Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2008

Тема номера

Школа, которая отказалась от иллюзий

Могут ли педагоги сельской школы хорошо подготовить детей к поступлению в вузы? Многие ответят положительно. Но в Изборском лицее задали вопрос иначе: а нужно ли это делать?

В последние годы выпускники лицея все чаще стремятся к высшему образованию – от 50-ти до 100 процентов из них поступают в вузы и в средние учебные заведения – Псковский колледж строительства и экономики, Псковский колледж культуры и искусства… Лишь небольшое число ребят после школы ищет работу – как правило, по семейным обстоятельствам…

«Мы исходим из того, что профессия, востребованная в регионе, приносящая доход, способствует улучшению материального положения семьи и может оказаться фактором, замедляющим отток молодых людей из села в город, – считает завуч Юлия Матвеева. – Станут доступными платные образовательные услуги, экскурсии, посещение театров… А наличие молодежи в селе поможет стабилизировать демографическую ситуацию и благоприятно скажется на образовании».

«В современных условиях сельская школа не может выжить, если она не развивается, – говорит директор Изборского лицея Евгения Алексеевна Раудсик. – Нам хотелось, чтобы образовательное учреждение стало «точкой роста» поселка, объектом всеобщей заботы для жителей и работодателей волости, а в дальнейшем – и района. Мы много думали о том, какое направление развития выбрать. Поскольку у нас налажено тесное социальное партнерство с Псковским государственным педагогическим университетом, мы попросили студентов провести в Изборске социологический опрос. Хотелось узнать: чего хотят педагоги и родители от лицея? Каким его представляют?».

Выяснилось, что учителя видят главную роль школы в формировании прочных знаний, дающих возможность поступить в вузы. «Это нас не удивило, – вспоминает директор. – Мы отлично знаем, что кадровые и методические ресурсы средней школы далеко не всегда позволяют это осуществлять. Так возникает первое, традиционное противоречие: между желаемым уровнем образования и реальными возможностями образовательного учреждения.

Ожидания сельских семей разделились на три группы. В первой – в нее вошли родители хорошо успевающих детей – согласились с мнением педагогов. Во второй – признали необходимость «прочных знаний», но хотели бы видеть в школе обучение ремеслам и умениям, полезным для ведения подсобного или фермерского хозяйства. Но еще многочисленнее группа людей, считающих, что жизненный успех их сыновей и дочерей зависит не столько от образования, сколько от «умения встроиться» – найти работу или дополнительный заработок, организовать свое дело, «иметь в руках ремесло». И они хотели бы, чтобы их дети остались в деревне.

Мы исходим из того, что наши выпускники будут жить не только в сельской местности. Но надеемся, они смогут успешно построить свою жизнь, оставшись здесь. Мы знаем, что молодые люди, не имеющие хотя бы начального профобразования, вообще не могут рассчитывать на достойный заработок. Создавать наш комплекс мы решили не за счет открытия филиалов технических училищ, а организовав в школе отделение профессиональной подготовки.

На ежегодной ярмарке ремесел

Для этого были выбраны самые востребованные в поселке специальности. Мы живем в заповедном крае, который на 40 лет старше Пскова. Раз у нас музей-заповедник – предпочтение отдается профессии, связанной с обеспечением турбизнеса. Кроме того, считаем, что у выпускников нужно развивать психологическую готовность к изменениям, связанным с избранием профессии или сменой видов профессиональной деятельности».

Изборский лицей отказался от главной иллюзии, которой тешит себя сильное сельское образовательное учреждение – будто между ним и городским лицеем или гимназией можно поставить знак равенства. Никогда не будет паритета между городом и деревней. Нельзя готовить выпускников на экспорт, благословлять их на переселение в мегаполис и утешать себя тем, что школа дает хорошие знания и выполняет свою миссию.

Изборские выпускники легко поступают в вузы. Но успешность в жизни начинается не со студенческого билета.

В 2001 году на базе Изборской средней школы началась реализация проекта по ее преобразованию в сельскую многопрофильную и многоуровневую комплексную образовательную систему типа «сельский лицей». В 2003 году здесь открыто отделение профессиональной подготовки. Начала работать региональная экспериментальная площадка.

Введение в образовательный процесс курсов технологического профиля потребовало расширения круга социальных партнеров. Был создан Координационный совет, в который вошли администрация лицея, начальник районного управления образования, глава Изборской волости, ректор педагогического университета, директор московского Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, представители основных работодателей микрорайона лицея – музея-заповедника «Изборск», колхоза, лесничества.

Общими усилиями был подготовлен пакет нормативно-правовых документов, оборудованы мастерские, разработаны программы и приобретены методические пособия. По сути, координационный совет стал органом государственно-общественного управления развитием лицея, который разработал и утвердил структуру модели предпрофильной подготовки и профильного обучения.

КСТАТИ…

Самые востребованные на селе профессии, по которым ведется преподавание в лицее:
– сельское строительство (плотник);
– народные промыслы (исполнитель художественно-оформительских работ);
– сапожное дело;
– пчеловодство;
– ткачество;
– основы актерского мастерства;
– электронные основы цифровой техники.

Так для изборских школьников возникли индивидуальные образовательные маршруты, которые включают инвариантную часть (освоение начального и общего образования) и вариативную, предполагающую свободный выбор направлений и форм дополнительного образования на всех ступенях обучения и профиля профессиональной подготовки на ступени общего и среднего (полного) образования. Можно реализовать также формы повышения профессионального уровня (через курсы повышения квалификации, реализуемые вместе со службами занятости района).

Были изменены традиционные формы и методы ведения уроков. Совместно со столичным Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов, Псковским педуниверситетом, Региональным центром образовательных технологий была организована работа по созданию внутришкольной системы повышения квалификации педагогов – с опорой на профиль школы.

Рейтинг@Mail.ru