Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2008

Тема номера

Инновация – определить норму

Разработка и внедрение новых систем оплаты труда, способов аттестации учителей и мониторинга образовательных результатов – это три взаимосвязанные направления, являющиеся важнейшей частью КПМО. В каждом из них Псковская область считается одним из лидеров.
Созданные в Лингвистической гимназии г. Пскова инновационные модели нормирования педагогического труда (на которых может и должна базироваться НСОТ каждой школы) – главная тема всероссийских и международных семинаров последних лет.
В Пскове успешно действует информационный центр оценки качества образования Псковской области. С помощью Управления образования эксперты-профессионалы по разработанным ими тестам проводят в ряде школ внешний аудит знаний учащихся. Его данные ложатся в основу процедур новой педагогической аттестации, а в итоге – становятся базой для начисления учительских зарплат.
Неудивительно, что подготовленный псковскими экспертами пакет документации по аттестации педагогических работников сегодня признается в   Минобрнауки образцовым.
И еще одна важная деталь. В реформы, осуществляемые главой области и Главным управлением образования, активно включились профсоюзные лидеры. Именно профсоюз стал в Псковской области соавтором регионального закона о новой системе оплаты труда.

Приоритетное направление развития этой гимназии – разработка инновационной системы нормирования и стандартизации качества образования. «Научная педагогика существует», – утверждают здесь. Чтобы поставить НСОТ на научную основу, нужно сделать распределение стимулирующей части ФОТ максимально объективным. Но как в рамках одной школы провести точную границу: что является повседневными обязанностями для учителя данной школы, а что превышает их?

Селекция неприемлема

Учебному заведению, которое известно сегодня во многих странах мира как Лингвистическая гимназия г. Пскова, всего пятнадцать лет. Костяк учреждения составила небольшая группа молодых ученых-педагогов, только что закончивших аспирантуру.

В 90-х годах в школах России развернулась активная инновационная деятельность. «Но вскоре стало понятно, что реформа образования пошла экстенсивным, а не интенсивным путем, – рассказывает директор Лингвистической гимназии Татьяна Владимировна Светенко. – На школе появлялась новая вывеска, детей перегружали знаниями, вводили в школу вузовские формы контроля знаний – и этим дело ограничивалось. Когда после окончания аспирантуры я пришла в одно из образовательных учреждений замом по научной работе и с энтузиазмом объясняла маститым учителям, как надо работать, они смотрели на меня с недоумением: вот вы нам преподносите теорию, а попробуйте сами встать к станку! Попробуйте стать завучем! И покажите нам, как надо!

Т.В. Светенко

Тогда и родилась идея создать действительно инновационное учебное заведение: не просто новый тип образовательного учреждения (лицей, гимназия), а школу, инновационную по содержанию деятельности, организации, управлению и взаимоотношению “учитель – администрация ОУ – родители – ученики”. Так что инновационный тип мышления и поведения, о котором столько говорят сейчас, мы заложили в нашу концепцию еще 15 лет назад.

В успех нашей идеи поверили не все и не сразу. Некоторое даже говорили, что в этой гимназии на картофельном поле пытаются вырастить бананы. Но все сомнения развеяла Зинаида Ивановна Васильева, академик РАО, которая в то время возглавляла кафедру педагогики РГПУ им.  А.И. Герцена. Она, познакомившись с работой школы, заметила: “Не обращайте внимания, у нас люди на картофельном поле и картошку вырастить не могут. А вы опережаете развитие российского образования ровно на пять лет!”.

В первый год в новую школу к педагогам-энтузиастам пришли разные ученики. В одном классе оказались дети с разными возможностями. Отдельных детей нам предлагали отправить на психолого-педагогическую комиссию. Педагоги ответили: “Не отдадим! Выучить таких детей – это проявление настоящего педагогического мастерства и профессионализма”.

Несколько лет спустя наше образовательное учреждение посетили специалисты-дефектологи и констатировали: в этом классе нет учеников с задержками в развитии. Педагогическая модель, которая внедрялась, способствовала произошедшей у этих детей компенсации».

В ОУ заключили: «Научная педагогика все-таки есть». И прибавили: «И она работает, если ею занимаются умные люди».

