Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2009

Книжная полка

Фейгенберг И.М. Учимся всю жизнь

 

Фейгенберг И.М. Учимся всю жизнь.

М.: Смысл, 2008.

… Истинной целью обучения и воспитания является не подготовка к школьным экзаменам, а подготовка к жизни. … Жизненные экзамены – это поступки, их не сдают, а совершают и в случае неудачи иногда серьезно расплачиваются; «перепоступить» невозможно – возможно только решиться на новый поступок в уже изменившейся ситуации.

Уроки и перемены, экзамены и каникулы, педсоветы и родительские собрания – одно событие сменяет другое, а вместе они образуют единое целое под названием «школа». Времени, чтобы остановиться и на секунду задуматься о ее назначении, не остается. Тем более что общепринятое мнение давно известно: школа готовит подрастающее поколение ко взрослой жизни. Однако за общими словами ускользает ее роль для каждого конкретного человека. А ведь от того, как понимают это назначение руководители образовательных учреждений, зависит очень многое.

Очевидно, что школы отличаются друг от друга учебными программами, квалификацией педагогов, направлением обучения и т.п. Все это мы называем «образовательной средой» или «образовательным пространством». Вместе с тем, еще одним критерием дифференциации выступает отношение к образованию как к средству достижения каких-либо жизненных целей (например, поступление в вуз) или как к самостоятельной ценности.

Вопросам о целях и ценностях образования в нашей жизни, о чисто практической, с одной стороны, и мировоззренческой, с другой, роли знания посвящена книга, о которой мы сейчас и рассказываем. Автор излагает свою точку зрения и призывает нас подумать над этими непростыми темами.

Издание написано понятным языком, изобилует живыми примерами и рассчитано на широкий круг читателей: ни профессия, ни возраст принципиального значения не имеют.

Автор книги – И.М. Фейгенберг – доктор медицинских наук, известен своими исследованиями в области физиологии активности. Однако неслучайно со вступительным словом к читателям обращается профессиональный психолог А.Г. Асмолов, называя издание «введением в педагогику активности».

Авторская позиция адекватно отражена в названии книги. И дело не только в том, что жизнь требует постоянного доучивания и переучивания. Хотя это действительно крайне важно. Но и в том, что подобное отношение оказывает решающее влияние на наше мировоззрение или в этом проявляются наши взгляды.

Постоянное самообразование не тяготит автора, а обогащает. Он размышляет о конкретных вещах – как лучше запомнить материал, какие существуют способы решения задач, как человек принимает решения, каковы цели уроков литературы. За интересом к этим проблемам скрываются неудовлетворенность сегодняшним незнанием чего-то, стремление узнать больше, что, кстати, порождает новые вопросы.

Эту брошюру совсем не обязательно читать целиком. Например, знакомство с разделами «Типы задач, приближенных к жизни», «О контроле результатов обучения» может преследовать разные цели.

Если издание будет стоять на книжной полке педагога, то он, во-первых, всегда сможет обратиться к ней в поисках ответа на конкретный вопрос, а во-вторых, использовать ее в качестве поддержки в минуты душевного разлада. Ведь в жизни случаются моменты, когда так важно на что-то (или кого-то) опереться, чтобы удостовериться в правильности собственной точки зрения или, возможно, противостоять мнению большинства.

В конечном итоге это поможет сохранить свое лицо и запутавшемуся учителю, и школе в целом.

Рейтинг@Mail.ru