Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2008

Школьный уклад

Школа ищет пути обновления

Не так давно в ряды авторов «Управления школой» влились представители педагогического коллектива МОУ СОШ № 1 г. Черногорска Республики Хакасия. В своем городе эта школа – одна из старейших: в ноябре здесь будут шумно праздновать 50-летие. Представляем очередной пример богатого опыта педагогов, а пока – слово директору школы-юбиляра.

Образовательные учреждения строго разделились на инновационные и обыкновенные. И, казалось бы, все стало очень просто: в одних – и всестороннее развитие личности с применением личностно ориентированных технологий, и гуманизм, и профильное обучение, а в других – «традиционка». Но бывает, что мал золотник, да дорог: и в общеобразовательных школах работают творческие учителя, дающие прекрасные результаты, учатся любознательные дети. В чем же заключается успех? В поиске!

Современная школа, как и все наше общество, ищет пути обновления. В связи с этим особую актуальность приобретает идея развития соуправления, сотрудничества, социального партнерства.

Большое значение для ОУ имеет сотрудничество с промышленным предприятием города ЗАО «Промтранс». Совместные трудовые десанты, помощь пожилым людям, поисково-исследовательская деятельность школьного музея «Истоки» и музея ЗАО «Промтранс» по сбору материалов об истории создания предприятия, о судьбах людей, повлиявших на становление города, предприятия, помощь благотворительного фонда «Промтранса» «Радуга» – все это помогает в деле формирования и развития личности ученика.

Общественно-активная школа (ОАШ) – это ресурс гражданского общества. Одна из главных ее задач – воспитание гражданина, человека, который конструктивно активен в преобразовании собственной жизни, судьбы общества, страны, наконец.

Среди инновационных проектов в сфере гражданского образования эффективной является программа «Общественно-активная школа – ресурсный центр для развития местного сообщества». Мы – новички в деле вырабатывания в родительском сообществе потребностей и навыков социального партнерства, добровольной работы и благотворительности, общественной самоорганизации и гражданской инициативы. Однако, проработав год над воплощением этой идеи, можем уже открыто заявлять о своих успешных наработках.

Нет нужды говорить о том, как важно тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Мы, педагоги, не можем не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителей и других проблем школьной жизни. Нам необходима их помощь в решении чисто учебных задач, в нравственном воспитании, особенно в предупреждении асоциального поведения школьников. Не скрою, важно и их участие в преодолении материальных проблем.

Мы объединились, чтобы сделать школьную жизнь интересней, чтобы быть активными, полезными обществу.

Нельзя сказать, что становление сотрудничества шло гладко. Первоначально мы сосредоточили свое внимание на формировании союза семьи и школы. Первыми шагами в этом направлении стало анкетирование родителей, учеников, изучение мнения жителей о роли школы в жизни микрорайона, ранжирование различных форм взаимодействия, проведение заседаний общественного родительского комитета. А организованная Родительская ассамблея позволила папам и мамам наших учеников полноправно включиться в решение школьных проблем. Главным моментом в работе ассамблеи, наверное, можно назвать живой разговор родителей и администрации ОУ о том, что было, что стало, что будет.

Доверие родителей, желание учеников идти в школу, участие жителей микрорайона в школьной жизни – вот те киты, на которых строится воспитание Хорошего Человека.

Знание особенностей, социального положения, образовательно-воспитательного потенциала семей наших учащихся, составление социологического портрета микрорайона помогает нам снять целый ряд негативных моментов сотрудничества, найти разнообразные формы взаимодействия.

Новизна современной ситуации в том, что значительная часть родителей пытается разобраться в сущности подходов к обучению и воспитанию. Могу констатировать, что во время Дня открытых дверей нам задают весьма компетентные вопросы по самым разным аспектам организации образовательно-воспитательного процесса.

Вырабатывая стратегию сотрудничества со старшими членами семей учеников, директор школы должен обязательно предусмотреть проблемы, являющиеся в настоящее время актуальными для отдельных групп школьников, и решать их заранее, готовя отцов и матерей к появлению новых задач. Это требует глубокого внимания руководителя к психолого-педагогической образованности учителей и родителей, к совместной просветительской деятельности (действует Университет педагогических знаний для родителей).

Здесь же хочу отметить тот факт, что несет и созданный нами Дневник родителя. Он включает следующие страницы: договор о сотрудничестве школы и родителей (законных представителей), где расписаны права и обязанности обеих сторон; памятки родителям, советы; мероприятия, проведенные с классным родительским коллективом.

…Мы объединились, чтобы сделать школьную жизнь интересней, чтобы быть активными, полезными обществу. Наша школа ставит своей целью не только предоставление образовательных услуг ученикам, но и развитие сообщества, содружества, соуправления.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта KidStaff. Интернет проект KidStaff – это родительская доска объявлений, предназначенная для продажи и покупки детских товаров и услуг. Удобный рубрикатор и поисковая система, представленные на сайте KidStaff, позволят быстро подобрать нужный товар или услугу, раздел совместных покупок поможет найти людей для заказа товаров оптом, а рейтинг и отзывы других покупателей расскажут об авторитете и надежности того или иного продавца. А так же к Вашему вниманию форум сайта KidStaff, который позволит приобрести новые полезные и интересные знакомства и поделиться своим опытом воспитания детей. Посетить интернет проект KidStaff можно по адресу http://www.kidstaff.com.ua/

Рейтинг@Mail.ru