичных и федеральных властей, общественных и государственных организаций. Все они очень серьезно помогают не только в материально-техническом, кадровом обеспечении, но и в медицинском, психологическом сопровождении воспитанников. Например, Департамент здравоохранения оказывает содействие при медицинском осмотре, отборе и сопровождении кадетов. Центры психологической направленности помогают в поддержании устойчивого отношения ребят к подобному виду образования.

Директор М.Ю. Горемыкин: «Мы старались создать интересный кадетский корпус, чтобы он способствовал развитию эстетической культуры детей, умению понимать и ценить красоту вокруг себя»

Заслуженные артисты, заслуженные учителя

Кадетская школа открылась в 2003 году. В ней переплелось базовое, музыкальное и дополнительное образование в рамках индивидуального учебного плана для каждого учащегося. Сегодня в корпусе обучаются 370 мальчишек с 5-го по 11-й классы, а с 1 сентября этого года откроется отделение для девочек.

Учебный год здесь разделен на триместры. Между ними проводятся Дни здоровья. Три раза в год, примерно за месяц до окончания триместра, папы и мамы могут подойти к каждому учителю и побеседовать об успехах своего ребенка. В конце учебного года проходит общее итоговое родительское собрание, где анализируются различные проблемы и вместе с педагогами определяются пути их решения.

Учебный день у кадетов начинается с утреннего построения в 8.45. Проверяется наличие воспитанников, назначаются дежурные по классам, доводится необходимая информация. При отсутствии ребенка в школе офицер-воспитатель в срочном порядке связывается с родителями, что позволяет оперативно решать вопросы с питанием, предотвращать прогулы. Занятия начинаются в 9 утра и заканчиваются в 18.40. После обеда ребята выходят прогуляться.

Экспозиция музея посвящена истории кадетства: с момента зарождения идеи первых кадетских корпусов до их расформирования в 1919 году и последующего возрождения

Домашние задания выполняются в стенах школы. В учебном плане заложены часы самоподготовки, когда кадеты занимаются под руководством офицеров-воспитателей. Таким образом культивируются самостоятельность, самоконтроль, развивается умение рационально использовать время. Если ребенок не понял тему, отстал по болезни, у него есть возможность получить консультацию у дежурного учителя-предметника.

В конце каждой учебной недели старшим воспитателем подводятся итоги учебы и оценивается дисциплина. А промежуточная аттестация учащихся проходит в форме тестирования, творческих отчетов, проектных работ.

Каждый класс курирует старший воспитатель в течение всего учебного дня – с утра и до вечера. Это офицеры запаса, имеющие многолетний опыт работы с личным составом. Каждый из них прошел обучение на курсах повышения квалификации по проблемам воспитания в кадетских образовательных учреждениях.

В корпусе работают шесть заслуженных артистов России, заслуженные учителя Российской Федерации. Четыре человека являются аспирантами и соискателями ученой степени. Шестеро имеют ученые степени кандидатов и докторов наук. Здесь трудятся победители окружных конкурсов, финалисты Всероссийского конкурса «Учитель года». Из 175-ти сотрудников 105 – молодые специалисты.

Заведующая библиотекой  М.В. Кривошеева: «Наши дети никогда не ходят с портфелями, набитыми учебниками. Мы выдаем один комплект на дом, второй, школьный, лежит у ребенка в шкафчике и еще в каждом учебном кабинете – на класс»

Преподаватели корпуса окончили курсы повышения квалификации по интерактивным технологиям, включающим практический тренинг по работе с оборудованием и специальным программным обеспечением. Ими разработаны уроки по экономике, информатике, физике. Учителя могут провести занятия и в компьютерном классе, а также есть возможность использовать SMART-доски в общеобразовательных кабинетах.

КСТАТИ…

Как правило, заслышав о кадетах, люди непосвященные сравнивают их с суворовцами или нахимовцами. Но это не совсем так. Суворовские и нахимовские училища готовят своих воспитанников к поступлению в военные вузы. Кадетские школы такой цели перед собой не ставят. Прежде всего они дают общее среднее полное образование и профессиональную ориентацию за счет дополнительного образования.

Схожесть с суворовскими и нахимовскими училищами, помимо военной формы, заключается, пожалуй, в том, что к работе в кадетские образовательные учреждения привлекаются офицеры запаса (200 из 800 сотрудников 19-ти московских кадетских ОУ). Они призваны обеспечить безупречную дисциплину и воспитать в юношах чувство ответственности.

Педагоги кадетских учреждений не должны забывать о том, что работают с воспитанниками, возраст которых от десяти до семнадцати лет. То есть это дети, находящиеся в начале становления.

А скучать-то нам когда?

Значительное внимание в корпусе уделяется коллективным творческим делам – таким, как постановка спектаклей, участие в проектной деятельности, организация концертов к праздничным датам. Благодаря этим мероприятиям ребята постигают искусство общения, становятся ответственнее.

Ежегодно воспитанники корпуса выезжают в летний и зимний оборонно-спортивный лагерь. А поступившие в 5-й класс будущие кадеты на месяц отправляются в установочный спортивно-оздоровительный лагерь в Подмосковье. Здесь дети не только укрепляют и восстанавливают здоровье, развивают лидерские, организаторские и творческие качества, но и знакомятся друг с другом.

Работать с мальчиками непросто. Но тот факт, что это не просто мальчишки, а мальчишки в форме, заставляет педагогов более тщательно подходить к решению очень многих вопросов

В «среднем» оркестре заняты ребята 6–7-х классов, в «старшем» – с 8-го по 10-й. Одиннадцатиклассники в выступлениях уже не участвуют – им нужно готовиться к выпускным экзаменам

«Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность – учебная, игровая, трудовая, творческая», – утверждает директор кадетского корпуса Михаил Горемыкин.

Музыкально-эстетическому образованию в кадетской школе – повышенное внимание. Духовой оркестр, сольфеджио, музыкальная литература, хор, занятия на музыкальном инструменте… Кадеты знакомятся с основами нотной грамоты, правилами построения гармонии, жизнью и творчеством композиторов. У ребят есть возможность на музыкальных занятиях использовать компьютерные технологии (например, писать ноты посредством современных программ).

За период обучения воспитанники овладевают игрой на двух музыкальных инструментах – духовом и фортепьяно. Ученики, которые в десять лет поступают в кадетскую школу, проходят прослушивание, но ни на чем не играют. Обучение начинается с нуля. Обычно инструменты выбираются самостоятельно, однако педагоги все-таки дают свои рекомендации относительно этих предпочтений, так как у духовиков есть своя специфика, касающаяся строения зубов, губ, прикуса…

В основном оркестре играют только лучшие кадеты. Это определенный стимул. Если ребенок плохо учится, он туда не попадает и, соответственно, никуда не выезжает. А гастрольной деятельностью кадетский музыкальный корпус явно не обделен.

На сегодняшний день творческие коллективы кадетской школы очень востребованы. Ежегодно воспитанники являются участниками Международного фестиваля стран СНГ и Балтии «Москва встречает друзей», Российского фестиваля «Адрес детства – Россия». Оркестр корпуса выступал в культурных программах открытия Дней России на Всемирной выставке в Японии, представлял страну на фестивале военно-духовых оркестров во Франции, фестивале духовых оркестров в Италии, Международном шоу-параде духовой музыки в Гонконге, в котором Россия принимала участие впервые.

«Музыка – это интеллект, развитие, кругозор ребенка. Она еще никогда никому не вредила», – твердо убежден Михаил Юрьевич.

Рейтинг@Mail.ru