Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2009

Партнерство

«Первый успех» для будущих педагогов

Дискуссия о необходимости подготовки будущих учителей в  соответствии с современными подходами в школьном обучении ведется у  нас не первый год. И, пожалуй, главным действующим лицом в этом процессе являются педагогические вузы. Фактически на них лежит львиная доля ответственности за то, какие учителя придут завтра в школу.  О том, что происходит в этом направлении в Санкт-Петербурге, в   одном из крупнейших вузов страны – Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена – наша беседа с доктором педагогических наук, доцентом кафедры педагогики, руководителем научно-практического центра профессиональной ориентации абитуриентов института довузовской подготовки РГПУ им. А.И. Герцена Эльвирой Викторовной БАЛАКИРЕВОЙ.

– Школа и педагогический университет – два звена одной цепи. Как бы вы охарактеризовали сегодня отношения между ними?

– Для нашего учебного заведения крайне важен постоянный контакт со школой, так как она была и будет источником развития педагогического образования. Из нее черпается все, так как практика часто опережает теорию.

Школа – среда развития любого современного педагогического вуза, задача которого состоит в анализе, прогнозировании и моделировании тех процессов, которые происходят в образовательных учреждениях.

Сейчас есть проблема педагогической практики, потому что школам требуются хорошие кадры. И для того, чтобы они таковыми были, их нужно «растить». А у нас зачастую практика проводится формально, после нее студент не хочет идти на работу. Причин может быть несколько: либо приняли не очень душевно, либо не дали показать, на что способен, либо заработная плата слишком низкая... Одна из наших задач состоит в том, чтобы помочь эту практику организовать как можно лучше, поспособствовать установлению отношений между будущим учителем и школой, в которую он приходит.

Другая сложность заключается в том, что многие образовательные учреждения до сих пор еще представляют будущую педагогическую деятельность исключительно как учительскую. Мы же стараемся расширять их кругозор.

Сегодня школе требуются разные специалисты, способные не только организовать образовательный процесс, но и сопровождать его, проводить диагностику, управлять им. Нужны учителя для профильной и сельской школы, социальные педагоги, педагоги-психологи, тьюторы, диагносты и т.д. Перечень специальностей в системе высшего педагогического образования существенно расширен.

В магистратуре развернута подготовка специалистов в области образования. Например, на кафедре педагогики осуществляется подготовка по таким образовательным программам, как высшее образование, сравнительное образование, воспитательная работа, мониторинг образования.

Новые специалисты, которые предлагаются образовательным учреждениям на рынке труда, еще слабо востребованы. Работодатели плохо понимают, как их можно закрепить в штатном расписании, которое не позволяет вводить должности в соответствии с квалификацией выпускника педагогического университета.

Штатное расписание сильно отстает от жизни. Рынок педагогического труда сегодня разбалансирован и сам еще не знает своих потребностей. Одним из способов преодоления этого «разрыва» мы считаем нашу Герценовскую педагогическую олимпиаду, которая проводится уже 15 лет, а корнями уходит в 30-е годы XX века.

– Кто принимает в ней участие?

– У Олимпиады многоступенчатая структура:

  • I ступень – учащиеся старших классов школ (гимназий), ориентированные на продолжение образования в педагогическом университете;

  • II ступень – студенты университета (II–IV курсов), старших курсов педагогических училищ (колледжей);

  • III ступень – студенты магистратуры.

Цель этого мероприятия – посмотреть, как его участники понимают сущность педагогической теории, умеют творчески реализовать педагогические идеи в собственной практической деятельности. Все задания олимпиады направлены на изучение личности человека, его гуманистической направленности, способности к общению, работе в команде, а также на представление себя, позиционирование своих идей, умение согласовывать свою точку зрения с коллегами.

Это изначально задумывалось как живое, зрелищное событие и каждый год подтверждает то, что мы выбрали правильный формат.

– Давайте чуть подробнее остановимся на олимпиаде для старшеклассников...

– В вузы сегодня приходят совсем другие абитуриенты, нежели раньше. Кто эти молодые люди? Что они ценят? Чем интересуются? От ответов на эти вопросы зависят выбираемые ими направления обучения.

Наша олимпиада для учащихся «Первый успех» создает условия для личностной ориентации выпускника школы, помогает ему осознать свою позицию в отношении педагогической профессии.

В ходе ее подготовки и проведения преподаватели кафедры педагогики (одни из организаторов мероприятия) тесно сотрудничают с учителями школ, оказывая им научно-методическую помощь в наполнении содержанием образовательного процесса в классах педагогического профиля.

