Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2009

Тема номера

Все реформы ведут в АУ

Беседа с Ириной Всеволодовной Абанкиной, директором Института развития образования ГУ-ВШЭ

– В каких регионах идет наиболее активная работа по переводу образовательных учреждений в АУ?

– В первую очередь это те регионы, которые шли по пути реформ, активно участвуя в комплексном проекте модернизации образования. Все механизмы, предложенные КПМО и связанные с реформированием, работали напрямую на автономию образовательных учреждений: финансовая самостоятельность бухгалтерий, открытие юридических лиц, счетов, введение индивидуального бухгалтерского налогового учета…

Подчеркну: не обязательно каждой школе иметь своего бухгалтера – можно относиться к кустовой бухгалтерии. Но в каждом образовательном учреждении должен быть свой учет, а не ситуация «одна смета на всех».

Есть регионы, которые только формально ввели в школах бухгалтерии, а дела ведутся в централизованных бухгалтериях, где отсутствует индивидуальный учет каждого бюджетополучателя. При такой схеме нет прозрачности. Внутри нее трудно перейти на нормативно-подушевое финансирование, на новую систему оплаты труда. Образовательные учреждения при этом не только лишены реальной финансовой самостоятельности, но и не могут построить стратегию своего развития.

Впрочем, им самостоятельность и не нужна. В такой ситуации питание дошкольников распределяют по одной строчке для всех детсадов муниципалитета. А сколько уходит на один садик – тайна за семью печатями. Добиться ответа при этой системе невозможно: нет поучрежденческого учета.

Любопытно, что благодаря переходу в АУ высветилось множество управленческих, финансово-хозяйственных проблем, характерных для бюджетных учреждений: это и переход на задание учредителя, и введение показателей критериев качества оказания услуг, и характеристика категорий потребителей, и конкурсное распределение контрольных цифр приема… Разобраться в них для АУ – это значит принять решение для всей сферы.

Схема 1

Динамика перевода в АУ бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ

– Какие школы в разных российских регионах изъявили желание стать автономными учреждениями? Что объединяет эти учебные заведения?

– Среди решившихся много лицеев и гимназий. Это школы-лидеры, которые имеют дополнительные образовательные программы, активно взаимодействуют с родителями. У них сильные управляющие советы, они легко перешли на НПФ (негосударственные пенсионные фонды), внедрили собственные системы распределения стимулирующей части фонда оплаты труда.

Это не всегда городские лицеи и гимназии: в Калининградской области в АУ переходят даже школы из районов. Их объединяет одна черта: это сильные учреждения со своими программами развития и денежными фондами, которые они хотели бы таким образом сохранить.

– Почему для сильных школ оказываются так важны внебюджетные доходы?

– Сегодня все идет к тому, что будет внедрен новый план казначейского учета и ведения лицевых счетов. Права учредителя ОУ в отношении них еще больше расширятся. Между тем, внебюджетные доходы для ОУ – это возможность и право на развитие.

– Многие опасаются того, что региональные управления образования назначат «своих» кандидатов в АУ или заставят кого-то перейти в этот статус не по доброй воле. Насколько реальна подобная ситуация?

– Региональные управления рекомендуют муниципалитетам тот уровень развития, которого должна достичь школа, чтобы перейти в АУ. Для этих целей полезно составлять региональный рейтинг учебных заведений. Те, кто занимают в нем первые позиции, наверняка более подготовлены к новому статусу.

Но решает все-таки учредитель – муниципалитет. Насильно перевести в АУ никого нельзя: по закону должно быть решение трудового коллектива, причем правильно оформленное и включенное в большой пакет документов, прилагающийся к заявке.

Чаще мы сталкиваемся с другой ситуацией: образовательные учреждения хотят подать заявку на переход в АУ, но не могут сделать этого по объективным причинам: у них не все в порядке с правоустанавливающими документами, например, на здания, участки.

В минувшее десятилетие многие ОУ довольно легко относились к подобной неразберихе. А теперь выясняется, что все это нужно быстро и грамотно оформить и приложить к заявке на переход в автономное учреждение.

Кадастровой службой введены новые требования к оформлению и подаче документов. Требуется сделать свежий кадастровый план и зарегистрировать его. Надо подать перечень имущества, поставленного на балансовый учет. Все, что было недоделано в прошлые времена, сразу же всплывает.

При этом необходимо быть внимательным и аккуратным: ведь это имущество передается в оперативное управление уже АУ. То, что включено в этот перечень, учитывается позднее при расчете стоимости коммунальных услуг и по оплате налогов, и по амортизационным отчислениям – все, что есть в обязательствах учредителя по содержанию своего имущества.

Схема 2

Сравнение субъектов РФ по числу переведенных в АУ образовательных учреждений

– Если у образовательного учреждения есть спорные вопросы, касающиеся имущества, ему следует заняться их решением и отложить переход в АУ?

