Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2008

Курсы повышения квалификации

Организация сетевого профильного обучения. Лекция 3

Учебный план

Номер газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Сетевое профильное обучение

18

Лекция 2. Феномен «сети» в современном научно-педагогическом знании

19

Лекция 3. Стратегии реализации профильного обучения

20

Лекция 4. Алгоритм создания сети профильного обучения
Контрольная работа № 1.

21

Лекция 5. Сетевой учебный план

22

Лекция 6. Нормативно-правовые основы сетевого обучения. Управление сетью профильного обучения
Контрольная работа № 2.

23

Лекция 7. Мониторинг в системе сетевого профильного обучения. Социальные эффекты

24

Лекция 8. Мониторинг в системе сетевого профильного обучения. Образовательные эффекты

Итоговая работа

 

Лекция 3
Стратегии реализации профильного обучения

Переход к сетевому профильному обучению – большой системный проект, который может быть осуществлен только в случае верного выбора стратегий его реализации.

Следует отметить, что понятие «стратегия» в настоящее время имеет много смыслов и в теории управления трактуется каждым научным направлением по-своему. В предлагаемом курсе в качестве ведущего принято наиболее общее определение, в результате анализа которого могут быть получены полезные трактовки для практиков в области школьного образования.

Для осуществления стратегий сетевого варианта профильного обучения примем интерпретацию, предложенную П.Друкером. Стратегия рассматривается им как способ реализации теории организации практической деятельности. В свою очередь, под этим следует понимать совокупность представлений о том, в чем, собственно, заключается работа, на какие ценности опирается ее организация, какие цели преследуются, как определяются результаты, кто является потребителем, что он ценит и за что готов платить.

Стратегия организации сетевого профильного обучения имеет дело с ключевыми целями этого проекта и определяет долгосрочные глобальные способы действий по их достижению. При этом она отражает характер деятельности и демонстрирует ее отличительные особенности.

Понятие «стратегия» в нашем случае можно трактовать как основное направление движения школ и учебных заведений, объединившихся в «сеть», приводящее к намеченной цели, или как систему коллективных действий по ее достижению. Главное предназначение стратегии заключается в определении надежного курса развития проекта в существующих и предполагаемых в будущем условиях. Собственно, суть понятия «стратегия» сводится к формированию набора правил при принятии решений (И.Ансофф), которыми нужно руководствоваться для достижения желаемых результатов в трудно контролируемой внешней среде.

Эти установки распространяются на оценку результатов деятельности в настоящем и в перспективе на отношения всех участников сетевого профильного обучения с внешней средой, а также на связи и процедуры внутри сети.

Стратегия обеспечивает порядок в самой сети и устраняет неопределенность во внешних коммуникациях. В случае отсутствия стратегии трудно определить, какие решения (следовательно, и действия), принятые при организации сетевого профильного обучения, направлены на достижение желаемых результатов. Кроме того, при реализации проекта, в котором задействованы различные учебные заведения, администрации школ, объединившихся в сеть, будут «тянуть воз в разные стороны», что приведет к распылению образовательных ресурсов.

Особо отметим основные моменты, которые характеризуют «хорошие» стратегии:

– стратегия – это выбор направления развития на долгий срок;

– этот выбор должен давать преимущество в долгосрочной перспективе;

– это преимущество появляется благодаря правильному распределению ресурсов для достижения цели;

– такое преимущество способно сохраниться и «устоять» даже в условиях постоянных изменений в среде;

– стратегия должна адекватно отвечать на потребности рынка;

– преимущество, которое обеспечивается стратегией, должно также соответствовать ожиданиям инвесторов и других лиц (в том числе и сотрудников), у которых есть значительная заинтересованность в таком развитии организации.

Таким образом, стратегия – сложный и потенциально мощный инструмент, с помощью которого образовательное учреждение может успешно ориентироваться в меняющейся внешней среде.

Руководители, обладающие даром выбирать, обосновывать и реализовывать стратегии, сочетают искусство предвидения с умением реагировать на неожиданные обстоятельства. Это обеспечивается способностью менеджмента устанавливать амбициозные, но достижимые цели, видеть будущее организации и делать его достоянием всех сотрудников, стимулировать поиск и находить новые нетривиальные решения во всех без исключения областях деятельности ОУ.

Разрабатывая стратегии реализации проекта сетевого обучения и управления сетью, мы исходили из того, что при переходе к профильному обучению усиливается многообразие в системе образования. Среда, в которой всех однообразно учат всему, трансформируется таким образом, чтобы каждый учащийся мог определять свою индивидуальную траекторию обучения. Соответственно, это требует новых подходов к организации учебного процесса, к управлению как деятельностью учебного заведения, так и сферой образования.

