Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2009

Тема номера

Жизнь без «двоек» в окружении павлинов

Весьма оригинальные способы воспитания экологической культуры задумываются и осуществляются в московской  СОШ № 354 им. Д.М.   Карбышева, о которой мы хотим вам рассказать. Разнообразие идей в этом учебном заведении объясняется тем, что слово «экология» здесь понимается очень широко.

Школа-старожил получила второе рождение...

Человеку непосвященному название «Действие дофамина и октопамина на активность фосфотазного комплекса имаго пепельного таракана» могло бы показаться заголовком научного изыскания, выдвинутого на Нобелевскую премию. А на самом деле занималась этой темой одиннадцатиклассница в своей проектной работе.

В школе биология преподается углубленно (как и математика), но усиленная программа могла бы прекрасно обеспечивать детей лишь твердыми знаниями, если бы директору Татьяне Константиновне Родионовой не хотелось большего: день за днем показывать каждому ребенку, что он находится в тесной взаимосвязи с окружающим миром. Причем природные условия – только одна из важных составляющих жизни человека, а не менее значимы и социальные, и экономические влияния. Для этого в образовательном учреждении был создан совершенно неординарный уклад.

Сад у дворца

Для московского образования это ОУ – старожил: школа была основана в 1935 году. Памятным стал 2001 год, когда по авторскому проекту выросло в одном из старейших районов города новое школьное здание.

В то, что воздвигнутый дворец – среднее общеобразовательное учебное заведение, заставляет поверить только табличка при входе. А прохожий, случайно попавший на тихую улочку в центре города, возможно, этого так и не узнает. Пробежит по делам мимо, восхитившись чудесным белым садом с фонтаном. Не заметить трудно. Не зря два года подряд СОШ № 354 побеждала в конкурсе «Лучший московский дворик».

Т.К. Родионова: Вокруг школы мы заложили сад из разносезонных растений, но исключительно белого цветения. Весной здесь все покрывается белоснежными тюльпанами, гиацинтами, ландышами, нарциссами… Когда они отцветают, на подходе уже сирень и жасмин. А потом целое лето нас окружают белые розы.

Сад из роз закладывали вместе. Каждый ребенок, родитель и учитель посадил по два куста, и у нас получился розарий. Когда проходят линейки на улице, то все утопает в белых цветах. И я ребятам говорю: «Их светлые лепестки – ваши мечты. А шипы – это трудности, которые всегда встречаются на дорогах жизни».

Мы хотели этот сад подарить городу, так как Басманный район, кусочек нашей московской земли, на котором находится школа, назывался в прошлые эпохи «белый город в садах». Конечно, сейчас здесь выросли коробки огромных каменных зданий, но утраченное отчасти возродилось в виде нашего малого сада. Думаем, у нас будут последователи и весь район превратится в цветник.

Экспозиция в школьном коридоре

Что приготовить крокодилу на ужин?

На четвертом этаже располагается экологический центр школы.

В коридорах – чучела животных. Экспозиция почти не уступает зоологическим музеям: здесь и тигр, и волки, и медведи…

Но самое удивительное место – экспозиционный кабинет, где можно увидеть живьем любое существо от простейшего до млекопитающего. Из-под потолка на входящих гордо взирает хищная птица; в углу замер крокодил; шумят куропатки; по клеткам снуют бесчисленные мыши, хомяки, кролики; воркуют голуби; в аквариумах неторопливо шевелят плавниками разноцветные рыбы; за веточками умело скрываются насекомые; тут и шиншилла, и игуана…

Т.К. Родионова: В экологическом центре есть кабинеты теоретической и практической биологии, экологии.

Также открыт кабинет для эксперимента, где школьники осуществляют проектные работы. Они находят в этой комнате все из животного мира, что лежит за строкой их учебника. Ребята проводят очень много испытаний на разных видах растений и животных. А в феврале, когда у нас проходит конференция, представляющая собой научно-исследовательский «взрыв», все докладывают о своих находках. Многие идеи взяты на вооружение институтами Москвы и России.

Некоторые эксперименты имеют приятное продолжение. Однажды, например, нам подарили два яйца. Из них в школьном инкубаторе вывели павлинов, и теперь их уже целая семья. С весны до поздней осени птицы гуляют по территории школы. Кстати, одна из них – альбинос, что неожиданно вписалось в идею с белым садом.

А ТАКЖЕ…

Важный элемент процесса экологического образования и воспитания в школе – экологический мониторинг.

Учащиеся проводят еженедельный анализ состояния воды, воздуха и почвы по четырем точкам района, где находится школа: школьный дворик, река Яуза, Лефортовский парк и 3-е транспортное кольцо.

Школьный экологический мониторинг осуществляется при организационно-методической поддержке региональной благотворительной организации «Общественная экология».

Центральная часть экологического центра – это аэрофитотерапевтический комплекс. Много лет учителя с детьми собирают коллекцию из живых растений, которые выделяют вещества, способные примерно за десять минут полностью реабилитировать состояние уставшего в течение учебного дня ребенка. Это помещение открыто в течение всего дня, и ученики обязательно должны там побывать на переменах или в любое другое свободное время. Они приходят в комнату с растениями и спокойно сидят, читают, пишут или просто размышляют, а в это время снимается стресс, чистится аура, ставится «заграждение» от респираторных заболеваний.

