Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2009

Тема номера

«Отношения с партнерами станут проще»

Переходить или не переходить школе в новую организационную форму? У директора гимназии № 40 г. Калининграда Татьяны Павловны МИШУРОВСКОЙ есть на этот счет свои сомнения. Соглашаясь с преимуществами автономного учреждения (АУ), она, тем не менее, честно признает: с некоторыми особенностями нововведения ее школа (крупная, хорошо оснащенная и одна из самых известных в Калининграде) может и не  справиться. Во всяком случае, в ближайшее время…

– В прошлом году нам сказали, что появится возможность изменить тип образовательного учреждения, – говорит Татьяна Павловна. – В Калининградской области уже создан пакет правовых документов, которые регламентируют этот переход. Несколько месяцев мы размышляли над ними с педагогами и всей управленческой командой, с бухгалтерией и родителями, которые входят в состав управляющего совета.

Обсуждение проходило в несколько этапов. По моему убеждению, учителя каждой ступени – начальной, основной и старшей – непременно должны были узнать об открывающейся перспективе и высказать свое мнение. Затем я собрала членов управляющего совета и ознакомила их с возможностью изменить наш тип образовательного учреждения, объяснив, что при переходе в АУ у школы появится больше свободы в распределении денежных средств.

С введением НПФ (негосударственных пенсионных фондов) муниципальный заказ дает нашему учебному заведению (у нас обучается 925 человек) тот объем финансовых средств, на который мы могли бы приобретать необходимое оборудование, предоставлять педагогам новые возможности по заработной плате, а также вносить изменения в штатное расписание в интересах развития гимназии.

– Вы бы начали работу со штатного расписания, если бы ваша гимназия перешла в статус АУ?

– Да, для нас это крайне важно. Даже сегодня мы придерживаемся пусть и неписаного, но все же рекомендательного распоряжения о том, в каком соотношении должны находиться административный, вспомогательный персонал и педагоги. Приходится действовать таким образом, чтобы сохранить определенные пропорции при распределении заработной платы.

Например, у нас на школу всего одна ставка психолога. А нам требуются как минимум три специалиста! Почему? Потому что инновационное образовательное учреждение без мониторинговых исследований, которые проводят в том числе и психологи, просто не может оставаться инновационным. Нам необходима постоянная обратная связь.

По моему опыту, один психолог должен обслуживать только начальную школу. Хотелось, чтобы он работал не только с детьми, но и с их родителями. Для старших профильных классов нужен специалист-психолог, который помогал бы подросткам выстраивать траекторию их дальнейшего развития. Я уверена, что на старшей ступени без психолога не обойтись: он обязан объяснять и показывать ученикам, к чему у них есть призвание, какие способности развиты в наибольшей степени, помогать осознавать свои увлечения, интересы, раскрывать их. В дальнейшем для такого специалиста было бы естественным расширить свои функциональные обязанности и взаимодействовать с профессиональными образовательными учреждениями.

Так что три психолога на школу – это, на мой взгляд, минимум. В том случае, если наше учебное заведение получит статус АУ, над этим будем работать в первую очередь.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Школа № 40 г. Калининграда открылась 1 сентября 1960 г. Ее возведение было объявлено ударной комсомольской стройкой.

В 1992–1993 гг. под руководством профессоров Калининградского государственного университета О.С. Гребенюка и В.Н. Брюшинкина здесь была разработана Программа развития в условиях реформирования системы образования. В 1994 г. началась реализация проекта «Международное сотрудничество в системе образовательной деятельности школы». Среди партнеров – образовательные учреждения Польши (Варшавы, Лодзи, Легионово, Гижицко, Ольштына, Опаленица, Эльблонга), Швейцарии (лагерь в «Детской деревне имени Песталоцци», г. Троген); Франции (участие в образовательных проектах, организуемых Центром французского языка при Генеральном консульстве Франции в г. Санкт-Петербурге).

Школа № 40 стала первой в Калининградской области, которую посетил президент иностранного государства: 27 июня 2003 г. здесь побывал Президент Республики Польша господин Квасьневский.

Сегодня в образовательном учреждении открыт кабинет польского языка, работает «Клуб почитателей польской культуры». В 2003–2004 гг. стартовал проект «Литовский язык и культура Литвы в российской школе».

– Автономное образовательное учреждение должно иметь определенный контингент платных студентов (для вузов и СПО эксперты советуют соотношение не менее 10-ти процентов от общего числа учащихся). Для средней школы речь идет об активно оказываемых населению платных образовательных услугах. Есть ли они в вашей гимназии?

– На сегодняшний день их очень немного: мы зарабатываем не более 90 тысяч рублей в месяц. В период с 1996 по 2000 годы в стране были сложности с финансированием ОУ, и тогда мы активно работали в этом секторе. Затем, став гимназией, начали получать от учредителя дополнительное финансирование.

С 2009 года в области отменяется повышающий коэффициент для гимназий и лицеев: финансирование у нас будет такое же, как в общеобразовательной школе. Поэтому средств на осуществление гимназического компонента станет недостаточно.

