Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2008

События

Социальное проектирование: шаг в реальную жизнь

Испокон веков у нас принято ругать молодежь: и ленивая, и нерадивая, и безынициативная, и невоспитанная, и необразованная… Чего ждать от нее – непонятно, а «вот были ж люди в наше время…» Хотя всем давно уже известно, что дети – это наше с вами отражение. И потому никогда не поздно стать для них положительным примером. В начале учебного года об этом говорили в гимназии № 1529 Центрального административного округа (ЦАО) города Москвы. Там состоялась конференция «Социальная молодежная инициатива – социальное проектирование в диалоге “Образование и общество”».

Главной темой встречи стал разговор о развитии молодежной инициативы в системе образования ЦАО столицы. Здесь принята и успешно воплощается в жизнь технология социального проектирования или социального действия.

О том, с чего начиналось детское социальное проектирование и как оно развивается сегодня, рассказал председатель городского совета молодых учителей Павел Кузьмин:

– Начиная пять лет назад разработку системы социального проектирования в ЦАО, мы поставили перед собой ряд важных задач, а именно:

  • создание условий для самореализации учащихся в социальной среде ОУ округа и города;

  • развитие детско-взрослых общностей;

  • построение окружного молодежного медиапространства;

  • организация эффективной системы повышения квалификации специалистов;

  • разработка окружных целевых комплексных программ по поддержке детского и молодежного движения.

Основными направлениями нашего развития стали следующие:

  • осуществление проекта «Молодой педагог и школьник»;

  • поддержка внутришкольных проектов;

  • создание сети окружных и школьных органов ученического самоуправления;

  • развитие технологий коллективных творческих дел, в частности, игры «Команда»1.

Все это было заложено в программу, которую мы принимали совместно с ОУ, родительской общественностью и педагогическим активом округа. В итоге за время нашей работы были созданы крупные окружные социальные проекты.

Первым из них стал проект «Города-герои». Он связан со взаимодействием молодых педагогов и школьников, которые вместе посещали такие города, встречались с ветеранами Великой Отечественной войны, собирали по крупицам воспоминания о тех днях. Этот проект объединил школы ЦАО, большинство школ Москвы, города-партнеры, Украину и Белоруссию.

После этого были запущены проекты «Жемчужины России», «Города воинской славы», «Герои нашего времени».

Сегодня во всех округах Москвы существуют Молодежные общественные советы. Два года назад мы создали параллельную структуру – Молодежный ученический совет (МУС). С одной стороны, он является частью Молодежного совета при префекте Центрального округа, с другой – входит в Городской совет самоуправления, который работает при Департаменте образования Москвы.

Важным для нас стал летний лагерь ученического актива, который в этом году мы проводили уже второй раз. В столице активно развиваются два типа лагерей: проектные, где ребята представляют и защищают свои проекты и традиционные лагеря. Наша идея заключалась в том, чтобы на уровне округа объединить эти два направления и сделать большой лагерь, где все работают над созданием проектов, которые входят в основу окружной программы на год.

Кроме того, мы стараемся развивать добровольческое движение. Это сотрудничество с интернатами, инвалидами, ветеранами педагогического труда, пожилыми людьми. В рамках движения есть ряд крайне интересных задумок. Например, организация курсов обучения пенсионеров работе на компьютере (в эту программу уже включились несколько школ), проведение экскурсий для жителей микрорайонов и пожилых людей, создание сетевых площадок вокруг интернатов.

Чтобы информация по молодежным инициативам была доступной для всех школьников ЦАО, мы открыли детский медиацентр «Продвижение». В еженедельном режиме он выпускает Интернет-новости для школьников округа. Особенно приятно то, что каждая планерка нашего управления образования начинается с показа свежего выпуска новостей.

Кроме того, в этом году мы хотим создать единую окружную медиаслужбу под рабочим названием «Юнимедия», которая объединила бы школьные средства массовой информации, нашу телестудию и молодежный портал muscao.ru.

Сделан серьезный шаг в развитии школьного самоуправления – год назад были проведены выборы в школьные думы. Теперь практически в каждой школе есть законодательный орган, который может стать серьезной опорой для педагогического коллектива.

Приятно и то, что в этом году группа школьников сама обратилась к нам с просьбой поддержать идею создания нескольких школьных музеев, посвященных, в частности, локальным конфликтам. Префектура одобрила инициативу ребят, и в четырех школах нашего округа такие музеи будут созданы.

Мы также рады, что многие наши ученики – люди с заметной творческой жилкой. Уже два года в ЦАО работает Молодежный клуб талантов. Он объединяет тех, кто пишет стихи, прозу, создает полотна. Всем ребятам хотелось бы представлять свои работы. Сейчас в клубе порядка 150-ти участников, и мы надеемся, что он продолжит развиваться.