А еще через несколько лет выяснилось: ребята с задержками в развитии не только смогли успешно закончить школу, но и поступить в лучшие вузы страны.

«Один из принципов нашей школы – селекция совершенно неприемлема, – говорит директор. – Мы считаем ее величайшей ошибкой российского образования. Любая выборка в учебном процессе губительна, и она сказывается на развитии ребенка. Дети должны находиться в гетерогенной среде, где есть и сильные, и слабые, и инертные, и активные. Природу не обманешь – когда в классе собираются только успешные ученики, среди них тут же начинается расслоение на более и менее сильных. Чтобы была организована деятельность и достигнут результат, сильные должны уметь общаться со слабыми, инертные – с более активными».

Этим в первую очередь обусловлена востребованность опыта гимназии. Учителей приглашают проводить семинары во многие страны (Бельгия, Эстония, Латвия, Литва, Швеция, Норвегия, США, Канада, Австрия и др). Российская география тоже впечатляет: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Таганрог, Петрозаводск, Нижний Новгород, Воронеж, Республика Хакасия… В активе педагогов – самые разные разработки: образовательные технологии и методики, вариативные модели привлечения общественности к решению проблем в образовании, учебные пособия по управлению школой в условиях изменений, по организации сопровождения учащихся с проблемами в обучении и эмоциональной сфере и т.д.

Во время уроков детям не обязательно поднимать руку, чтобы привлечь внимание учителя. Достаточно поставить повыше российский флажок

В прошлом году представители были приглашены для проведения курсов подготовки экспертов в области управления изменениями в образовании на базе Российской Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Как удалось создать такой коллектив?

«Мы решили, что у нас будут работать не только опытные учителя со сложившимися стереотипами, но и молодые, открытые новому, с «горящими» глазами, – говорит Татьяна Светенко. – Мы наблюдали в педуниверситете за талантливыми студентами и приглашали их на работу. Некоторые честно отвечали: не пойдем, у вас надо слишком много трудиться.

Да, работы у нас много. И главное при этом – понимание и принятие нового, готовность все время учиться и изменяться».

Начнем со стандарта

Педагогический коллектив гимназии уверен в том, что качественный труд должен не только приносить моральное удовлетворение, но и хорошо оплачиваться.

И тогда встает вопрос: что такое качество?

Об этом в школе рассуждали долго. Наконец учителя пришли к заключению: качество – это «зеркало». Человек каждый день смотрится в него и хочет видеть себя опрятным и красивым. Значит, качество – живая категория, которая меняется вместе с личностью. Поэтому определять его стандарт нужно как можно чаще. В школе – ежегодно.

«Наша деятельность является нормой на сегодняшний день и принимается всеми участниками образовательного процесса и членами управляющего совета. Это – норма образовательного учреждения, наше качество на текущий учебный год, – считает Татьяна Светенко. – Причем стандарт – не верхняя, а нижняя планка, от которой мы идем. Только когда мы превышаем стандарты, может быть разговор об инновационной экономике, мышлении и поведении».

Каждый год пересматриваются функции управленческой команды, и видоизменяется Положение.

Главный тезис Положения – оплачивать из стимулирующего фонда только превышение стандарта (особые успехи и достижения) и новые качественные продукты деятельности. Но как определить, что такое стандарт на сегодняшний день? Для этого разработаны индикаторы качества – конкретные показатели, которые позволяют судить, есть или нет превышение стандарта.

«Мы начали со стандартизации исполнительской дисциплины, – рассказывает Татьяна Светенко. – Но в конце концов после обсуждения всем коллективом пришли к парадоксальному выводу: как можно платить премию из стимулирующего ФОТ за исполнительскую дисциплину? Это – норма, которая не премируется. Поощрять материально надо либо превышение функционала, либо новое качество, продукт. И мы отказались от нашей разработки. И, кроме того, дополнили Положение тем, что зарплатная комиссия не рассматривает карту учителя, если есть замечания по исполнительской дисциплине. Выполнение правил трудовой дисциплины – это то, что ожидается от любого сотрудника, за что он получает зарплату. За это премировать нельзя». (Приложение 1.)