К примеру, в нашем образовательном учреждении обязательно изучение как минимум двух иностранных языков, что подразумевает деление на группы, дополнительное число часов и, конечно, финансовые средства… Так что сейчас мы как раз работаем над дальнейшим расширением платных дополнительных услуг.

– Автономное учреждение в системе образования, наверное, немыслимо без привлечения родительских финансов. Как вы организуете эту работу? Насколько велик фонд школы?

– Родители, разумеется, оказывают помощь в виде пожертвований. Это скромные благотворительные средства (около 500 рублей в месяц), размер которых был предложен нашим управляющим советом. Те, кто не может внести такие деньги, платят меньше или не платят вообще. Но большинство родителей с этой суммой согласны и считают ее разумной.

Собранные деньги идут на охрану ОУ, оплату персонала, который производит уборку помещений между сменами, а при необходимости – даже после двух-трех уроков в начальной школе. Скажем, сегодня на 110 человек штата у нас 20 уборщиков.

Естественно, благодаря этому же источнику осуществляется косметический ремонт, оплата экскурсионных программ. Кроме того, один раз в четверть у нас проводится общегимназическое мероприятие – занятия на базе калининградских музеев, театров и культурных центров.

– Раньше подобные занятия школьников в музеях, театрах, историко-культурных центрах были бесплатными, поощрялись. Однако сегодня во многих регионах России за это действительно надо платить по коммерческим ценам. Насколько серьезна такая проблема для вашей гимназии?

– Знаете, мы весьма довольны нашими социальными партнерами. Например, в Калининграде есть замечательный Музей Мирового океана с особым филиалом – историко-культурным центром «Королевские ворота». На его базе работает наша Школа юного дипломата.

Но, конечно, регулярные занятия школьников в музеях, историко-культурных комплексах уже не могут проводиться так, как в прошлое десятилетие. Поэтому я думаю, что именно в рамках автономного учреждения наши отношения с организациями науки и культуры стали бы проще. Преобразовавшись в АУ, мы получили бы свободу в заключении с ними договоров, оплате услуг.

Мы могли бы заранее рассчитать, какую долю наших средств направить на мероприятия, скажем, в музеях или научных центрах. Сейчас, находясь в статусе бюджетного учреждения, мы ограничены в своих решениях: казначейское исполнение бюджета предполагает сложный механизм прохождения договоров и платежных поручений.

Всякий раз необходимо доказывать, что, проводя оплату за занятия в музеях, мы потратили деньги на учебные расходы. Существующий ныне механизм заключения договоров подразумевает длительные сроки движения финансовых средств: около трех-четырех недель. Иногда документы возвращаются с пометкой «отказать», так как этот вид услуг не относится к учебным расходам. Это вынуждает нас не участвовать в том или ином проекте.

Если школа получит статус АУ, ситуация будет совсем иной. Кроме того, это существенно облегчит сотрудничество с нашими многочисленными международными партнерами – из Польши, Литвы, Франции и т.д.

– Но вы не вполне уверены, что вашей школе нужен новый статус. Почему у вас возникают сомнения в этом?

– Одно из затруднений связано с состоянием нашего здания, которое было построено в 1960 году. Его технические параметры не соответствуют тем нормам и стандартам, которые предъявляются сегодня. В частности, у нас не была предусмотрена ни столовая, ни раздевалки, а спортзал размещен на четвертом этаже, что противоречит СанПиНам. Этот объективный фактор вызывает опасение, что наше заявление о переходе в АУ вообще не будет рассмотрено.

Поделюсь и другими раздумьями. В связи с изменением статуса учреждения мне придется принять на себя абсолютно новую роль – менеджера. Мы привыкли к традиционной роли директора – учителя учителей. Конечно, амплуа менеджера мне частично знакомо: мы давно работаем в условиях финансовой самостоятельности. Однако надо подготовить себя к тому, что в качестве руководителя АУ придется гораздо больше сотрудничать с юридическими организациями, заниматься разработкой локальных актов, подлежащих сверке, регистрации. А это совсем другая работа.

Плюс ко всему, для перехода в АУ все школьные уставные документы должны быть переработаны, подготовлены в новой редакции. Но администрация и бухгалтерия и без того крайне загружены. Мы заявили инновационные программы и получили на них гранты. В течение двух лет запускаем в работу два крупных ресурсных центра: «Традиции Российской дипломатии как образовательный ресурс» и Центр русского языка и русской культуры.

Предполагается также проведение ряда крупномасштабных мероприятий, в том числе международных семинаров дважды в год, на которые у нас собираются 200–250 участников из России и из-за рубежа. А еще мы организуем обучающие семинары для педагогов из школ-партнеров (города и области), мероприятия для родительской общественности, готовим материалы к публикации…

Теперь придется перераспределить свою активность между этими двумя направлениями: долг по инновационным программам и работа по переходу в АУ.

– Вы уже подсчитали, сколько времени займет у вас оформление документов для перехода в АУ?

– При подготовке документов к процедуре лицензирования или аккредитации нужно около двух месяцев, чтобы администрация школы (а это шесть человек) смогла предъявить результаты своего труда.

Но при смене организационной формы объем работы будет гораздо больше.

Рейтинг@Mail.ru