Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2009

Партнерство

Неотсроченный результат

В МОУ «Центр дополнительного образования детей» (ЦДОД) г. Усть-Илимска убеждены: расширение образовательной среды любого учебного заведения невозможно сегодня без социального партнерства.

За три последних года в Центре было разработано и реализовано множество разнообразных проектов. В частности, «Подари улыбку», направленный на поиск способов взаимодействия учащихся ЦДОД и воспитанников городского социально-реабилитационного Центра «Колосок». Цель еще одного – «Здравствуй, друг!» – состояла в том, чтобы расширить знания об окружающем мире у ребят из Центра допобразования, предоставив им возможность пообщаться с детьми с ограниченными возможностями.

Но подробнее мы расскажем про два других направления.

С трудными подростками – на слюдяные шахты

Проект «Мир, в котором мы живем» – это профильная социально-образовательная смена-коррекция выездного лагеря. Для проведения этой лагерной смены мы выбрали город Северобайкальск. Почему именно он? Дело в том, что на протяжении вот уже шести лет у нас существуют добрые партнерские отношения с МОУ «Школа туристско-экологического образования». А у нее, в свою очередь, есть охраняемая турбаза «Эхо», расположенная в живописном месте на берегу Слюдянского озера и Байкала.

Разработанный нами проект лагерной смены выиграл грант в городском конкурсе социально значимых проектов по профилактике негативных явлений среди подростков и молодежи в 2006 году. Он был адресован детям в возрасте от 12-ти до 14-ти лет, имеющим отсрочку исполнения приговора или состоящим на внутришкольном учете. Выигранный грант позволил вывезти нам в первую смену 18 ребят, взяв с родителей лишь деньги на железнодорожные билеты и личные расходы.

Вместе с подростками в лагерь выехала команда инструкторов объединения дополнительного образования «Школа социального успеха» и два педагога. Каких-либо трудностей в подготовке и реализации проекта мы не испытывали. Разрабатывая его, мы пытались найти такую форму работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, которая помогла бы вывести их из тупикового состояния статуса «плохих» на более благополучную социальную ступень.

Мы посчитали, что проживание в палаточном городке на берегу, когда привычное окружение меняется, предоставит возможность моделирования новых форм поведения в специально создаваемой воспитательной среде. А иное социальное окружение (педагоги, психологи, инструкторы команды «Школы социального успеха») покажет трудному подростку другие стороны жизни.

Цели данного проекта были достигнуты. Вся жизнь в лагере строилась на принципе самоорганизации. Весь свой быт ребята обеспечивали сами: заготавливали дрова для костра, варили, убирали территорию, организовывали вечерний досуг. Через разнообразные виды деятельности (познавательная, проектная, спортивно-оздоровительная, культурно-досуговая, самообслуживание), идущие от ребенка, педагоги стремились обеспечить личностный рост и социальную защищенность каждого участника программы.

В течение двух недель мы выезжали на экскурсии на о.Ярки на Байкале, посетили минеральный источник Гуоджикит, совершили туристический поход по Большой Байкальской тропе, на слюдяные шахты, устраивали праздники на воде, проводили тренинги по спортивному ориентированию, скалолазанию, игры и соревнования, мастер-классы на познание себя, развитие уверенности, коммуникативности.

Это был первый опыт для нашего центра в организации выездных и городских летних лагерей. Теперь мы ежегодно организуем летние профильные лагеря экологической и спортивно-оздоровительной направленности.

Личностный рост благодаря ШСУ

Другая продуктивная работа ведется у нас уже семь лет в рамках адаптированной дополнительной образовательной программы «Школа социального партнерства и успеха» (ШСУ). Она рассчитана на два года обучения. Первый – 144 часа. За это время реализуются четыре направления просветительской деятельности: самоорганизация, здоровьетворение, отношения единения и согласия, творчествоозарение. Второй – 216 часов, в течение которых происходит обучение четырем видам социальной грамотности: нравственной, проектной, организационной, коммуникативной.

Расписание у программы модульное – 72 часа по каждому году отводятся на инструкторскую практику: проведение социально-образовательных мероприятий городского, областного, регионального уровней.

В ШСУ обучаются школьники 8–11-х классов абсолютно бесплатно. По окончании ребята получают свидетельства о дополнительном образовании.

Приоритет данной программы – формирование активной гражданской позиции детей. Для этого используются социально-образовательные мероприятия, что позволяет организовать развивающую среду для подростков и готовить инструкторов-просветителей и инструкторов-организаторов.

Командой инструкторов была организована серия семинаров: «Круг моих друзей», «Планирование карьеры и судьбы», «Я – Гражданин», «Школьное самоуправление».

По технологиям проведения социально-образовательных мероприятий разработана обучающая программа «Лидер», которая включает в себя семинары: «Лидер: организатор и управленец», «Лидер: ключевые комптенции», «Лидер: стратегии управления» и т.п.

Отличительной особенностью ШСУ является личный позиционный рост участников учебно-воспитательного процесса и приобретение ими таких социальных компетентностей, как умение работать в команде, способность видеть и решать проблему.

Результат педагогического труда часто бывает отсрочен, но мы можем оценить пользу работы ШСУ уже сегодня. Благодаря ей:

– наши выпускники занимают активную гражданскую позицию во всех жизненных ситуациях;
– приобретенные знания, умения и навыки помогают детям осознавать свое предназначение в жизни;
– изменяются в лучшую сторону взаимоотношения среди учащихся, происходит самореализация в любой жизненной ситуации с гарантией достижения успеха;
– взаимоотношения между ребятами и родителями также меняются в лучшую сторону.

ДЕТАЛИ

Татьяна Клименко, студентка Усть-Илимского филиала государственного педагогического университета:

Когда я пришла в ШСУ, жизнь стала цветной, полной, необычной, разнообразной и яркой. Происходили случаи и встречи, которые делали меня счастливой… Обучение в ШСУ во многом повлияло на качественное изменение меня самой. Я стала уверенней, более осознанно и системно отношусь к своему образованию, поступкам, словам, научилась управлять процессами, происходящими вокруг меня.

Татьяна Бояркина, студентка Сибирской академии государственной службы:

«Прожив» три года в ШСУ, я чувствовала себя словно в идеальном обществе, где люди стремятся помогать друг другу, всегда доброжелательны, постоянно совершенствуются. Это мир, где не возникает даже малейших предпосылок войн и разрухи, потому что каждый конфликт коллективно исследуется и превращается в урок.

ШСУ помогла мне научиться коммуникабельности, конструктивному подходу, умению эффективно организовывать свою жизнь.

 

Рейтинг@Mail.ru