Отметим, что понятие «стратегия» включает множество смыслов и инструментов ее применения. Человек или группа, обладающие, например, большими стратегическими способностями, то есть умением ставить долгосрочные глобальные цели и выбирать способы выполнения намеченного (стратегии), но не способные привлечь сподвижников, ничего не добьются.

Вопросы выбора стратегии возникают при изменении идеологической основы деятельности, то есть при смене логически связанной системы идей и ценностей, которые непосредственно определяют характер работы. Сейчас в сфере образования сложилась ситуация, когда люди, занятые в ней, зависят от сохранения существующего порядка вещей. Именно поэтому неоднократные попытки произвести какие-либо изменения привели лишь к сохранению старых традиций. Пока очевидная угроза самому существованию системы не проявится в полной мере, склонность к переменам в ней, вероятнее всего, будет низкой, а существенные сдвиги невозможны.

За годы реформирования система образования в некотором смысле «привыкла» к безрезультатности предпринимаемых попыток нововведений, поэтому сохранение прежнего способа организации труда (в том числе и учебной деятельности) является самым эффективным поведением на начальном этапе воплощения проекта сетевой организации профильного обучения. Такая ситуация показывает важность и необходимость информирования всех участников образовательного процесса в доступной форме о потребности в переменах, которые вызваны временем.

Осознание необходимости привнесения духа новизны и наращивание компетентности для реализации стратегий как системы коллективных действий в направлении общей цели (в нашем случае – создание сети профильного обучения) – ключевой фактор успешности осуществления проекта, поэтому понимание потребности в переменах должно поддерживаться всеми его потенциальными участниками и заинтересованными сторонами.

На подготовительном этапе проектирования и запуска сети профильного обучения нужно максимально использовать вовлечение людей в процесс развития. Это будет способствовать изменению их представлений (позиции), а затем и способов деятельности, что необходимо для успешного выполнения задуманного. Достижение такого результата обеспечивается применением трех стратегий: экспертной, обучения и сотрудничества.

1. Использование экспертной стратегии предполагает привлечение экспертов, которые самостоятельно решат, что необходимо делать на всех этапах проектирования, запуска, развития и функционирования сети профильного обучения и представят рекомендации для успешной реализации каждого шага построения.

Недостаток этого пути заключается в том, что участники проекта не включены в деятельность с самого начала и не осознают необходимость и важность перемен, которые произойдут в каждом образовательном учреждении, вошедшем в сеть. Именно поэтому экспертная стратегия не может быть единственным способом достижения цели, и ее необходимо использовать вместе с другими.

Данная стратегия необходима при проведении базового исследования для определения уровня влияния школьного образования на выбор учащимся дальнейшей траектории обучения (индивидуального образовательного маршрута) и будущей профессиональной карьеры. Это позволит выяснить степень востребованности и соответствия профиля и его структуры поставленным в проекте целям, а также созданию условий, способствующих формированию индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников.

Для анализа результатов проведенного исследования и выявленных при этом проблем, связанных с переходом к сетевому профильному обучению, рекомендуем организовать работу экспертных команд, которые должны включать представителей всех потенциальных участников проекта и заинтересованных сторон (привлеченные специалисты, администраторы, педагоги, родители, учащиеся, представители общественности и т.д.).

На основании полученных данных и произведенной экспертизы проектная команда совместно с органами управления образованием определяет оптимальный набор учреждений образования (базовые школы) для объединения их в сеть, решающую задачи профильного образования.

Использование экспертной стратегии также полезно при определении модели сети профильного обучения и механизмов ее деятельности, а также для управления инфраструктурой при разработке нормативной базы реализации проекта.

Использование экспертной стратегии целесообразно и в процессах мониторинга деятельности сети. Так, например, стратегический контроль индивидуального прогресса школьников, обучающихся в сетевом варианте профильного обучения в Омской области, осуществляет Центр образовательных инициатив ОмГПУ, социологические исследования социальных эффектов сетевого обучения проводит кафедра социологии ОмГУ.

2. Стратегия обучения предполагает организацию подготовки всех участников образовательного процесса и заинтересованных сторон к восприятию новых подходов, цели и деятельности в организации обучения.

Необходимым условием становления сетевой инфраструктуры профильного обучения является подготовка школьных управленческих команд, способных осознавать ситуацию, компетентно владеющих эффективными инструментами управления в условиях перемен, и, соответственно, способных обеспечить интенсивный переход в общем образовании к использованию возможностей профильного обучения, соответствующих новым целям образования и обеспечивающих иное качество подготовки выпускника. В связи с этим необходимо разработать соответствующий учебно-методический комплект.

