Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2009

Тема номера

Школа автономии

Пять лет тому назад, в 2004 году, в Послании Президента России Федеральному собранию РФ говорилось: «… Надо прежде всего провести реструктуризацию сети бюджетных учреждений, изменив порядок их финансирования и сам статус значительной части таких учреждений».

За последний год около 900 ОУ (в Ижевске, Екатеринбурге, Набережных Челнах, Новосибирске, Тюмени и др.) сменили статус с бюджетного учреждения (БУ) на автономное (АУ).

Субъекты РФ уже представили свои планы до 2010 года – сколько вузов, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования и школ они собираются перевести на новую организационно-правовую форму (схема 1).

Заместитель начальника отдела реструктуризации сектора социальных услуг Департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития России Тамара Ершова считает, что «менять свой статус выгодно тем учреждениям, которые ведут самостоятельную деятельность в больших объемах. При этом они должны иметь существенные внебюджетные доходы за счет спроса на платные услуги, который в ближайшее время не сократится».

В некоторых регионах (например, в Республике Татарстан) работа по смене организационно-правовой формы ведется с 2007 года. За это время автономными стали не только учреждения культуры и социальной сферы, но и школы: в Казани уже действует гимназия с аббревиатурой МАОУ – муниципальное автономное образовательное учреждение (подробности читайте здесь).

Недавно и в Перми было объявлено о том, что новый статус обрели четыре общеобразовательные школы и один лицей. В течение нынешнего года организационно-правовую форму здесь планируют сменить еще восемь детских садов, три центра дополнительного образования детей и семь школ.

«Переход школ в статус автономного учреждения позволит административным командам самостоятельно формировать штатное расписание, появится больше возможностей в расходовании как бюджетных средств, так и внебюджетных. Но при расширении финансово-хозяйственной самостоятельности у руководства ОУ расширится и зона ответственности за принимаемые решения», – поясняет начальник Департамента образования администрации Перми Людмила Гаджиева.

Она уверена, что у АУ – хорошее будущее: «по итогам 2008 года, по поступлениям от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на 66 млн руб. выросли доходы от продажи дополнительных платных образовательных услуг и, наоборот, на 21 млн снизились доходы от безвозмездных поступлений. Это говорит о том, что школы все больше и больше учатся зарабатывать внебюджетные средства и сокращают сборы с родителей!»

В Калининградской области разработали содержательный пакет документов и активно переводят в статус АУ общеобразовательные школы.

Характерно, что в новую организационно-правовую форму переводятся не только крупные школы Калининграда, но и ОУ небольших городов и даже маленьких поселков (пос. Васильково, Рыбачий, Знаменск). Среди тех, кто становится АУ, – средняя школа поселка Новостроево, расположенного на границе с Польшей (о школе и ее директоре мы писали в № 4/2008).

- Кому стоит переходить в АУ, а кому это категорически противопоказано?

- Как оформить документы для перехода в АУ? Сколько времени это займет?

- Как узнать, может ли ваша школа, гимназия, лицей, центр дополнительного образования работать в статусе АУ?

Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в этом номере.

Материалы номера подготовила обозреватель
Рейтинг@Mail.ru