У нас в городе свыше 700 школ, педагогические классы есть примерно в сорока из них. Таким образом, в первом туре, который обычно проходит в образовательных учреждениях в феврале, участвуют более тысячи человек (если исходить из того, что в каждом из сорока ОУ есть 25–30 учащихся, ориентированных на продолжение образования в педагогическом университете). Содержание заданий первого тура формулируется учителями школ, ведущими предметы психолого-педагогического и обществоведческого профиля.

Второй тур проводится заочно на базе Института довузовской подготовки РГПУ им. А.И. Герцена в середине марта. Для участия в нем от школы представляется заявка на 4–5 учащихся, ставших победителями первого тура. Ребятам обычно предлагается написать эссе по одной из тем (по выбору): «Мое педагогическое кредо», «Я верю, что дети...», «Если бы я был директором школы...», «Педагог – профессия будущего» и т.п. Здесь оцениваются, конечно, и педагогическая эрудиция, и кругозор, и заинтересованность, и непременно грамотность.

Из представленных выбираются лучшие работы, как правило, не более четырех от каждой школы, то есть в целом около 60–65-ти. Все они – участники третьего, очного тура, который организуется в третьей декаде марта, уже непосредственно в стенах нашего университета. Мы приглашаем ребят из тех образовательных учреждений, чьи эссе набрали наибольшее количество баллов. Все школьные команды получают от конкурсной комиссии олимпиады домашнее задание (это может быть создание плаката, визитной карточки школы, видеоролика и т.п.). В среднем каждый год в олимпиаде участвует 15–16 ОУ.

Для них в течение одного дня организуется несколько самых разнообразных заданий. В частности, одним из них как-то раз был конкурс-игра «Верите ли вы, что…». Все участники делились по жеребьевке на две большие группы. В каждой из команд выбирался капитан, который руководил процессом выработки коллективного ответа на поставленный вопрос. А они были связаны с тематикой воспитания и образования великих ученых, писателей – героев книги В.М. Воскобойникова «Жизнь замечательных детей» (СПб., 1997).

Команды должны были быстро, единодушно и правильно ответить на 15 поочередно заданных им вопросов. После краткого обсуждения звучал музыкальный сигнал, и ведущий подсчитывал количество поднятых рук за ответ «Верю» или «Не верю». В случае положительного результата команде присваивалось очко.

По итогам финального тура мы выделяем шесть победителей: одно первое место, два вторых и три третьих, плюс награждаем еще 15 лауреатов, каждый из которых наиболее интересно показал себя в какой-нибудь из конкурсных номинаций: у кого-то было самое необычное эссе, кто-то имел личностное первенство в каком-то конкурсе, кто-то лучше всех показал себя в командной работе. Победители-лауреаты получают дипломы.

Сейчас мы согласовываем с приемной комиссией вопрос о том, чтобы эти документы учитывались при зачислении в университет. И если несколько выпускников представят нам одинаковые баллы, полученные на ЕГЭ, то дипломы, подтверждающие участие в нашей олимпиаде, будут неким бонусом.

– Кто входит в состав «олимпийского» жюри?

– Кафедра педагогики, ее магистранты, аспиранты. Мы все – объективные арбитры, у нас нет личной заинтересованности в ком-либо из старшеклассников. Вообще на олимпиаде атмосфера всегда очень доброжелательная, веселая.

В мае у нас проводится торжество, на которое приглашаются участники всех ступеней олимпиады – старшеклассники, студенты, магистранты. Концерт, призы, улыбки – это всегда праздник!

Концептуальные основы развития
Герценовской педагогической олимпиады

Герценовская педагогическая олимпиада – это традиция, определяющая педагогический дух университета, уклад его жизнедеятельности, связывающая допрофессиональное педагогическое образование (педагогические классы), высшее профессионально-педагогическое образование (студенты бакалавриата, специалитета и магистратуры) и послевузовское педагогическое образование (молодые педагоги), что выделяет его непрерывный характер в культуротворческом поле высшего учебного заведения.

Герценовская педагогическая олимпиада – это культурное событие для университета – встреча близких по духу, по мироощущению, содружество детей и взрослых, студентов и преподавателей, одна из форм педагогической коммуникации.

Герценовская педагогическая олимпиада – это смотр талантов, конкурс, игра в сфере образования; это праздник, объединяющий факультеты через осознание целостности педагогической жизни университета.

Понимание педагогического образования как личностного отношения людей, исповедующих общие или схожие смыслы и ценности образования, предполагает реализацию принципа кооперации.