При этом обучение должно быть направлено на формирование качеств «агентов» перемен. То есть – на выращивание управленцев, способных и готовых осуществлять необходимые преобразования в контексте общей трансформации сферы образования, а также развитие компетенций школьных управленческих команд (с учетом условий сетевой организации обучения) в следующих ключевых областях:

– профильное обучение;

– концепция и эффективные процессы организации сетевого обучения;

– управление качеством в сети профильного обучения;

– процессы обеспечения доступности образования в условиях сетевого обучения;

– управление многообразием в сетевой организации профильного обучения.

Стратегия реализации проекта предполагает выполнение целевой переподготовки действующих педагогов и обучение тех из них, которые будут работать в сетевом варианте (в рамках повышения квалификации в соответствующих учебных заведениях). Основное внимание нужно уделить освоению технологий компетентностного подхода в обучении, проектной деятельности.

3. Стратегия обучения совмещается со стратегией сотрудничества, которая заключается в разработке новых форм взаимодействия участников сетевого профильного обучения и заинтересованных сторон, иного способа организации труда совместно со всеми, кого это затронет с самого начала реализации проекта, включая учащихся и их родителей.

Цели и планы деятельности участников разрабатываются коллегиально. Аналогичным образом анализируются препятствия и пути их преодоления. Такая стратегия требует много времени и усилий, однако выигрыш заключается в том, что, применяя ее, в дальнейшем не нужно убеждать в необходимости изменений тех представителей сети, которые были задействованы во всех этапах ее воплощения.

Право принятия решений находится у участников проекта, а при реализации стратегии сотрудничества обеспечивается их лояльность по отношению к решениям, которые принимаются для успешного становления и функционирования сети. Самое большое преимущество этой стратегии состоит в том, что разработчики эффективных действий для достижения целей проекта и исполнители – одни и те же лица. Стратегия сотрудничества основана на том принципе, что десять школ вместе делают один шаг, а не на том, что одна школа делает десять шагов.

Таким образом, процесс обучения школьных управленческих команд совмещается с выстраиванием коллегиальной системы управления ОУ и их сетевой организацией. В соответствии с направленностью проекта система управления нацелена на осуществление трансформации общеобразовательных школ в сеть, предоставляющую весь спектр образовательных услуг профильного обучения и обеспечивающую максимальную свободу выбора школьниками образовательной траектории.

К представленным выше ключевым стратегиям для реализации сетевого обучения в старшей школе нужно добавить стратегии горизонтальной и вертикальной интеграции.

  • Стратегия горизонтальной интеграции представляет собой те или иные формы кооперации с организациями, занимающимися аналогичной деятельностью (например, школа – школа, школа – дом творчества, школа – профессиональное учебное заведение и т.п.), поэтому такие структуры можно определить как «кооперативные».

Они строятся на принципах социального партнерства, которое понимается как совокупность связей между всеми субъектами, чья деятельность затрагивает интересы системы образования, касающиеся формирования стратегических ориентиров, организующих ее жизнедеятельность и развитие, а также практики их воплощения в управлении образовательными услугами на различных уровнях.

Создание партнерских отношений в рамках стратегии интеграции помогает решать целый комплекс задач, реализация которых необходима для успешного осуществления проекта по организации сетевого профильного обучения. Минимальный набор таких задач может быть представлен следующими направлениями деятельности:

– сбор и анализ информации;

– популяризация проекта;

– структурирование и консолидация сообщества (не только педагогического);

– получение обратной связи по итогам экспертизы проектной деятельности;

– оформление и развитие корпоративных отношений;

– сохранение и усиление лидерских позиций;

– формирование и поддержание чувства сопричастности;

– распределение ответственности;

– организация коммуникации;

– достижение согласия по ключевым вопросам реализации проекта;

– вовлечение существующих структур и организаций в работу по реализации стратегии;

– вовлечение существующих структур и организаций (или создание новых структур) в новые для них виды деятельности;

– обеспечение взаимосогласованности работ, ведущихся разными партнерами на различных участках и этапах проекта;

– расширение ресурсной обеспеченности реализации проекта для достижения цели;

– повышение квалификации педагогов-участников сетевого профильного обучения.

Процедуры интеграции, определяющие действия по ее организации на основе механизмов социального партнерства, чрезвычайно многообразны, обусловлены ситуацией и зависят от того, с кем строятся отношения, на какой стадии развития они находятся, и каким набором средств обладают их инициаторы. Содержание конкретной деятельности по механизму взаимодействия между участниками сети профильного обучения на той или иной стадии реализации стратегии интеграции определяется потенциальным вкладом партнеров в деятельность сети и особенностями решаемых на каждом этапе осуществления проекта задач, вытекающих из общей логики процесса и его ситуативных особенностей или обстоятельств.