Из Положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников МОУ «Псковская лингвистическая гимназия»:

– Стимулирующие выплаты устанавливаются за высокую результативность и качество работы, напряженность и интенсивность труда в пределах дополнительной части фонда заработной платы и текущей экономии по основной части фонда заработной платы по итогам отчетного периода, за исключением экономии, образовавшейся из-за невыполнения плановых показателей деятельности учреждения.

– В системе государственно-общественного мониторинга и оценки результативности профессиональной деятельности всех работников гимназии учитываются результаты, полученные в рамках внутришкольного контроля, представляемые руководителем ОУ, итоги самооценки работников гимназии в соответствии с представленными директору отчетами сотрудников, а также результаты, полученные в рамках общественной оценки со стороны обучающихся и их родителей (законных представителей), представляемые органами самоуправления (родительскими комиссиями по классам, советом гимназии).

– Установление условий премирования, не связанных с результативностью труда, не допускается.

Измеряется… включенность. Как включить ее в зарплату?

«Первая часть зарплаты определяется мониторинговыми достижениями. Их основа – внешний аудит знаний учеников, – рассказывает Татьяна Светенко. – Вторая часть – гораздо более сложные показатели: активность и включенность учителя, его инновационность, достижения в воспитании успешных, интересующихся жизнью школы детей, их подготовка к активной деятельности в местном сообществе.

Учитель, как бы хорош он ни был, не может сам сделать ученика успешным. Ребенка надо научить быть таковым. Для нас успешность определяется двумя критериями, которые мы считаем исчерпывающими, – включенность и благополучие. Активный член гражданского общества – тот, кому не все равно, что происходит рядом с ним. Он – включенный. Это касается также членов школьной администрации, учителей, родителей. Если нет включенности – нет благополучия. Значит, школьная служба сопровождения должна взять этого человека – будь то учитель или ученик – на заметку и предложить ему свою поддержку и помощь в решении проблем. Но не решать их.

Человек, прежде всего, должен научиться сам замечать свои трудности, формулировать их, находить средства для их решения. Это у нас называется «схема короткой терапии». Наша задача – провести учителей, родителей и детей от «прохожего» (низшая стадия включенности) до «хозяина дома» (высшая стадия включенности) (см. схему). Я как главный менеджер школы могу считаться успешной, если у меня по максимуму мои сотрудники будут «хозяевами дома» – моими партнерами. А учителя станут считаться успешными профессионалами, если не только дети, но и родители окажутся на самой высокой ступени включенности.

Схема

Уровни включенности педагогов, учащихся и  родителей в учебно-воспитательный процесс

Учителям, не умеющим формулировать проблему, мешающую им в работе и жизни, мы предлагаем систему методических семинаров и тренинги, во время которых анализируются и решаются различные проблемные ситуации. С детьми занимаются психологи и педагоги класса. Годовой круг работы школы преобразовался в «годовой круг сопровождения» – мы все друг друга сопровождаем. Подчеркиваю: не контролируем и не приказываем, а поддерживаем.

В гимназии заботятся о самых маленьких. Так выглядят детские умывальные комнаты

Мы перешли на новое понимание – движение не от проблем, а от возможностей, достижений. Каждого человека – будь то ребенок или учитель – сравниваем не с другими, а с самим собой – что изменилось по сравнению с тем, что было, например, два месяца назад? Для этого разработаны различные карты наблюдений, которые фиксируют его продвижение.

При этом правило нашей гимназии – «Норму не трогать». Помните, Макаренко говорил: не надо лезть педагогикой в печенку? Наши психологи на первых порах восклицали: нас только двое, а детей столько! И я говорила: занимайтесь теми, кто нуждается в вашей помощи; успешные дети потому и успешны, что могут сами справиться со своими проблемами».

Для измерения включенности и благополучия разработан методический инструментарий. (Приложение 2.)

КАДРЫ

Лингвистическая гимназия – не только самое юное образовательное учреждение города, это еще и школа с самым молодым педагогическим коллективом. Преподавание ведется по двум программам – российской и международной. Разные образовательные области изучаются на английском языке. Здесь проходит обучение шведскому, немецкому, французскому, нидерландскому, итальянскому языкам.
На фото: Учительница английского языка, преподаватель начальных классов Ирина Виноградова готовится отправиться со своими учениками на экскурсию по Пскову. Идет обсуждение достопримечательностей города.