Поэтому подготовку и проведение олимпиады мы рассматриваем не как «удел» преподавателей, а как равноправное взаимодействие, сотворчество в диадах: студент – преподаватель, магистрант – студент, преподаватель университета – школьник и т.д. Именно поэтому студенты и магистранты становятся не только участниками, но и активными организаторами олимпиады.

На этой основе разрабатывается один из туров олимпиады каждой ступени. Например, финал проводится как организация практической педагогической деятельности конкурсантов, где они могут продемонстрировать способности к решению широкого спектра профессиональных задач.

Приоритетной становится командная работа, предполагающая выстраивание горизонтальных связей (совместная деятельность преподавателей, студентов разных курсов, факультетов и т.д.).

Поскольку Герценовская педагогическая олимпиада, каждая ее ступень основываются на задачном подходе, то при отборе содержания конкурсных педагогических задач необходимо предусматривать их усложнение в соответствии с четырехуровневой системой общепрофессиональных умений:

1-й уровень – умение решать педагогические задачи в аудиторных условиях при работе с учебным материалом, упражнениями, текстовыми заданиями и т. п. (старшеклассники);
2-й уровень – умение решать педагогические задачи в процессе моделирования фрагментов педагогической деятельности с использованием элементов ролевой игры и т.д. в аудиторных условиях и в процессе педагогических практикумов и практик (студенты);
3-й уровень – умение решать и проектировать педагогические задачи в процессе проведения школьных практикумов, педагогических практик, пробного обучения и т.д. (студенты V курса – специалисты, студенты-магистранты);
4-й уровень – умение решать и проектировать педагогические задачи в реальном образовательном процессе (молодые педагоги).

– Сколько старшеклассников из тех, кто участвует в финальном туре, поступает потом к вам в университет?

– Как правило, из 60-ти финалистов 20 ребят становятся нашими студентами, и почти всегда – весьма успешными.

– Многие ли из них впоследствии идут работать в школу? Отслеживаете ли их судьбу?

– Путь каждого проследить мы не можем. Но знаем, что в школах трудятся многие наши выпускники. Ситуация такова, что образовательные учреждения сегодня укомплектованы хорошими кадрами, но они нуждаются в хороших учителях и стараются из своих же выпускников «выращивать» будущих педагогов. Ряд школ с педагогическими классами специально занимается профориентацией, организует у себя элективные курсы, посылает своих старшеклассников на нашу олимпиаду, потом ждет, когда выпускник отучится у нас, и с удовольствием принимает своих же «детей» на работу.

Недавно мы проводили анкетирование в образовательных учреждениях и выяснили, что более 70-ти процентов учителей, работающих в петербургских школах, – это выпускники Герценовского университета. И на кафедре педагогики сегодня есть несколько человек, которые прошли через олимпиаду, учебу, защитили кандидатскую...

– Опыт проведения олимпиады, ее сложившиеся традиции – все это подталкивает к тому, чтобы организовать такое мероприятие уже на всероссийском уровне...

– Да, конечно, в стране есть множество школ с педагогическими классами, и они наверняка были бы рады принять участие в подобном действе. Но мы пока не рискуем проводить такое грандиозное мероприятие. Будет ли от него эффект? Ведь в стране с педагогическим образованием все очень непросто.

Пока мы пытаемся сделать так, чтобы профессию педагога признали творческой, что дало бы нам право проведения творческого экзамена. Это помогло бы отбирать действительно тех, кто имеет склонность к педагогической деятельности. Ректор нашего университета Г.А. Бордовский прилагает огромные усилия для сохранения и развития педагогического образования.

– В ходе дискуссий о подготовке будущих учителей часто упоминаются врачи: будущий доктор сначала учится, потом проходит ординатуру, потом сдает экзамены и лишь после этого допускается к практике. А педагог спустя четыре года обучения уже «сеет разумное, доброе, вечное». Не нужно ли, на ваш взгляд, ввести и «педагогическую ординатуру»?

– Раньше, в советские времена, был такой статус – молодой учитель. В течение трех лет неопытный педагог мог проявлять слабость, задавать вопросы, учиться у коллег. То есть он имел право на «ошибку». Но при этом рядом всегда был наставник, которому доплачивали за то, что он сопровождал начинающего специалиста, помогал ему, поддерживал, контролировал.

Сегодня выпускник педвуза зачастую приходит в школу, проводит пару показательных уроков, его берут на работу, и... – дальше он может творить Бог знает что. Иными словами, периода профессионального становления нет.