В научной литературе по менеджменту рассматриваются следующие инструменты организации социального партнерства, которые являются актуальными и для системы образования:

– информационное обеспечение разработки и реализации проекта;

– сбор и анализ информации (проведение анкетирования, опросов, интервью и т.п.);

– создание постоянно действующих структур, обеспечивающих общественное участие в разработке и реализации проекта (советов, комитетов комиссий, рабочих групп, ассоциаций, агентств, фондов, общественных организаций, движений и т.п.);

– работа с лидерами;

– организация, подготовка и проведение переговоров;

– подготовка и подписание соглашений, договоров, контрактов;

– подготовка и проведение общественных акций и мероприятий (конкурсов, выставок, экспертиз, общественных слушаний, конференций, семинаров, приемов, праздников, зрелищных мероприятий и др.);

– разработка и реализация проектов и программ, включающих деятельность разных субъектов партнерства в сети профильного обучения;

– подготовка и организация мониторинга реализации проекта и оценка получаемых результатов.

– повышение квалификации педагогов и управленцев – участников проекта;

– оптимизация структур управления.

Стратегия интеграции обеспечивает становление и развитие сети при наличии общих целей в условиях недостатка ресурсов: образовательных, материальных и финансовых, организационных, личностных, кадровых и т.п. Она особенно актуальна при организации сетевого профильного обучения в условиях сельской местности. Основной проблемой при ее осуществлении является возрастание сложности и масштаба деятельности и изменение типа коммуникаций между участниками сетевого профильного обучения.

  • Стратегия вертикальной интеграции заключается в кооперации с другими организациями, находящимися в одной сфере деятельности. При реализации этой стратегии сеть школ определяет способы сотрудничества с учреждениями профессионального образования, такими, как ПТУ, колледж или вуз, которые обеспечивают конечную цель обучения (вертикальная интеграция вперед).

Использование такой стратегии необходимо как для предоставления учащимся максимальной свободы выбора образовательной траектории в профильном обучении, так и для достижения большей эффективности образовательного маршрута в целом.

Стратегия вертикальной интеграции обеспечивает гармоничную деятельность сетевой организации профильного обучения и характеризуется следующими позициями:

– устанавливаются единые правила деятельности для всех участников сети;

– устанавливается единая для всей сети система планирования и отчетности;

– стратегическое управление сетью профильного обучения осуществляется из одного центра (совет сети);

– все решения об инвестициях в рамках сети принимаются централизованно;

– контроль за отдельными видами деятельности осуществляют специальные наблюдатели (координатор сети, методическая служба и т.п.), подотчетные совету сети;

– ряд технических функций централизуется в сети (таких, например, как обработка данных мониторинга образовательных результатов), их распределяют между собой координатор сети и методическая служба;

– для решения проблем формируются команды из работников разных функциональных подразделений (например, сетевые методические объединения);

– создаются многофункциональные команды из преподавателей-предметников, методистов для консультирования (центр консультирования школьников);

– при решении проблем акцент делается на быстрое принятие решений командами;

– устанавливаются единые для сети механизмы мотивации и ответственности;

– система материального поощрения стимулирует в большей степени командные, а не личные достижения;

– программы обучения персонала строятся с упором на развитие сотрудничества и навыков командной работы;

– поощряются инновации и эксперименты.

Введение таких преобразований обеспечивает дальнейший рост сети путем более эффективного распределения ресурсов в рамках механизмов интеграции. Администрация отдельных учебных заведений и педагоги – участники сети – учатся рассматривать проблемы под более широким углом зрения, выходя за узкие рамки потребностей своей школы и учитывая интересы всей сети. Преодолеть кризис отсутствия взаимопонимания возможно только за счет развития сотрудничества и совершенствования межличностных отношений путем использования работы в командах.

Стратегии роста (расширения) направлены на достижение определенных критериев реализуемых целей: в нашем случае – организации сетевого варианта профильного обучения, или, например, на увеличение объема и качества образовательных услуг.

Из перечня стратегий роста отметим только те, которые наиболее важны при введении сетевого профильного обучения.

  • В стратегии диверсификации (диверсификация – расширение сферы деятельности в производстве продукции и услуг за счет увеличения и/или изменения ее ассортимента) рост обеспечивается путем смены или введения в процесс реализации сетевого профильного обучения новых видов деятельности.