С правом на ошибку

«На каждом производственном совещании и педсовете мы обсуждаем, как идет распределение стимулирующих выплат, – объясняет Татьяна Светенко, –выясняем, в чем ошиблись, где были не точны. Наше кредо: при распределении стимулирующих доплат всегда должна быть обратная связь. Для этого у нас составлены опросники для учителей, родителей, даже для детей – выясняем степень удовлетворенности, просим выдвинуть свои предложения. Но у нас всегда есть договоренность: критикуя, предлагать. Вносить предложения – это залог включенности в жизнь школы.

Администрация школы убеждена: рейтинги учителей ни в коем случае нельзя открыто вывешивать. Юристы предупредили: обиженный учитель может подать в суд и выиграть. А если в Европейский суд по правам человека – тогда придется платить за моральный ущерб в евро. И просто, по-человечески, спросим: как будут чувствовать себя люди из конца списка? Они могут уйти из профессии!

Мы исходим из того, что сначала сам учитель ставит себе баллы, затем – контролирующий это направление завуч. Допустим, педагог написал, что провел открытые уроки, представитель администрации проверяет наличие конспекта урока, материалов к занятиям и, подтвердив баллы, передает их в зарплатную комиссию. В результате у учителя формируется портфолио, показывающий профессиональный рост. Раз в год я как директор провожу собеседования с сотрудниками на тему портфолио. Вопросы такие: чему вы научились за этот учебный год? Что бы вы хотели посоветовать администрации? А самому себе? Чему хотите научиться еще?..».

Из Положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников МОУ «Псковская Лингвистическая гимназия»:

Мониторинг и оценка результативности профессиональной деятельности работников гимназии ведется с участием совета ОУ, что обеспечивает гласность и прозрачность процедур.

Размеры выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам гимназии устанавливаются по результатам мониторинга и оценки результативности деятельности всех сотрудников, проводимых на основании утвержденных критериев и аспектов.

Как определяется вес одного балла?

Из Положения о распределении СЧ ФОТ:

Руководитель гимназии представляет в совет ОУ аналитическую информацию о показателях результативности деятельности работников, являющихся основанием для осуществления выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда 1 раз в год в августе. На основе проведенного мониторинга и оценки профессиональной деятельности сотрудников в августе производится подсчет баллов за предыдущий учебный год по всем показателям с учетом их весового коэффициента для каждого.

Размер стимулирующей части фонда оплаты труда, отводимой на выплату поощрительных надбавок, запланированный на период с сентября по август включительно, за минусом суммы, необходимой на уплату ЕСН, делится на общую сумму баллов, набранную работниками гимназии (включая директора). В результате получается денежный вес (в рублях) каждого балла. После этого денежный вес 1 балла умножается на сумму баллов, набранных каждым сотрудником за истекший месяц, и получается размер ежемесячной поощрительной доплаты.

А если возникли разногласия?

Из Положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников МОУ «Псковская Лингвистическая гимназия»:

Совет гимназии вправе создать зарплатную комиссию, в которую входят директор, члены совета ОУ, председатель трудового коллектива, представители научно-методического совета и педагогические работники.

Зарплатная комиссия осуществляет анализ и оценку объективности представленных результатов мониторинга профессиональной деятельности работников в части соблюдения установленных настоящим Положением критериев и аспектов оценки профессиональной деятельности. В случае установления комиссией существенных нарушений представленные результаты возвращаются субъекту для исправления и доработки.

Зарплатная комиссия на основании всех материалов мониторинга составляет итоговый оценочный лист с указанием баллов по каждому работнику и утверждает его на своем заседании. Сотрудники гимназии вправе ознакомиться с данными оценки собственной профессиональной деятельности.

После принятия решения зарплатной комиссией издается приказ руководителя гимназии об утверждении сотрудникам размеров поощрительных доплат и надбавок по результатам работы.