Огромнейшую работу по социальному проектированию и развитию школьных СМИ осуществляет в округе Совет молодых педагогов (СМП). О его взаимодействии с Молодежным ученическим советом рассказал директор ГОУ СОШ № 353, председатель окружного совета молодых педагогов ЦАО Илья Новокрещенов:

– С молодежным ученическим советом мы работаем вместе со дня его основания. Традиционной стала наша акция «На рубежах города Москвы», во время которой ветераны войны с учащимися и педагогами выезжают в Подмосковье, на места боев 1941 года.

В рамках Года русского языка МУС под руководством СМП реализовывал проект «От Пушкина до наших дней». Ребята побывали в различных городах, связанных с русской литературой и собрали массу информации о местах жизни и работы писателей и поэтов. Были организованы встречи с сотрудниками музея, разнообразные семинары, в ходе которых анализировались произведения русской литературы, проводились исследовательские работы. На презентации проекта был показан фильм о писателях и поэтах, сыгравших большую роль в становлении и развитии нашей литературы.

Другой проект – «Герои нашего времени» – представлял собой восьмисюжетный фильм о молодых людях в возрасте до 35-ти лет, которые учатся или работают в округе и уже добились значительных успехов в своей деятельности: журналистике, науке, творчестве, общественных организациях, спорте, здравоохранении, системе образования. Главной задачей проекта была популяризация в молодежной среде идеи стремления к успешности в выбранной профессии.

Целью проекта «Города воинской славы» стало распространение информации о подвиге этих городов, их защитников, сохранение памяти о Великой Отечественной войне, воспитание уважительного отношения к ветеранам. Учащиеся под руководством молодых педагогов выезжали в города, готовили цикл видеофильмов, а также проводили презентацию на базе музея Вооруженных сил РФ накануне Дня Победы.

В частности, ребята побывали в Ржеве. Их потрясла история города и его место в событиях начального этапа отечественной войны. МУС выступил инициатором восстановления местных памятников. Деньги на это подростки намерены заработать в летних трудовых лагерях, во время участия в трудовых организациях молодежи и т.д.

В прошлом году в ЦАО также стартовал конкурс учащихся, мотивированных на получение педагогической профессии. Мы надеемся, что он поможет ребятам не просто познакомиться с учительской профессией поближе, но и проверить правильность своего выбора, выявит талантливых ребят, способных в будущем стать успешными педагогами.

Молодежный ученический совет успел зарекомендовать себя в ЦАО как организация, способная вдохновить и повести за собой единомышленников.

Так, ко Дню города советом были организованы две важные акции. Первая – «Цветок своему городу» – коснулся благоустройства территории каждой школы ЦАО. Во время второй акции члены МУС отправились к ветеранам педагогического труда оказать посильную социальную помощь, устроить праздник тем, кто не может выходить из дома.

Вот как характеризует свою работу председатель Молодежного ученического совета ЦАО, учащийся ГОУ СОШ № 188 Евгений Минаев:

– Наш совет был создан два года назад с целью объединения активистов ОУ нашего округа. С самого начала мы тесно сотрудничали с Молодежным общественным советом при префекте, считая главной своей задачей работу в рамках молодежного добровольческого движения.

Ребята нашего округа организуют в школах-интернатах товарищеские матчи по футболу, пионерболу, настольному теннису, шашкам и шахматам, а также проводят праздничные концерты. Мы занимаемся уборкой и облагораживанием территории. Весной высаживаем кустарники и цветы на клумбах, красим бордюрные камни.

В течение года мы организуем специальные лагеря, где рассказываем о преимуществах участия в работе районных ученических советов. Вожатыми и игротехниками в таких лагерях выступают члены МУС, а экспертами – сотрудники управления образования. Мы впервые вышли на уровень совместного планирования окружной деятельности школьниками, общественными организациями, управленческими структурами.

Не теряет своей остроты вопрос информирования молодежи о проводимой в округе работе. Весной начало работу наше Интернет-телевидение. Информационная служба еженедельно готовит выпуски новостей для школьников округа.

Мы думаем, что в системе социальных проектов мы добились серьезных успехов. Но наша задача – развивать инициативу учащихся в каждом ОУ. Для этого важно проводить обучение школьников проектированию через систему деловых игр, тренингов и т.д. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда у ребят есть желание сделать свой проект, но они не знают, как именно это организовать.

Большой вклад в развитие школьного проектирования, на наш взгляд, внес конкурс социально значимых проектов «Эврика». Впервые мы смогли получить возможность реальной поддержки своих инициатив. А главное – каждый школьник округа может теперь поверить в свои силы, проявить инициативу и увидеть свои предложения реализованными на практике.

________________

1 Игра «Центровая команда» – это комплекс этапов гражданского, интеллектуального, экологического, творческого и спортивного характера, включающих в себя специальные занятия, походы, экскурсии, конкурсы, викторины, исторические игры на местности, что помогает заложить основы морально-волевой, психологической, образовательной подготовки и всестороннего развития подростков (по информации сайта http://www.school34.ru).

Рейтинг@Mail.ru