Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2009

Тема номера

Директор АУ не сможет снизить учителям зарплату

Сомнения и страхи относительно статуса АУ комментирует Артемий Игоревич РОЖКОВ, кандидат юридических наук, руководитель Центра прикладных правовых разработок ГУ-ВШЭ

– Многие руководители школ спрашивают себя: на какую сумму финансирования они могут рассчитывать, если станут автономными. Не располагают ли муниципалитеты какой-нибудь возможностью ее сократить?

– Согласно Федеральному закону «Об автономных учреждениях» уровень финансирования АУ не может быть ниже, чем у аналогичного бюджетного учреждения, выполняющего такое же задание и предоставляющего населению те же услуги. На это муниципалитет получает субвенцию из бюджета субъекта РФ.

Размер региональной субвенции включает в себя: оплату труда, учебно-наглядные пособия, все начисления на зарплату и строится по нормативно-подушевому принципу с учетом лицейско-гимназических и других коэффициентов. Он зависит от количества учащихся и определяется муниципальным заданием. Эта сумма, которая доводится субъектом РФ до муниципалитета, обычно установлена законом или нормативным актом регионального уровня.

Плюс к этому образовательное учреждение получает средства из муниципального бюджета: на содержание здания и сооружений, коммунальные платежи. Но муниципалитет может рассчитать их по-разному.

Возникает сложность: от размера школьного здания эта сумма практически не зависит. А отапливать его нужно вне зависимости от того, сколько там учится детей. Поэтому в законе об АУ предусмотрены расходы, которые включаются в задание на содержание имущества, закрепленного за АУ. Они могут отличаться в разных образовательных учреждениях.

– Существует ли какой-либо юридический механизм, не позволяющий учредителю перевести в АУ, скажем, малокомплектную сельскую школу?

– Такого механизма нет. Разумеется, по закону для перевода в АУ нужна либо инициатива, либо согласие самого ОУ. Допустим, оно не получено. Тогда учредитель вправе сменить директора, после чего административных границ для смены статуса учреждения не будет. Ведь на руководителя муниципального АУ в полной мере распространяется п. 2 ст. 278 Трудового кодекса: он может быть уволен учредителем в любой момент без виновных действий со своей стороны, только с выплатой трехмесячного заработка.

Другое дело, что в подобной санкции, на мой взгляд, мало смысла. В случае с переводом в АУ малокомплектной сельской школы мы будем иметь дело, скорее всего, с неадекватным учредителем. Но и тогда коллектив образовательного учреждения сможет доказать неправомерность этого решения.

Во-первых, при переводе в АУ не должны пострадать права детей и работников школы. Напомню, права учащихся прописаны в Законе «Об образовании», права сотрудников определены трудовым законодательством и нормативными документами об оплате труда. Кроме того, есть норма Закона «Об автономных учреждениях»: если услуги (в данном случае – образовательные) определены законодательно или конституционно, они должны предоставляться независимо от перевода в АУ. Изменение типа муниципального учреждения не может ухудшить прав граждан в части этих услуг.

– Многие учителя опасаются, что после перехода в АУ общие доходы ОУ, может быть, и возрастут, но директор получит возможность по собственной прихоти снижать неугодным педагогам зарплату. Насколько реальна такая перспектива?

– После перехода в АУ директор сможет провести какие-то сокращения, но уменьшить зарплату учителю просто невозможно. Она по-прежнему должна начисляться в соответствии с Трудовым кодексом и теми документами, которые предусмотрены на региональном уровне.

Даже став автономным учреждением, школа остается муниципальной. Поэтому документы о введении НСОТ в полной мере распространяются и на все муниципальные АУ.

– Есть и другие сомнения. Например, что расходы на содержание имущества после перехода в АУ будут снижаться муниципалитетом год от года. Дает ли закон АУ какие-то гарантии?

– Учредитель обязан обеспечивать расходы на содержание имущества АУ и их нельзя уменьшить по сравнению с тем финансовым годом, когда это учреждение было еще бюджетным. Такие издержки могут быть снижены лишь в случае, если школа то или иное имущество сдает в аренду. При этом они должны индексироваться ввиду роста коммунальных тарифов. Ведь только затраты на электричество увеличились в этом году на 20%. Для крупного школьного здания это серьезный расход.

Если у школы-АУ возникнет задолженность, скажем, за электричество, то возможно взыскание: при поступлении очередных средств на ее счет в банке, они могут быть списаны для покрытия долга. Тогда в ОУ произойдет недофинансирование по иным направлениям расходования средств – в том числе на оплату труда. Но такую ситуацию мы можем представить себе только при полной неадекватности муниципальных властей. Ведь на них законом возложена обязанность содержать школьные здания и сооружения, а также обеспечивать коммунальные платежи.

Кроме того, самые дорогостоящие работы – капитальный ремонт или перестройка школы – достаточно редко проводятся за счет муниципалитета, особенно если речь идет о сельских муниципальных районах. На это выделяются либо прямые дотации из регионального бюджета, либо ОУ включается в соответствующую региональную программу. А став АУ, школы, безусловно, будут получать деньги на капитальный ремонт.

– Какие слабые места выявлены сегодня юристами в отношениях между школой (АУ или БУ), муниципалитетом и регионом?

– Законом не прописаны определенные положения, связанные с нормативно-подушевым финансированием. Некоторыми муниципалитетами принципы НПФ нарушаются (в частности, финансирование школ далеко не всегда зависит от количества учащихся), а кое-где не соблюдаются абсолютно. За счет целевой субвенции на учебные расходы, получаемой от региона, муниципалитеты могут решать свои собственные проблемы.

– Если директор АУ заметит, что с финансированием его школы складывается именно такая ситуация, куда ему обращаться? В суд?

– По закону размер финансирования задания для АУ не может быть отличным от финансирования задания в БУ, оказывающего аналогичные услуги. Но вряд ли директору можно посоветовать обращаться в суд. Такие проблемы решаются административно.

Как правило, перераспределенные деньги являются региональными субвенциями, а они должны использоваться строго по целевому назначению. За этим наблюдают региональные контрольно-ревизионные органы. И такие ситуации разрешаются регионом, как правило, в административном порядке.

Другая проблема: муниципалитет может воспользоваться тем, что между ним и субъектом РФ нет четкого соглашения о распределении средств, приходящих из регионального бюджета. Это позволяет руководителям муниципалитетов свободнее оперировать региональными поступлениями. Поэтому регионам-участникам КПМО рекомендовали заключать соглашение между субъектом РФ и муниципалитетами, гарантирующее доведение средств непосредственно до каждой конкретной школы. Так что обеспечить прозрачность в этом процессе возможно.

– Если школа станет АУ, у нее появится больше шансов решать свои проблемы в судебном порядке?

– Возможности появятся. Но руководитель АУ не должен забывать, что его школа, сменив статус, остается муниципальной, что у нее есть учредитель, который тоже, со своей стороны, является заинтересованной стороной.

Директорам надо будет учиться решать проблемы образовательного учреждения в диалоге: директор – руководитель управления образования – муниципалитет. Ведь цели у них всех одни.

Рейтинг@Mail.ru