«Сегодня к деньгам я не прикасаюсь, – говорит Татьяна Светенко. – Система сама организуется. Единственное, что я сделала как руководитель, – вытребовала себе один процент от фонда на так называемое «особое мнение директора». Это деньги для тех педагогов, кому я как главный менеджер школы просто хочу сказать спасибо».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Стандартизация требований к качеству работы учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД)

Следует ли премировать педагога только за добросовестное выполнение своих обязанностей? И что вообще следует считать добросовестным выполнением? Данная разработка, составленная экспертами Лингвистической гимназии г. Пскова, полезна всем, кто хотел бы разработать в своей школе прозрачную и эффективную систему премирования учителей.

Распределенные по графам таблицы данные наглядно демонстрируют водораздел между исполнением педагогом своих обязанностей (т. е. соблюдением принятого в данной школе стандарта деятельности учителя или классного руководителя) и достижениями, превышающими этот общий уровень. Разумеется, всякий раз понятие «общего уровня» должно быть выработано образовательным учреждением совместно с педагогами, членами управляющего совета и родителями. Создание подобной разработки для распределения стимулирующей части ФОТ помогает снять ряд конфликтных ситуаций.

Обратите внимание на таблицу: общие требования к педагогу (классному руководителю, воспитателю группы продленного дня) подразделяются на критерии, свидетельством соблюдения которых служат индикаторы. Итогом исполнения требований является стандарт. Если учитель в своей работе превышает его, это считается веским основанием для премирования.

Требования

Критерии

Индикаторы

Стандарты

Основания для премирования

1. Исполнительская дисциплина

1.1. Соблюдение требований к ведению учебно-педагогической документации (журналы, личные дела, дневники, тетради, анализ проверочных работ и т.д.)

– Своевременное и без исправлений заполнение классных журналов;
– своевременное выставление оценок в дневники;
– регулярная проверка тетрадей;
– своевременный анализ проверочных, контрольных и итоговых работ;
– своевременное оформление личных дел

Отсутствие замечаний курирующих завучей

1.2. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка

– Соблюдение расписания уроков, режима дня и графика рабочего времени в каникулы;
– соблюдение техники безопасности и охраны труда;
– соблюдение гигиенических норм осуществления образовательного процесса (освещение, проветривание, осанка);
– обеспечение сохранности имущества гимназии

Отсутствие замечаний курирующих завучей

1.3. Осуществление работы в соответствии с годовым кругом и стратегическим планом гимназии

– Выполнение мероприятий, предусмотренных планом работы на соответствующий период (производственные совещания, семинары, малые педсоветы и т.д.)

Отсутствие замечаний курирующего завуча (административного куратора)

1.4. Соблюдение технологического цикла гимназии, осуществление работы по развитию общеучебных умений учащихся

– Проведение занятий всех типов;
– наличие методических материалов, отражающих содержание и уровни освоения модуля (развертки, маршрутные карты, подборки заданий)

Отсутствие замечаний со стороны завуча

1.5. Планирование деятельности клас-
сного руководителя и воспитателя ГПД

Наличие плана работы на месяц

Отсутствие замечаний со стороны курирующего завуча

2. Организация образовательного процесса

2.1. Показатели качества обучения по результатам учебного года, триместров, семестров, ЕГЭ (оценивается при условии 100% успеваемости)

Количество учащихся, успевающих на «4» и «5»

– Свыше 70% уч-ся – 3 балла;
– от 61 до 69% уч-ся – 2 балла;
– от 50 до 60% уч-ся – 1 балл.
Заполняет курирующий завуч

2.2. Обеспечение поступательного развития проектных умений учащихся

– Матрицы проектов;
– результаты проектной деятельности учащихся;
– портфолио проекта

Открытые презентации + описание проекта (матрица) + продукты деятельности учащихся:
– на уровне области и города – 5 баллов;
– на уровне школы – 3 балла

2.3. Использование ИКТ на уроке и во внеклассной работе (интерактивная доска и т.д.)

