Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2008

Тема номера

Ущемляем учительство – начинается бегство через границу

О сотрудничестве с администрацией области в подготовке регионального закона о НСОТ рассказывает председатель Профсоюза работников народного образования и науки Псковской области Юрий Николаевич АНДРЕЕВ.

– В современной России при обсуждении этого вопроса профсоюзы чаще всего становятся в оппозицию к правительству. Почему в Псковской области они решили участвовать в подготовке закона о НСОТ?

Во-первых, это государственная задача. Ведь было заявлено, что бюджетные организации уходят от ЕТС. Во-вторых, процесс с переходом на НСОТ шел не так легко, да и система сама по себе таит немало рисков. По этому вопросу мы не единожды встречались с губернатором Михаилом Варфоломеевичем Кузнецовым. Была создана и активно работала инициативная группа по проработке нового закона: в нее входили, помимо представителей профсоюза, финансисты, директора школ, представители института повышения квалификации. Мы вместе обсуждали все плюсы и минусы.

Ю.Н. Андреев

– Были ли какие-то общие возражения по поводу закона?

– Главным образом, оплата труда работника образования в зависимости от наполняемости класса. Ведь в области демографический спад, в том числе в сельских районах. Впрочем, и в городе Пскове за прошедшее десятилетие не построено ни одной новой школы – это тоже кое о чем говорит… Так что низкое количество учеников в классе – не вина педагога. Это, если хотите, вина государства: оно допустило такой спад рождаемости. А мы иногда осыпаем попреками учителей и директоров: у вас плохая наполняемость в классах!

Я стою на том, что наполняемость классов для села надо уменьшать: с 14-ти хотя бы до 10-ти человек. Но, по моему глубокому убеждению, это следует делать и для ряда школ в поселках городского типа, которые сегодня, особенно на границах Псковской области, пустеют. Стоит учителям перейти дорогу, как они оказываются в Ленинградской области. Как только мы ущемляем интересы учительства – народ сразу движется через границу. Есть и такие образовательные учреждения, где еще остались дети, а все педагоги «эмигрировали» в Ленинградскую область.

В процессе подготовки закона мы били тревогу: рождаемость падает, ОУ поселков городского типа нужно отнести по наполняемости к сельским, дать учителям сельский коэффициент доплат. Губернатора завалили телеграммами. Михаил Варфоломеевич выехал в каждое из указанных нами мест. Потом он мне позвонил и сказал: да, вы были правы. Его решение способствовало сохранению педколлективов в этих школах.

– С какими жалобами учителя Псковской области чаще всего обращаются в свою профсоюзную организацию?

– Освобожденных членов профсоюза в районных организациях мало. Там председатели – на общественных началах. Но мой мобильный телефон есть в каждой школе. Так что учителя чаще всего обращаются к нам. У нас заведено, чтобы любая просьба не осталась незамеченной. Ответ должен быть обязательно.

Чаще всего приходят с жалобами по распределению нагрузки, по преемственности. Еще одна проблема: молодежь. Молодые люди не идут в сельские учителя, на эту оскорбительную зарплату. Нужны льготы для их привлечения в школы.

Помню, во время обсуждения закона встал один депутат и заявил: а что им, в селе, лодырничать, пусть идут на лесозаготовки! Я говорю ему: кто пойдет на лесозаготовки – девчоночка-то, которая приехала в село учить детишек?.. Однако повторюсь, я глубоко убежден: лишь из-за того, что НСОТ подразумевает расслоение, мы не можем отвергать этот закон и возвращаться к прежней уравнительной оплате труда.

– Региональный закон о НСОТ еще до конца года в стадии пересмотра. Какие изменения вы будете отстаивать?

– Я считаю, что в базовый учительский оклад должны быть внесены все основные действия учителя – в том числе проверка тетрадей и т.п. Из надтарифного фонда нужно оплачивать действия, которые уже не относятся к функционалу.

Второе, как я уже говорил, – уменьшение наполняемости классов для сельских школ или уход от этого принципа. Если удастся, образовательные учреждения райцентров в связи с демографическим кризисом тоже необходимо приравнять по оплате труда к сельским школам. (Там никогда не будет наполняемости класса 25 человек, а учителя из-за этого страдают.) И, разумеется, повышение НПФ в связи с инфляцией.

– У вас, очевидно, уже выработан рецепт сотрудничества профсоюзов с властью в сфере образования?

– Знаете, у Государства Российского нет цивилизованных отношений с самой массовой общественной организацией – профсоюзами. В Белоруссии, например, дело обстоит по-другому, когда вопрос касается соблюдения законов об охране труда, организации отдыха, спортивных состязаний…

А рецепт согласования принципов сегодня один. Это – серьезный губернатор. Такой, как Михаил Кузнецов. Я уже пережил в профсоюзе пятерых губернаторов. И таких добрых, но в то же время требовательных отношений друг к другу, как сейчас, никогда не встречал. Бывает трудно переубедить, но слово никогда не расходится с делом.

Рейтинг@Mail.ru