Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2008

Тема номера

Педагогика изобретателей

Патентное бюро ищите в гимназии

В чем разница между новацией и инновацией? Этот вопрос, волновавший педагогов 80-х годов, сегодня больше не затрагивается: в словах все давно запутались. Не важно, как будет назван свежеиспеченный продукт, лишь бы он был новым. Правда, как определить: новый ли он?

По мнению директора Лингвистической гимназии г. Пскова Татьяны Светенко, до сих пор никто не умеет регламентировать и нормировать педагогические инновации. Трудно проверить, где инновация, а где кто-то кого-то скопировал. И вот какая идея пришла в голову.

«В моей жизни был период, – рассказывает она, – когда я ушла из образования, закончила Высшие патентные курсы в Риге и работала патентным поверенным: помогала людям оформлять свои изобретения. В технических системах более или менее понятно – новое это или нет. Педагогика – другое дело. Однако есть понятие «патентная формула», с помощью которой можно определить, в чем заключается новизна. И мы в гимназии попробовали разработать карту на педагогическое изобретение, модифицировав ее принцип.

Подтолкнуло нас к этой идее обсуждение новой системы оплаты труда. Мы уверены, что за инновационный продукт человеку нужно хорошо платить. Это первое. И второе. Мы все знаем свои проблемы, постоянно их обсуждаем, но зацикленность на них рано или поздно становится опасна. Это разговор по кругу, а не поиск решения.

До сих пор никто не умеет регламентировать и нормировать педагогические инновации. Трудно проверить, где инновация, а где кто-то кого-то скопировал.

Мы договорились, что ежедневное продвижение нашего учителя должно базироваться на точках его успеха. Как измерить успех? Нам кажется, в результате обязательно должен появиться некий новый педагогический продукт. Каким он будет и по каким критериям его можно определить? На что нужно опираться завучу, который принимает отчет учителя, а затем – зарплатной комиссии?..

Так появилась наша разработка. Учитель сам заполняет бланк заявки на педагогическое изобретение (см. образец). Как видите, тут есть над чем поразмыслить. И если такой бланк обстоятельно заполнен, это уже свидетельствует об определенном видении проблемы.

Как проходит патентование? Мы садимся и начинаем разбирать каждый пункт. Каков прототип у твоего педагогического изобретения? А аналог? Прототип – это близкий образец, аналог – отдаленный. Отталкиваясь от них, можно создать авторский экземпляр, инновационный продукт.

Наглядный пример. Возьмите кресло. Если приделать к нему удобные подлокотники – это будет новизна, усовершенствование, называемое рацпредложением. А если снабдить кнопкой, чтобы оно откидывалось, перемещая сидящего в новое положение, создавая комфорт и удобство, – это изобретение, инновация.

Свое заключение фиксируем в решении школьного научно-методического совета.

Что бы мы сами могли запатентовать? Например, свою образовательную модель «выбор». В нашей гимназии нетрадиционно выстроены уроки: любая тема начинается с постановочного занятия. В обычной школе привыкли, что детям дается сначала один кусок материала, потом другой, не связанный с предыдущим, – и в итоге заставляют зубрить материал.

Мы же хотим, чтобы ученик сразу определил, что в данной теме для него важно, и мог бы ответить на два главных вопроса: «зачем мне это нужно знать» и «где я этим смогу пользоваться». Если ответа нет, то урок идет, а ребенок думает о постороннем.

Постановочное занятие при начале новой темы дает ученику шанс понять, в какой новый мир он входит. Оно позволяет легче схватывать материал. Один из принципов такого приема – занимательность и личная заинтересованность. Учитель, приходя в класс, видит общую картину, а ребенок – еще нет. И наша задача – показать ему «целый дом», а потом уже на уроках работать с каждым кирпичиком отдельно. Ученик должен понять, где лежит этот кирпичик и какое место он занимает в общей системе. А второй важный принцип – ребенок после этого может сам составить маршрут и сделать выбор».

Бланк-заказ на педагогическое изобретение

1. Название:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2. Изобретение относится к:
– способу;
– модели;
– системе (нужное подчеркнуть).

3. Приведите примеры аналогичных способов, моделей или систем:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

4. Что вас не устраивает в существующих аналогах?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

5. Сущность изобретения заключается в следующем:

а) цели: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

б) ожидаемые результаты: ____________________________________________________

________________________________________________________________________

в) критерии эффективности (мы будем считать изобретение эффективным, если...):

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

6. Где изобретение (его отдельные компоненты) уже применялось вами на практике?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

7. Какое ресурсное обеспечение требуется (кадровое, материальное, финансовое, информационное)?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

8. Возможность использования изобретения (как, где и кем)

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

 

Рейтинг@Mail.ru