– Конспекты уроков;
– материалы, разработанные учителем;
– материалы, разработанные учащимися;
– отзывы руководителей МО и завучей

2.4. Разработка программ элективных курсов, предпрофильной подготовки и профильного обучения

Наличие программы, оформленной в соответствии с требованиями

По 2 балла за каждую программу.
Ведение элективного курса

2.5. Подготовка и проведение элективных курсов

– Наличие учебной документации (программа, конспекты занятий, список учащихся);
– количество выданных сертификатов

– В рамках муниципального плана профильного обучения до 10-ти чел. – 2 балла, более 10-ти чел. – 3 балла;
– разновозрастная группа внутри гимназии более 10-ти чел. – 2 балла;
– группа учащихся одного класса до 10-ти чел. – 1 балл

3. Методическая и экспериментальная работа.

Руководство исследовательской деятельностью школьников

3.1. Участие в работе методических объединений гимназии, модельных площадок, творческих лабораторий

Протоколы заседаний, отражающие:
– регулярное присутствие на заседаниях;
– выступления на них.
Обобщение опыта работы.
Презентации, портфолио

Отсутствие пропусков, выступления по теме заседания методического объединения

Обобщение и презентация педагогического опыта на МО (1 балл) и итоговой научно-практической конференции (3 балла)

3.2. Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий

– Конспект урока/мероприятия;
– оценочные листы или отзывы коллег, посетивших урок/мероприятие;
– уровень открытого мероприятия

– На уровне области – 2000 руб.;
– на уровне города – 1000 руб.;
– на уровне школы – 3 балла + конспект на бумажном и электронном носителях

3.3. Выступление с докладами и сообщениями на конференциях и семинарах, публикации, презентации своего опыта, проведение семинаров, участие в разработке и реализации общешкольных (профессиональных) проектов

– Программа конференции или семинара;
– презентационные материалы выступающего;
– наличие издания, где опубликованы материалы

– На уровне области – 2000 руб.;
– на уровне города – 1000 руб.
Проведение семинара:
– на уровне области – 2000 руб.;
– на уровне города – 1000 руб.;
– на уровне школы – 5 баллов

3.4. Участие в конкурсах профессионального мастерства

– Программа конкурса;
– презентационные материалы участника;
– уровень конкурса

– На федеральном уровне:
1-е место – 5000 руб.,
2-е место – 4000 руб.,
3-е место – 3000 руб.
– На уровне области:
1-е место – 2000 руб.,
2-е место – 1500 руб.,
3-е место – 1200 руб.
– На уровне города:
1-е место – 1000 руб.,
2-е место – 800 руб.,
3-е место – 600 руб.

3.5. Подготовка победителей и призеров предметных олимпиад и интеллектуальных конкурсов/конференций различного уровня

– Результаты олимпиады/конкурса (приказ управления образования);
– уровень олимпиады/конкурса;
– план-график подготовки;
– материалы для подготовки

– На федеральном уровне:
1-е место – 5000 руб.,
2-е место – 4000 руб.,
3-е место – 3000 руб.,
– На уровне области:
1-е место – 2000 руб.,
2-е место – 1500 руб.,
3-е место – 1200 руб.
– На уровне города:
1-е место – 1000 руб.,
2-е место – 800 руб.,
3-е место – 600 руб.
За команду участников:
– на уровне области – 3 балла;
– на уровне города – 2 балла

3.6. Разработка/корректировка пакета методических материалов к модульным программам на каждый год обучения

– Откорректированная программа;
– развертки и/или маршрутные карты самостоятельной работы;
– пакет контрольно-методических материалов (тесты, проверочные и контрольные работы, памятки, алгоритмы и др.)

Своевременная корректировка и разработка модульной программы, разверток, маршрутных листов, пакета контрольно-методических материалов.
Отсутствие замечаний со стороны завуча

3.7. Подготовка и участие в Интеллектуальном марафоне

– Протоколы;
– пакеты заседаний;
– оформление

– Руководитель марафона – 7 баллов;
– председатель жюри – 5 баллов;
– члены жюри – 3 балла;
– разработка новых материалов к ИМ – 3 балла;
– оформление станций ИМ – 1 балл;
– подготовка презентации команды ИМ – 1 балл

4. Формирование сплоченного классного сообщества и воспитательной системы класса

4.1. Проведение классных часов

1 раз в неделю в соответствии с планом работы классного руководителя и воспитателя ГПД

