Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2008

События

Успешный ЕГЭ – в удобной корзине

Учебный год только начался, но многие уже думают о его окончании. И не потому, что ждут летних каникул. Они с опаской ожидают единого госэкзамена, точнее его результатов. Школы по-разному готовятся к нему. Возможно, поэтому и итоги так резко отличаются. Для передачи передового опыта на круглый стол «Формы и методы работы педагогического коллектива по подготовке и проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ», организованный НМЦ Юго-Восточного окружного управления образования г. Москвы, пригласили представителей школ, в которых выработали эффективную систему.

Важна команда, а не собрание ярких личностей

В центре образования № 641 им. С.Есенина уровень качества знаний при сдаче ЕГЭ по математике и русскому языку оценивается на 90% – «троек» едва ли наберется 4–5 штук. Здесь гордятся медалистами и особенно тем, что за год 104 ученика стали призерами олимпиад и конкурсов, то есть каждый восьмой ребенок ощутил себя победителем, а это очень хорошо.

И тем не менее директор Лариса Голоднова применительно к такому завидному положению вещей использует не слово «успех», а всего лишь сочетание «неплохие результаты». Наверное, чтобы было, куда стремиться.

Причина таких «неплохих результатов» кроется, по признанию Ларисы Васильевны, в системе работы, которая складывалась не один год. О ней она вкратце и рассказала коллегам:

– Я хочу выделить пять рычагов воздействия для удачной сдачи и ЕГЭ, и других экзаменов (ведь мы знаем: государство может нам придумать что-нибудь еще, и мы должны быть готовы).

Для начала предлагаю создать в воображении следующий образ. Представьте большую корзину. Это наша школа. И чтобы ученику и учителю было комфортно, мы должны чем-то хорошо выложить дно. Таким «дном» нам служит программа развития. Она называется «Модель социального успеха ученика». В ее основе – формирование мотивации ребенка к учебе, внимание к компетенциям и, самое важное, создание особой атмосферы в школе, которая пронизывала бы учителя, ученика и родителей.

Вторая причина – конечно, люди. В каждом ОУ есть учителя-«звездочки». Но кто-то однажды сказал, что в любом учреждении важна команда, а не собрание ярких личностей. Мы это учли. У нас есть два потрясающих математика. Они пришли со своей методикой контроля уровня знаний учащихся. Работали год, два… А с третьего года их присутствия в нашей школе так заработали все математики. И сейчас не важно, у какого учителя учатся дети, так как с пятого по одиннадцатый класс все работают в одном режиме. И качество обучения обязательно повышается.

Еще один момент, связанный с кадрами. Как известно, управление – стимулирование активности педагогов. Если вы проанализируете труд своих коллег, то не будет секретом, что активная работа начинается только в 9-м и 11-м классах. А в 5-х, 6-х, 7-х чаще встречаются «урокодатели». Видели бы они, как их деятельность сказывается на выпускниках. Да, трудно работать на конечный результат – нужен опыт, чтобы выстроить собственную педагогическую систему. У нас в этом плане есть свои наработки и победы.

Третий момент, который имеет влияние, – формирование классов. В нашем центре образования ребенок трижды проходит тестирование: когда идет в 5-й класс, предпрофильный 8-й и профильный 10-й. То есть трижды за эти годы он концентрирует внимание, «цементирует» знания (не случайно сейчас идут разговоры о том, что предполагается ввести ежегодную сдачу экзаменов, в каждом классе). В результате этих трех проверок в прошедшем учебном году большая часть ребят из общеобразовательного попала в класс химико-биологического направления. То есть школьник получает шанс хорошо выучиться.

В четвертом пункте я хочу сказать о тех формах, которые мы используем для повышения качества обучения.

В старшей школе действуют индивидуальные учебные планы. Благодаря небольшой наполняемости групп и увеличению количества часов через школьный компонент, в 10–11-х классах наши дети буквально «купаются» в предмете. Созданы все условия для того, чтобы они учились.

Также мы используем другую форму: объединяем параллель (например, английский язык, шестые классы) и делим учеников не по принадлежности к классу, а по уровню знаний. И у них опять повышается мотивация.

