Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2008

Школьный уклад

Через игру – к образовательной среде

Закройте на минуту глаза и представьте школу, в которой вы работаете. Образовательное пространство ограничено в ней лишь стенами или же каким-то образом связано с другими учебными заведениями? Насколько обширна та область, в которой ваши учащиеся могут реализовывать свою индивидуальную образовательную траекторию? Если вы не сильно удовлетворены своими ответами  на эти вопросы, и в вашем представлении образовательная среда школы должна выглядеть несколько иначе (богаче, разнообразнее, ярче и т.д.), давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы ее изменить, и как работать в этом направлении с педагогическим коллективом.

Разберемся с терминами

Разговор на эту тему полезно начать с терминологии. Обратимся к трактовке этого понятия В.И. Слободчиковым1.

Подчеркивая фактор личности, В.И. Слободчиков утверждает, что «образовательная среда не есть нечто однозначно и наперед заданное. Среда начинается там, где происходит встреча (сретенье) образующего и образующегося; где они совместно начинают ее проектировать и строить – и как предмет, и как ресурс совместной деятельности; и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определенные связи и отношения».

Остановлюсь на нескольких ключевых моментах. Во-первых, школьная среда – достаточно подвижное структурное образование. Во-вторых, она начинается только там, где на уровне понимания, соприкосновения смыслов, расшифровки социокультурных ходов поведения происходит встреча двух людей. В традиционной, авторитарной школе такого случиться не может по вполне объяснимым причинам. В-третьих, среда возникает в результате человеческого содействия, когда ее начинают использовать и как предмет совместной деятельности, и как ресурс.

Таким образом, образовательная среда многокомпонентна, многогранна. Мы можем добавлять все новые и новые составляющие, развивая ее, придерживаясь, однако, определенных критериев и показателей.

Но для того, чтобы изменить образовательную среду в школе, нужно прежде всего провести работу с педагогическим коллективом. На первом этапе администрация должна обязательно показать, какая идеология соответствует пониманию среды в данном конкретном образовательном учреждении.

Ни в коем случае нельзя просто собрать педагогов и сказать: «Мы начинаем развивать образовательную среду», – не дав при этом понятия, что это такое, не объяснив, в каких направлениях будет происходить движение. Такая позиция вызовет отторжение у всех членов коллектива.

Увлечь идеей

Начинать работу с учителями стоит с ценностного этапа, когда у людей будет возможность понять, что такое образовательное пространство, на каких основаниях его надо выстраивать, зачем и для чего это нужно. Без этого двигаться вперед невозможно.

Следующий потенциальный шаг – игровой. Несколько лет назад я позаимствовала эту идею у липецких специалистов по игровым технологиям.

Итак, собрав педагогический коллектив, раздаем всем листы бумаги, после чего просим пройтись по школе и написать ответ только на один вопрос: что в нашем образовательном учреждении сделано для ребенка? Если чуть усложнить задание, то можно добавить еще такие вопросы: что сделано для учителя? родителей? классного руководителя? администрации?

Не так давно с такой «прогулки» педагоги часто возвращались с пустыми листочками, так как ответа на поставленные вопросы найти было нельзя. Сейчас, разумеется, результаты будут более позитивны.

После такого своеобразного сбора информации учителям предлагается следующий этап игры, который звучит так: «Если бы директором были вы, что бы вы сделали в школе для ребенка (родителей, учителей и т.д.)?».

Вот тут наступает ситуация, когда закипает работа. Коллеги начинают «кидать» идеи, фантазировать, предлагать. Это серьезный момент: педагогический коллектив осознает, что перемены в школе будут происходить не просто по инициативе директора, а потому, что все учителя захотели сделать что-то для себя и для детей.

Не менее важно вовлечь в мероприятия по созданию образовательного пространства самих учащихся.

К сожалению, мы не часто спрашиваем детей о том, какой они хотят видеть свою школу. Хотя при этом не перестаем твердить: «Школа – это ваш второй дом!». Будет замечательно, если параллельно с педагогами свои предложения по улучшению школьной среды будут вносить и ребята. Например, примут участие в большой детской игре «Создай свою идеальную школу».