Проведение открытых классных часов в интерактивной форме + сценарий – 3 балла

4.2. Проведение родительских собраний в соответствии с годовым кругом сопровождения

– Посещаемость родителей (начальная школа – не менее 80%, средняя и старшая ступени обучения – не менее 60%);
– наличие протокола родительского собрания

Проведение родительских собраний в интерактивной форме + сценарий родительского собрания – 3 балла

4.3. Организация деятельности системы ученического самоуправления в классе

– Организация дежурства в классе;
– участие в деятельности школьного ученического парламента, пресс-центра

Оценивается курирующий завуч: 0–3 балла

5. Организация социально-значимой творческой деятельности классным руководителем и воспитателем ГПД, педагогом системы дополнительного образования

 

5.1. Организация и проведение школьных праздников

– Проведение мероприятия;
– наличие сценария;
– положительные отзывы коллег, родителей, администрации

Оформление итогового информационного стенда. Наличие сценария – 3 балла

5.2. Проведение мероприятий по реализации программ, посвященных:
– здоровью;
– гражданскому и патриотическому воспитанию;
– социальным проектам

– Проведение мероприятия;
– наличие сценария

Открытые мероприятия, презентация проектов – 3 балла

5.3. Участие детей в конкурсах, смотрах, олимпиадах и т.п.

– Результаты конкурса (приказ управления образования);
– уровень олимпиады-конкурса

Подготовка к конкурсу:
– на уровне области:
1-е место – 10 баллов,
2-е место – 9 баллов,
3-е место – 8 баллов.
– На уровне города:
1-е место – 7 баллов,
2-е место – 6 баллов,
3-е место – 5 баллов.
– На уровне школы:
1-е место – 4 балла,
2-е место – 3 балла,
3-е место – 2 балла.
Участие (за команду участников) – 1 балл.
Сопровождение учащихся на конкурс, сбор работ –
от 1-го до 3-х баллов

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Включенность и благополучие

Степень включенности ученика влияет на успеваемость; она определяет качество деятельности ребенка. Это не всегда отражается на его достижениях в учебе, но показывает, как человек справляется в процессе своей деятельности.

Включенность в учебно-воспитательный процесс состоит из следующих компонентов:

1. Концентрация – ничто не может сбить, отвлечь ребенка от его деятельности.
2. Постоянство – желание продолжить выполнение задачи.
3. Интенсивность – любая работа выполняется с включением интенсивной умственной деятельности:
• ученик пытается как можно лучше выполнить задание;
• мобилизует все свои способности и навыки;
• включенность выражается в сконцентрированной позе;
• ребенок работает внимательно, детально;
• он удовлетворен своей деятельностью, что придает ему энергию;
• наблюдается высокий уровень внутренней мотивации, он хочет знать, понять, осознать реальность;
• результаты деятельности являются для ребенка вознаграждением.

Уровни включенности

1-й – отсутствие деятельности.

Ребенок может чем-то заниматься, но в действительности ничего не делает. Отсутствующий взгляд, стереотипичная, пассивная, повторяющаяся деятельность.

2-й – прерывающаяся деятельность.

Ребенок частично участвует, но в некоторые моменты ничего не делает. Характерны частые перебои в концентрации внимания. Участие происходит не на том уровне, чтобы возвращаться к непрерывной деятельности.

3-й – отсутствие интенсивности.

Деятельность для ребенка является рутинной, фактически он в ней не участвует. Его легко можно отвлечь.

4-й – частичная интенсивность.

Появляются признаки участия, концентрации на деятельности, более или менее стойкого интереса. Но иногда ребенок может отвлекаться.

5-й – интенсивная деятельность.

Непрерывная, интенсивная деятельность. В течение всей работы высокий уровень концентрации внимания и стойкий интерес. Ребенок работает внимательно, детально. Получает удовлетворение от своей деятельности, что придает ему силы. Результат для него – вознаграждение.

Как я отношусь к учебным занятиям?

Мне всегда скучно на уроке

Мне часто бывает скучно на уроке

Мне иногда скучно, иногда интересно на уроке

Мне часто бывает интересно на уроке

Мне всегда интересно на уроке

1

2

3

4

5

Как я выполняю задания?