Во время введения сетевого профильного обучения диверсификация возникает при переходе на новые технологии обучения, системы оценивания и т.п., а применение этой стратегии, как правило, приводит к дисбалансу интересов между представителями различных сфер (например, традиционное оценивание образовательных результатов школьников и система оценивания, принятая для ЕГЭ).

  • Стратегия дифференциации заключается в создании и реализации образовательной услуги либо необычной (новой), либо обладающей чертами, отличающими ее от других. В случае введения сетевого профильного обучения стратегия может проявляться в дифференциации имиджа, качества, форм, в предложении дополнительных услуг (элективных курсов) и т.п. Конкурентное преимущество обеспечивается путем предоставления потребителю образовательной услуги необходимого уровня.

Применение стратегии дифференциации дает более высокие шансы на успех, когда рынок образовательных услуг имеет сложную структуру и сильную роль играет «эффект масштаба» (именно этим отличается сетевая организация профильного обучения). Например, при запуске сети в Москаленском районе Омской области двум сотням школьников было предложено для выбора 164 элективных курса!

Стратегии, успешные на одной стадии развития проекта, могут быть совершенно неприемлемы на другой, поэтому реализация сетевого варианта профильного обучения предполагает постоянное отслеживание эффективности применяемых стратегий и возможность их смены.

Вышеперечисленные стратегии можно и нужно использовать в тех или иных соотношениях при осуществлении проекта сетевого профильного обучения.

Выбор стратегий – сложная задача, и она вряд ли может быть процедурно регламентирована при выполнении сложного системного проекта.

Обычно выбор эффективной корпоративной стратегии, соответствующей внутренним параметрам инновационного учреждения и его положению на рынке образовательных услуг, рекомендуют осуществлять на основе результатов PEST, SWOT, SWN – анализа и производить на основе матрицы принятия решений (см., например, Филимонов А.А., Гам В.И. Стратегическое лидерство – Омск, Изд-во ОмГПУ, 2003).

Существует несколько основных вариантов выбора стратегий. Поэтому представим ряд общих рекомендаций, направленных на реализацию проекта сетевого варианта профильного обучения.

  • Стратегия «сверху»: руководство разрабатывает стратегию и конкретные планы, которые затем доводятся до подразделений и сотрудников. Как показывает опыт, данный путь не дает никакого эффекта уже тремя уровнями ниже. При таком подходе инициаторы проекта столкнутся с неприятием стратегий педагогами и другими участниками сети.

Подобный вариант может быть относительно успешным, если дополнить его передачей информации на нижние уровни, чтобы преодолеть психологическое, политическое и организационное сопротивление переменам, а это потребует дополнительных ресурсов.

  • Стратегия «снизу» исходит из предположения, что сотрудники на «нижних» уровнях организации имеют наибольшие знания и опыт в конкретных областях педагогической деятельности, и их умения и навыки могут быть весьма полезными в выборе стратегий. Кроме того, применение такого подхода является, по-видимому, единственным способом вдохновить людей на осуществление проекта перемен. Стратегия «снизу» начинается с широких дискуссий с сотрудниками и всеми потенциальными участниками задуманного проекта, заинтересованными сторонами, возможно, при помощи собраний, семинаров, процедур обучения и т.п.

  • Стратегия «вовне»: при ее применении назначается «внешний» управляющий, который наделяется всей полнотой власти в организации сетевого обучения.

Как показал опыт, для осуществления сетевого профильного обучения следует использовать симбиоз подходов «сверху» – «снизу». Стратегии разрабатываются организаторами и руководителями проекта (проектная команда, совет сети), а затем в процесс реализации вовлекаются все учебные заведения, в каждом из которых в преобразованиях участвуют потенциальные участники и заинтересованные стороны: педагоги, администрация, школьники, родители. Главное в этом подходе – сохранение общего баланса сил.

На основании описанных выше стратегий реализации проекта сетевой организации профильного обучения необходимо осуществить логически взаимосвязанную совокупность действий, состоящую из шагов, которые будут представлены в следующей лекции.

Задания и вопросы для самостоятельной работы

1. Дайте краткую характеристику изложенным в лекции стратегиям. Какие из них вы уже используете в своей управленческой деятельности?

2. Какая из стратегий: «сверху», «снизу», «вовне» наиболее приемлема для организации сетевого профильного обучения в вашем муниципалитете?

Литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление. – М., 2005.
2. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М., 2008.
3. Гам В.И. Стратегическое лидерство // Управление школой. – 2007. № 17–19.
4. Филимонов А.А., Гам В.И. Стратегическое лидерство. – Омск, Изд-во ОмГПУ, 2003.

Рейтинг@Mail.ru