Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2009

Тема номера

Итоговая резолюция, принятая на круглом столе «Новые подходы к оценке достижений учащихся. Внутришкольное оценивание»

1. Можно утверждать, что современные цели образования, новые образовательные стратегии и модели не могут быть реализованы в отечественной школе без трансформации системы оценивания учебных достижений на школьном уровне.

Существует ряд вызовов, с которыми сталкивается школа:

  • появление универсальных (всепроникающих) глобальных инструментов оценки качества образования (ЕГЭ), из-за которых возникает тенденция оценивать качество работы школы по рейтингу ЕГЭ. Более того, весь образовательный процесс и его мониторинг перестраиваются на подготовку к ЕГЭ;

  • новые организационные возможности стимулирования труда учителя в соотнесении с качеством его работы (НСОТ). В большинстве случаев (в формирующейся практике) показателем качества работы учителя являются итоговые отметки учеников;

  • новые формы организации образовательного процесса (проектные, исследовательские и творческие работы, элективы, профили, экскурсии, практики и т. д.) не обеспечены инструментами оценивания нового образовательного продукта;

  • стратегия на изменение позиции учителя (она заявлена в программе «Российское образование – 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях», где записано: «Учитель становится консультантом, помощником в выстраивании индивидуальной образовательной траектории») не может быть реализована в ситуации оценивания, когда учитель является субъектом, а ученик – исключительно объектом.

2. Школа противостоит вышеперечисленным вызовам с традиционной системой оценивания, состоящей лишь из одного инструмента – трехбалльной шкалы с непрозрачными критериями, не соотнесенной с целями образовательного процесса.

3. Какая система оценивания нужна современной школе?

  • настроенная на оценку индивидуального прогресса;

  • основанная на максимально прозрачных и заранее объявленных критериях;

  • включающая самого ученика в процесс оценивания;

  • доступная и прозрачная для всех участников образовательного процесса, включая родителей.

Она позволит:

  • показать качество работы школы через демонстрацию индивидуального прогресса учеников, что особенно важно для школ, работающих не с элитным контингентом;

  • оценивать качество работы учителя по динамике образовательных достижений учащихся с учетом уровня обучаемости данного класса и качества создаваемых учителем условий обучения;

  • повысить учебную мотивацию и самостоятельность учащихся, включая их в процесс оценивания;

  • использовать оценивание в его формирующей функции (для организации учебного процесса).

4. В практике отдельных ОУ накоплен достаточный опыт создания и применения инструментов, обеспечивающих такого рода оценивание, и который можно обсуждать и использовать (школы, работающие по системе развивающего обучения, Центр образования № 548 «Царицыно» и гимназия № 45 (г. Москва), гимназия «Универс» (г. Красноярск)).

5. Актуальной задачей ближайшего времени является формирование в заинтересованных ОУ собственных систем оценивания, обеспечивающих решение вышеперечисленных задач. Эта работа, включающая в том числе и изменение внутришкольного уклада, является непростым, долговременным проектом, связанным с переподготовкой и повышением квалификации учителей. В свою очередь, внедрение современной системы оценивания является одной из важнейших составляющих развития школьного образования. Поэтому представляется важным:

  • распространить в педагогическом сообществе имеющийся опыт по данной проблеме;

  • обеспечить должный уровень подготовки педагогических кадров как путем последовательного введения современных технологий оценивания в практику преподавания в педагогических вузах, так и путем развития системы переподготовки и повышения квалификации учителей;

  • создать нормативную базу для учета результатов внутришкольного оценивания при аттестации образовательных учреждений и учителей.

Участниками круглого стола было отмечено, что сформированная внутришкольная система оценивания позволила бы сохранить баланс между усложняющимися технологиями итоговой аттестации, развивающимися процедурами регионального мониторинга и внутришкольной организацией и диагностикой учебного процесса.

Рейтинг@Mail.ru