 Я никогда не могу сделать это хорошо

Я часто не могу сделать это хорошо

Я делаю это то хорошо, то плохо

Чаще я делаю это хорошо

Я всегда делаю это хорошо

1

2

3

4

5

Как я себя чувствую в школе?

Мне всегда грустно

Мне часто бывает грустно

Мне иногда весело, иногда грустно

Мне часто бывает весело

Мне всегда весело

1

2

3

4

5

Оценка

В карте регистрации учитель-эксперт отмечает уровень включенности ребенка в классе. Принципы определения ее уровня те же, что и при измерении эмоционального благополучия.

1-й и 2-й уровни – красный цвет, необходима помощь.
3-й уровень – синий цвет, обратить внимание.
4-й и 5-й уровни – зеленый цвет, хорошо проходит развитие, необходимо поддерживать это в будущем.

Значимыми показателями развития ребенка, в том числе в учебном процессе, являются эмоциональное благополучие и степень включенности в учебно-воспитательный процесс.

Состояние эмоционального благополучия подразумевает:

• открытость, восприимчивость к окружающему миру;
• адекватные реакции;
• желание все исследовать;
• быстрая адаптация в новых ситуациях;
• живые, полные энергии глаза, взгляд живой;
• движения быстрые;
• плечи расправлены;
• ощущение расслабления;
• нормальный темп речи;
• состояние внутреннего покоя;
• ребенок открыт, доступен, энергичен;
• высокий уровень уверенности в себе;
• способность защитить себя;
• желание, чтобы его увидели, услышали;
• при встрече с новыми задачами может взять на себя риск;
• неудачи не ассоциируются со своим внутренним состоянием;
• находится в хорошем контакте с собой;
• осознает, принимает собственные недостатки, пытается работать над ними.

Уровни эмоционального благополучия ребенка

1-й – чрезмерно низкий.

Наблюдаемые особенности:

• пессимистичен, находится в состоянии ожидания неприятностей;
• чувствуется чрезмерное напряжение (движения скованы, взгляд напряженный и др.);
• низкая самооценка;
• подавлен под воздействием негативного опыта;
• много плачет, разрушает, боязлив;
• отсутствуют удовлетворительные отношения с окружающим миром;
• наблюдаются неадекватные реакции.

Для таких детей нет «солнечного света».

2-й – низкий.

Наблюдаемые особенности: присутствие тех же показателей эмоционального состояния, но они менее выражены. Существует «солнечный просвет», моменты нейтрального состояния.

3-й – нейтральный.

Два варианта проявления:

а) – ребенок не чрезмерно счастлив, но и не несчастлив;
– находится в напряженном состоянии;
– эмоциональное состояние колеблющееся, неустойчивое.

б) – бывает достаточно счастлив, но иногда наблюдаются признаки эмоционального дискомфорта;
– часто выглядит расслабленно;
– высокий уровень уверенности в себе.

4-й – высокий.

Наблюдаемые особенности:
• в основном выглядит счастливым;
• присутствует больше моментов хорошего настроения;
• хорошие отношения с окружающими, иногда возникают трения;
• долго не остается расстроенным.

5-й – очень высокий.

Наблюдаемые особенности:
• открытость, восприимчивость к окружающему миру, оптимистичность;
• адекватные реакции;
• желание все исследовать, гибкость;
• в новых ситуациях быстро адаптируется;
• движения активны;
• темп речи нормальный;
• несет внутренний покой;
• открыт, доступен, энергичен;
• высокий уровень уверенности в себе;
• находится в хорошем контакте с собой.

Оценка

В карте регистрации эксперт отмечает уровень эмоциональности каждого ребенка в классе.

Возможны колебания в состоянии, тогда указываются несколько уровней. Можно поставить знак «?», если информации для определения состояния ученика недостаточно.

Дети с 1-м и 2-м уровнем отмечаются красным цветом, с ними необходимо проводить работу.

3-й уровень – синий, этим ребятам требуется дополнительное внимание.

4-й и 5-й уровни – зеленый цвет – социальное развитие учеников находится в норме.

Рейтинг@Mail.ru