Подчеркну, что это начинание прекрасно поддерживается проектной работой. Можно придумать и осуществить некую программу оформления школьных стен, окон, передвижных стенок в классе и т.д. Подчас учащиеся «выдают» фантастические идеи, которые тем не менее реально воплотить в жизнь.

В момент, когда вся школа загорелась идеей преобразований, педагоги переходят к следующему этапу. А для детей необходимо продумать красивый финал игры. Скажем, устроить конкурсы творческих работ, провести фестиваль оформления школы, задействовать в обычной школьной жизни какие-то рисунки, поделки и т.д. Только при таком условии ребята будут чувствовать себя причастными к дому под названием «Школа».

СЛОВАРИК

Образовательное пространство – это:

  • конкретные «места» свободного развития личности, определяемого связями между деятельностями учреждений прямо или косвенно относящихся к вопросам образования

(И.Фрумин, А.Хуторской)

  • «область» реализации индивидуальных образовательных траекторий (где под индивидуальностью понимается как отдельный ученик, так и образовательный институт)

(М.Кукушкин, Е.Александрова)

  • «реальность», образующаяся от взаимовлияния преподавания и учения, пересечения и взаимоналожения взаимодействующих субкультур (разновозрастных, разнопрофильных, разносоциальных и т.д.)

(Е.Александрова, Г.Н. Блинов, В.И. Слободчиков)

Переходим к мониторингу

Когда игровой этап закончен, вместе с педагогами переходим к другой деятельности. Здесь я рекомендую отталкиваться от работы В.А. Ясвина2.

В его определении образовательная среда – это «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для саморазвития, содержащихся в ее окружении». Одновременно он отмечает, что понятие «образовательная среда» является родовым по отношению к термину «школьная среда».

В.А. Ясвин определил количественные параметры образовательной среды, предназначенные им для характеристики уровня организации различных условий личностного развития всех субъектов образовательного процесса.

Так, широта образовательной среды рассматривается ученым как ее структурно-содержательная характеристика, с помощью которой можно узнать, какие субъекты, процессы и явления включены в образовательную среду.

Осознаваемость среды, по его мнению, является показателем сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.

Обобщенность характеризует степень координации всех ее субъектов.

Эмоциональность показывает соотношение в среде эмоционального и рационального компонентов.

Когерентность (согласованность) – степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания этой личности.

Образовательная среда многокомпонентна, многогранна. Мы можем постоянно развивать ее, придерживаясь, однако, определенных критериев и показателей.

И, наконец, социальная активность является, с его точки зрения, показателем социально ориентированного созидательного потенциала среды и ее экспансии в среду обитания.

Остановимся на широте. Насколько образовательная среда расширяется в окружающее школу пространство, насколько она открыта? Как часто наши дети видят других людей и имеют возможность оценить их поведение, привычки? По каким параметрам это можно отслеживать? В частности, насколько регулярно мы организуем для учащихся экскурсии, путешествия, посещение учреждений культуры, встречи с гостями в гимназии?

Для того чтобы оценить это, В.А. Ясвин предлагает пять уровней. Например: первый – экскурсии не организуются никогда; второй – лишь в каникулы и т.д.

Но опыт показывает, что содержание этих уровней каждая школа должна разрабатывать для себя самостоятельно. Потому что все ОУ разные, и у каждого есть свой уклад, традиции, привычки.

Если продолжать говорить о широте образовательной среды, то очень хорошо это умел делать А.Н. Тубельский. В частности, у него была интересная методика, когда дети из его школы могли пойти на неделю поучиться в соседнюю и пообщаться там с учителем по литературе (химии, физике и т.д.). Это давало ребятам возможность оценить стиль и манеры другого педагога, разобраться, почему они любят или не любят тот или иной предмет.

Следующий критерий – интенсивность. Она определяется по таким параметрам, как, например, уровень требований к учащимся и к учебной нагрузке. Интенсивность также показывает степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления. Насколько наша среда создана для того, чтобы удовлетворить потребности, если исходить из сегодняшнего дня?

Позиция руководителя

Какую позицию занимает руководитель при обсуждении образовательной среды? Разумеется, он формулирует для себя какие-то конкретные задачи. Как я могу изменить что-то в школе? Что в моих силах? Если я не могу это сделать, что я должен, возможно, пересмотреть в себе? На основе этих вопросов выстраивается индивидуальная траектория собственного развития.