– Закон не препятствует переводить в АУ тех, у кого имущество находится, к примеру, в спорах. Однако Рособразование считает, что лучше этого не делать тем, у кого имущество пока в затяжных судах. Это касается и образовательных учреждений, у которых более 50% имущества – арендованное.

Однако решение по этому вопросу всякий раз должен принимать учредитель. Для школы это   муниципалитет. Так что решение за ним. Есть, к примеру, объективно сложная ситуация, когда учредитель арендует имущество для своего учреждения.

Недавно всех встревожила реплика Москвы о том, что в столице будут пересмотрены правила аренды. Многие федеральные вузы арендуют московскую недвижимость. Никакого первоочередного права на продление аренды не будет: как только подойдет к концу ее срок, последует конкурсная процедура, при которой все станут равны. Так что это будет зона риска. Но школ это вряд ли коснется.

– Почему во всех регионах России желание перейти в АУ повсеместно высказывают дошкольные учреждения?

– Это легко объяснимо. Дошкольные учреждения привыкли работать на частично платной основе. В нашей стране содержание детей в детских садиках было всегда в какой-то степени платным, поэтому у муниципалитетов есть своя наработанная методика расчетов родительской платы. В этом смысле всегда присутствовало прямое софинансирование со стороны родителей дошкольников.

Именно ДОУ первыми научились оперировать внебюджетными деньгами, оказывая разнообразные дополнительные платные услуги. Это компактные, легко управляемые учреждения, тесно связанные со своими потребителями – семьями.

В России растет рождаемость и вместе с ней – спрос на дошкольные учреждения. Кроме того, в последние годы появилась мода (можно назвать это общественной потребностью) на детские сады. Все семьи мечтают отдать туда ребенка, считая, что это развивает малыша, учит его социальной активности и – главное – помогает подготовиться к школе. Этот аспект – подготовка ребенка к школе – особенно волнует всех родителей. Поэтому контингент в детских садах растет.

Вторым по значимости для перехода в АУ в регионах считается сектор дополнительного образования: различные детские центры творчества, бывшие Дворцы пионеров, которые тоже оказывают потребителям платные услуги, востребованные на рынке.

Схема 3

Активность субъектов РФ в реализации закона «Об автономных учреждениях», количество переведенных в АУ учреждений образования

– Среди высших учебных заведений, которые в 2009 году начнут переходить в АУ, есть два педвуза. Это исключение или правило? Как может сложиться ситуация в педагогических высших учебных заведениях в связи с их переводом в автономный режим?

– Сегодня на переход в новую форму подали заявку 6 педвузов, в том числе два педагогических университета Екатеринбурга. Действительно, обращений меньше, чем от технических или экономических вузов. Однако не стоит забывать: у этих педвузов есть контингент платных студентов, широкие программы дополнительного профессионального образования.

В ряде регионов в настоящий момент сложилась ситуация, когда педагогические учебные заведения недобирают абитуриентов. Однако в других субъектах Федерации они прочно заняли свою нишу, становятся университетскими комплексами, втягивая в себя начальное и среднее педагогическое образование – педучилища, колледжи.

Когда проводился эксперимент по ГИФО (государственные именные финансовые обязательства) и их размер зависел от результатов ЕГЭ, мы предполагали, что в педагогические вузы пойдут ребята с наиболее низкими показателями. Ничего подобного. В гораздо более тяжелом положении оказались тогда технические институты.

В Алтайском крае университет и педуниверситет конкурируют между собой. Многие педвузы – это относительно крупные и влиятельные высшие учебные заведения, которые мощно позиционировали себя в регионе. В ряде областей именно они вместе с институтами повышения квалификации (ИПК) стали партнерами в реализации всех направлений КПМО. Эти учреждения занимаются повышением педагогического мастерства, научными разработками, методическим обеспечением. В Пермском и Алтайском краях они отвечают за огромную работу по разным направлениям КПМО, инновационным школам, организации школьного питания, апробации стандартов.

Поэтому педвузы готовы к самостоятельности, готовы работать и защищать свои внебюджетные доходы. А эти доходы у них есть. Откуда?

Сейчас много внимания уделяется повышению квалификации как педагогов, так и директоров школ. На этом рынке работают не только ИПК, но и педуниверситеты, и даже классические университеты. Поставлена задача повышения квалификации преподавателей по основной специализации.

Другая проблема: учителям, которые преподают несколько предметов, теперь необходимо иметь дополнительные дипломы. Директорам школ для прохождения новой системы аттестации нужно приобрести, кроме педагогической, еще и управленческую квалификацию. Что означает годовую подготовку не менее 500 часов.

Так что всем активным педагогам в регионе требуются либо новые дипломы, либо повышение профессионального уровня, либо специальная переподготовка. А это – программы дополнительного образования в педвузах и ИПК. И деньги. Поэтому у педвузов и ИПК в российских регионах есть немалый потенциал и реальный шанс для предоставления платных образовательных услуг. И многие из них в ближайшие годы задумаются над переходом в АУ.

Рейтинг@Mail.ru