«Педагогическая ординатура», конечно, могла бы снять массу проблем. Но, насколько я понимаю, в данном вопросе все упирается в экономические проблемы.

– Эльвира Викторовна, а что происходит в университете в плане подготовки будущих директоров школ?

– У нас есть факультет управления, ему всего пять лет, но он активно развивается сам и развивает систему подготовки и переподготовки руководителей образовательных учреждений. Не могу не вспомнить Вадима Юрьевича Кричевского – выдающегося ученого и педагога современности. В своей монографии «Профессия – директор школы» он говорил о том, что руководитель образовательного учреждения – особая профессия, где одной из составляющих профессиональной компетентности должна быть педагогическая. Иными словами, науку педагогику директор может и не знать досконально, но практику педагогическую он должен иметь основательную.

Мы стараемся выстраивать именно такой подход. Пусть будущий менеджер образования будет знать юридическое, экономическое право, другие существенные управленческие вещи. Но наряду с этим важна и педагогическая квалификация. И прежде чем руководить школой, человеку будет полезно поработать с детьми, пообщаться с коллегами.

Умение трудиться в команде, налаживать контакты с коллегами, сглаживать споры, улаживать конфликты и т.д. – все эти качества должны быть присущи современному педагогу и, конечно же, руководителю.

Как видите, мы снова вернулись к тому, о чем говорили вначале. А именно: понимание профессии педагога должно стать более широким.

Положение о Герценовской педагогической олпимпиаде

Утверждаю.
Ректор РГПУ им. А.И. Герцена
Г.А. Бордовский

 

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена как образовательное учреждение, обеспечивающее высшее образование, а также различные виды и формы послевузовского образования, занимая наивысшую позицию в иерархии ступеней непрерывного педагогического образования, устанавливает и координирует взаимосвязи в этой системе. В этих условиях особенно актуальной становится проблема поиска активных форм организации взаимодействия всех этапов педагогического образования – довузовского, вузовского, послевузовского. Одной из таких форм является Герценовcкая педагогическая олимпиада.

Герценовская педагогическая олимпиада – это традиция, определяющая педагогический дух университета, уклад его жизнедеятельности, связывающая допрофессиональное педагогическое образование (педагогические классы), высшее профессионально-педагогическое образование (студенты бакалавриата, магистратуры и специалитета) и послевузовское педагогическое образование (молодые педагоги).

I. Цели и задачи олимпиады

Герценовская педагогическая олимпиада концептуально нацелена на:

– ориентацию учащихся старших классов и студентов на самоопределение в педагогической деятельности;
– ориентацию педагогов и студентов в перспективах развития образовательных учреждений;
– включение преподавателей и студентов в процесс развития педагогической деятельности в условиях современных преобразований в образовательных учреждениях;
– обобщения и трансформации педагогических инициатив молодых педагогов в реальном образовательном процессе;
– поддержку наиболее творческой молодежи в педагогической области.

Основные задачи, на решение которых направлена олимпиада:

1) выявление наиболее талантливой педагогически-ориентированной творческой молодежи;
2) создание условий для самовыражения творческой индивидуальности старшеклассников и студентов, их личностной и педагогической культуры, обогащение опыта профессиональной педагогической деятельности;
3) расширение профессионально-педагогического кругозора и поля возможностей самореализации творческого потенциала старшеклассников и студентов;
4) расширение информационно-образовательного пространства студентов для решения личностно-профессиональных задач;
5) усиление значимости профессионального педагогического образования и педагогической профессии, поднятие престижа предмета педагогики;
6) согласование целей и позиций педагогов в области образования, сохранение и развитие лучших традиций петербургской педагогической научной школы;
7) обобщение и трансформация педагогических инициатив молодых педагогов в реальный образовательный процесс университета с целью улучшения качества подготовки педагогических кадров.

II. Структура и участники олимпиады

Исходя из условий профессионального становления педагога в системе непрерывного педагогического образования, Герценовская педагогическая олимпиада имеет ступенчатую структуру:

I ступень – учащиеся старших классов школ (гимназий), ориентированные на продолжение образования в педагогическом университете.

В ходе выполнения конкурсных заданий учащиеся могут продемонстрировать: готовность к выбору педагогической профессии, педагогическую направленность личности, педагогическую эрудицию, уровень интеллектуального и общекультурного развития.

II ступень – студенты университета (II–IV курсов), студенты старших курсов педагогических училищ (колледжей).