Не менее важны вопросы, которые руководитель задает коллегам: зачем мы здесь работаем? что сделано для ребенка? для нас самих? какие конкретные шаги нужны для улучшения той или иной ситуации? чего мы хотим, начиная развивать образовательное пространство? к чему это приведет? что нового привнесет в нашу жизнь? что мы хотим получить в итоге? Об этом можно долго разговаривать на педагогических совещаниях.

Вернемся здесь к параметрам осознаваемость и обобщенность. Насколько реально кто-то еще, кроме школьной администрации, может влиять на события, происходящие в вашей школе? Попробуйте ответить на вопрос: насколько допущены педагоги, родители и ученики в процесс разработки концепции развития вашего образовательного учреждения.

Когда разнообразные комиссии приходят проверять ОУ, часто случается так, что концепция и программа развития школы абсолютно не совпадают. Их пишут разные люди. Локальные программы развития – это еще один, третий жанр. Почему? Потому что педагоги, родители, ученики в этот процесс включены не были.

Подчеркну, что в этом случае все тоже зависит от позиции руководителя ОУ, от того, какие формы работы с педагогическим коллективом он выбирает.

Приведу в качестве примера вариант проведения педсовета по мониторингу образовательного пространства.

Начинаем с того, что предлагаем подумать коллегам, какую позицию по отношению к своему ОУ они занимают. Можно поставить вопрос так: гордитесь ли вы тем, что работаете в этой школе или вам неловко говорить о месте своей трудовой деятельности? После этого делим людей на команды в зависимости от их варианта ответа.

Далее каждый берет лист бумаги и пишет на нем «я – администратор», либо, если кто-то себя пока в этой позиции не ощущает, может написать «я – предметник», «я – классный воспитатель», то есть обозначить то положение, которое ближе ему в данный момент. В школе вокруг этих позиций складывается круг общения – дети, родители, коллеги, начальство. С каждым из этих субъектов формируются определенные отношения. И теперь надо представить себе, какой бы линией вы соединили свое «я» и, предположим, родительское. Будет ли это прямая линия, отражающая характер взаимодействия, или извилистая, точка-тире-точка или «молния».

Когда работа завершена, линии проведены, задайте аудитории следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, какие черты этого человека или ребенка привели к такому развитию ваших отношений?». Затем названные качества нужно записать с одной стороны от линии.

Это очень трудный момент. Вы сами (и все ваши коллеги) должны ответить для себя на вопрос: «Какие качества, не личностные, а профессиональные, привели к тому, что отношения сложились таким-то образом?». И здесь руководитель (или тот, кто ведет педсовет) должен непременно следить за состоянием людей. Желательно перед таким педагогическим советом накрыть на стол, поставить красивые чашки, положить конфеты, можно включать тихую музыку – для того, чтобы создать соответствующую атмосферу.

Следующий этап педсовета состоит в том, что все должны понять, могут ли они что-то сделать с детьми, со своими профессиональными качествами, которые привели к определенным отношениям, или с личностными качествами родителей?

Далее – можно попытаться ответить на вопрос: можем ли мы что-нибудь сделать с профессиональной позицией коллег? То есть начинается разработка конкретного плана работы для администратора.

Какие шаги, формы должен выбрать руководитель, чтобы это повлияло на изменение позиции человека? Может ли он влиять на чужие взгляды как администратор школы? Что можно попробовать переделать в первую очередь? Что нужно изменить в себе? Из этого выстраивается индивидуальная траектория развития руководителя школы.

Все это требует вдумчивого анализа, большой работы над собой каждого члена педагогического коллектива. Но результатом столь напряженных усилий может стать действительно комфортная, творческая, яркая образовательная среда ОУ.

__________________

1 СЛОБОДЧИКОВ Виктор Иванович (р. 1944) — российский психолог, специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии, психологии образования, философско-религиозных проблем психологии человека. С 2003 г. — директор Института развития дошкольного образования РАО.

2 Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: «Сентябрь», 2000.

Рейтинг@Mail.ru