Огромный плакат на стене тоже воспитывает

Это не шутка, а факты. После проверки, осуществленной Академией медицинских наук и Министерством здравоохранения, наша школа среди местных ОУ была признана самой «здоровой». Даже когда вокруг бушуют эпидемии гриппа, из учеников заболевают только единицы.

Более того, задуман проект аэрофитотерапевтических комплексов в каждом учебном кабинете, и он понемногу реализуется.

Ухаживают за растениями, пересаживают их, размножают сами школьники.

В нашем образовательном учреждении у каждого есть любимые животные или растения, за которыми ученики присматривают с утра до ночи. Ребята появляются на занятиях в восемь утра и находятся в школе допоздна, потому что мы работаем в режиме полного дня. За теми, кто кормит хищников, родители приходят в десять вечера.

Крошечным мышам – безграничную заботу

Мальчики-зайчики

Продолжая тему здоровья, нельзя не упомянуть о проекте «Веселые переменки». Естественно, экологическом. Он еще находится в стадии апробации, ищутся новые формы и содержание. Главные задачи этого направления – устранять мышечное и психологическое напряжение.

Т.К. Родионова: «Веселые переменки» – массовый танец из простых движений, иллюстрирующий тот или иной природный объект. Ученики младших классов и пятиклассники (так как они недавно ушли из начальной школы) изображают под музыку осенний листок, лебедя, колокольчик, зайчика или куст белой розы. Им очень нравится!

Движения разучиваются заранее. За это отвечают педагоги дополнительного образования. Такие переменки проводятся два-три раза в неделю.

Также для малышей обустроили малый спортзал на их же этаже и игровые комнаты для «тихих» занятий. Мы следим, чтобы игры развивали ребенка (скажем, шахматы), так как говорим не о здоровьесберегающих, а о здоровьеразвивающих технологиях. Потому и открыто наше образовательное учреждение до позднего вечера.

Начальная школа – первый этап формирования экологического сознания. С самыми маленькими учениками проводятся беседы по экологии в игровой форме, викторины, конкурсы рисунков. Со второго класса – экологический курс «Мир в молекулах». Осуществляются экскурсии на базе школьных ботанических садов и экоцентра.

Директор школы всегда рада единомышленникам

Вне стрессов

Несмотря на то, что в школе предусмотрены меры по снятию стрессовых состояний, упразднены и сами причины нервного напряжения. Какое еще образовательное учреждение решилось бы отказаться от самого безотказно действующего средства воздействия – «двойки»?

Т.К. Родионова: Мы стараемся жить вне стрессов, чтобы ребенок приходил к нам как в «школу радости». Когда мне родители говорят, что дети в каникулы скучают по занятиям, я понимаю: мы делаем свою работу правильно.

Наше ОУ отличается от других тем, что здесь не ставят «двоек».

Школьники могут попросить не вызывать их к доске – сегодня или вообще, ведь некоторым комфортнее общаться с учителем один на один.

Ученики имеют право во второй половине дня изменить свою оценку, полученную на уроке утром: сдавать, пересдавать, но добиться хорошего результата по объясненной сегодня теме.

У каждого ребенка – план индивидуального развития. То есть свой набор предметов, который берется для углубленного, общеобразовательного либо расширенного изучения. Например, выпускник собирается поступать на биологический факультет университета. Готовится к вступительным экзаменам и, по сути, уже является превосходным биологом. Но первое испытание в вузе, которое «отсечет» многих, – математика. Поэтому старшеклассник углубленно изучает биологию, расширенно – математику и спокойно поступает в институт.

Директора объединяются

Сколько еще в стране школ, в которых администрация обладает не меньшим энтузиазмом для создания подобных условий! А знаниями с директорами готовы поделиться в 354-й.

Т.К. Родионова: Программа «Развитие экологической культуры руководителя» появилась потому, что мы хотели возникновения учебных заведений, подобных нашему. С поиском единомышленников-руководителей помог факультет повышения квалификации Московского педагогического государственного университета, объявивший о записи на этот курс.

Проходил он прямо у нас. Мы его организовали в виде разноплановых мероприятий. Читались лекции по экологии и давались практические занятия.

Удивительно, но наибольшую заинтересованность, как нам показалось, проявили не директора, преподающие биологию и химию, а представители других специальностей. Думаю, это объясняется глубиной понятия «глобальная экология»: экология души, человека… Оно применимо и на русском языке, и на литературе, и на математике. Любой специалист может найти здесь ответ на интересующий вопрос. И нам думается, благодаря развитию образовательного учреждения по такому направлению мы бы могли все вместе растить хороших, добрых детей.

…Школьное здание восемь лет стоит, как новенькое – и внутри, и снаружи. Поводов для ремонта не найти. Директор считает, что педагогам удалось заложить традицию считать школу домом, а в доме, как известно, портить никогда ничего не хочется. Это сразу понимают новички, и уж тем более знают старшеклассники.

«Чучело тигра, которое стоит в коридоре на самом видном месте, мы привезли из экспедиции, – говорит Татьяна Константиновна. – Вы посмотрите, эти белые клыки так и просятся, чтобы за них схватиться. Но ни одному ребенку за восемь лет не пришло такое в голову!»

Статья подготовлена при поддержке компании «МЭВИТ». Если Вы решили приобрести качественный фундамент, но не знаете к кому обратиться, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «МЭВИТ». Перейдя по ссылке: «стоимость строительства фундамента», вы сможете, не отходя от экрана монитора, рассчитать примерную стоимость фундамента. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.mevit-svai.ru.

Рейтинг@Mail.ru