Содержание олимпиады предусматривает конкурсные задания, позволяющие продемонстрировать уровень овладения педагогическими знаниями и использование их при решении профессионально-педагогических задач и ситуаций, уровень профессионального самоопределения личности.

III ступень – студенты V курса специалитета, студенты-магистранты.

Содержание олимпиады предусматривает конкурсные задания, позволяющие магистрантам продемонстрировать уровень профессиональной компетентности педагога через демонстрацию умений профессиональной педагогической деятельности, в том числе и умений исследовательской педагогической деятельности; профессионального педагогического общения; демонстрацию присущих им профессионально важных качеств личности педагога.

IV ступень – молодые педагоги.

Содержание олимпиады предусматривает конкурсные задания, позволяющие продемонстрировать профессиональное педагогическое мастерство в условиях реального образовательного процесса; способность к творческой самореализации и самоопределению личности педагога в сфере профессиональной педагогической деятельности.

III. Этапы олимпиады

Годовой круг Герценовской педагогической олимпиады состоит из нескольких этапов.

Старшеклассники – февраль-март

I тур – отборочный, проводится в школах.
II тур – отборочный (заочный), проводится на базе университета.
III тур – финал, проводится на базе университета.

Студенческий – февраль-март

I тур – отборочный, в отборочном туре принимают участие студенты, тур проводится на факультетах.
II тур – общеуниверситетский.
III тур – финал.

Магистерский – февраль-март

I тур – отборочный, в отборочном туре принимают участие магистранты, тур проводится на факультетах.
II тур – общеуниверситетский.
III тур – финал.

IV. Организация олимпиады

Для организации олимпиады привлекаются педагоги-ученые, преподаватели РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства, учителя школ Санкт-Петербурга. Обмен педагогическими идеями, проектами, результатами педагогического творчества – одно из условий олимпиады. Олимпиада концентрирует пространство творческой свободы личности педагога, выбора направления исследовательского поиска, способов педагогического самовыражения, дальнейшего пути личностного и профессионального пути.

К подготовке и организации олимпиады привлекаются различные службы университета: научно-исследовательская часть университета, отдел маркетинга, музей, факультеты, имеющие на своей базе кафедры педагогики и психологии – факультет начального образования, факультет дошкольного образования, факультет технологии и предпринимательства. По итогам проведения Герценовской педагогической олимпиады создаются совместные педагогические проекты, совместные решения по их воплощению в жизнь; расширяются контакты с общественностью Санкт-Петербурга и других регионов России.

V. Руководство олимпиадой

Подготовку и проведение олимпиады осуществляет оргкомитет, утвержденный приказом ректора РГПУ им. А.И. Герцена.

Оргкомитет утверждает состав жюри для каждой ступени олимпиады при проведении конкурсов на каждом этапе олимпиады.

VI. Подведение итогов олимпиады

В результате всех конкурсных испытаний жюри олимпиады определяет победителя, двух финалистов и 30% от общего количества участников-лауреатов для каждой ступени олимпиады

Итоги Герценовской педагогической олимпиады подводятся в торжественной обстановке. Победители и призеры олимпиады награждаются ценными памятными подарками. В торжественной церемонии награждения принимают участие руководители университета и его подразделений, представители органов управления образованием Санкт-Петербурга, корреспонденты газет, радио и телевидения.

Диплом победителя педагогической олимпиады среди школьников предоставляет право приоритетного зачисления в РГПУ им. А.И. Герцена на любой факультет. Лауреатам олимпиады вручается диплом победителя в определенной конкурсной номинации. Учителям школ и преподавателям РГПУ им. А.И. Герцена, учащиеся и студенты которых заняли призовые места, вручается благодарственное письмо Председателя жюри Герценовской педагогической олимпиады за высокое качество воспитания и обучения старшеклассников.

Студенты, занявшие призовые места и ставшие лауреатами в отдельных конкурсных номинациях, пользуются правом получения высшей оценки при итоговой аттестации по педагогике. Им может быть дана рекомендация для поступления в аспирантуру (магистратуру), соответствующую профилю факультета. Победа в олимпиаде студента выпускного курса приравнивается к оценке «отлично» вступительного экзамена в аспирантуру при кафедре педагогики. Преподавателям, участвующим в подготовке студентов к олимпиаде и имеющим среди победителей своих воспитанников, объявляется благодарность и вручается сертификат качества обучения, который учитывается при аттестации научно-педагогических кадров РГПУ им. А.И. Герцена.

Москва – Санкт-Петербург – Москва
Рейтинг@Mail.ru