И последнее – это методика преподавания. К примеру, у учителей русского языка, биологии, химии и математики есть журналы, где выставлены оценки и вывешены темы, которые ребенок не изучил в течение полугода-года. Так и учитель, и родители, и сам школьник видят, какая тема «западает».

НОВЫЙ ХОД

Говоря о роли окружной методической службы в организации и проведении ЕГЭ, директор научно-методического центра Людмила Филиппова заострила внимание на пользе профильных лагерей.

Их цели:
– ознакомление учащихся с процедурой проведения ЕГЭ, правилами оформления бланков, нормативными документами;
– возможность пройти интерактивное тестирование;
– обобщение и систематизация изученного материала;
– решение заданий повышенного уровня различными способами (группа С) и знакомство с нормами их оценки;
– получение дополнительного опыта работы в Интернете;
– проведение психологической подготовки учащихся к итоговой аттестации, в том числе в форме ЕГЭ.

Предметные знания – только полдела

На круглом столе несколько выступлений было посвящено организации работы методических объединений образовательного учреждения. В частности, рассказом о практикуемой подготовке к ЕГЭ поделилась Елена Блайда, завкафедрой математики центра образования № 654:

– У себя на кафедре подготовленность к чему-либо мы понимаем как комплекс приобретенных знаний, умений, навыков, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. Посредством мониторингов мы отслеживали информационную, предметную и психологическую готовность учащегося к сдаче единого экзамена.

Глобальной проблемы с предметной подготовленностью мы, к счастью, не отметили. Но в двух остальных видах увидели пробелы. Таким образом, выделились наиболее актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ.

  • Содержание информационной работы с педагогами.

Многое приходится изучать с нормативно-правовой точки зрения и доводить до сведения учителей часто меняющиеся критерии.

Так как не у всех педагогов дома есть выход в Интернет, кафедра регулярно собирается, коллеги получают доступ к Сети, решают задания единого экзамена, потому что пока сам не пройдешь через эту ситуацию, невозможно предостеречь ребенка.

Наши действия следующие.

1. Информирование учителей на производственных совещаниях:

– о нормативно-правовых документах по ЕГЭ;

– о ходе подготовки к ЕГЭ в школе, районе и области.

2. Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:

– проведение пробных ЕГЭ, обсуждение их результатов;

– творческая презентация опыта по подготовке учащихся (на методической или научной конференциях в рамках школы);

– выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки детей к ЕГЭ (с учетом психологических особенностей школьников);

– психологические особенности одиннадцатиклассников.

3. Педагогический совет на тему «ЕГЭ: методические подходы к подготовке учащихся».

4. Направление учителей на семинары и курсы по вопросам ЕГЭ.

  • Содержание информационной работы с учащимися.

1. Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

– правила поведения на экзамене;

– правила заполнения бланков;

– расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернета).

2. Информационный стенд: нормативные документы, образцы бланков, правила заполнения, ресурсы Интернета по вопросам ЕГЭ.

3. Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.

4. Пробные внутришкольные ЕГЭ по различным предметам.

5. В библиотеке:

– папка с материалами по единому экзамену (нормативные документы, бланки по различным предметам, правила заполнения бланков, инструкции, ресурсы Интернета по вопросам ЕГЭ, перечень ресурсов библиотеки, рекомендации по подготовке к экзаменам);

– стенд с пособиями по ЕГЭ.

  • Содержание информационной работы с родителями.

Это тоже очень важный блок работы. Родители иногда переоценивают своего ребенка, рассчитывая на его учебу на подготовительных курсах в престижном институте или у хорошего репетитора. Но это не значит, что выпускник хорошо владеет знаниями.

1. Родительские собрания:

– информирование родителей о процедуре ЕГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов;

– информирование о ресурсах Интернета;

– оглашение результатов пробных ЕГЭ;

– рассказ о пункте проведения экзамена, пробном ЕГЭ в апреле.

2. Индивидуальное консультирование родителей (классные руководители, педагог-психолог).

  • Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ.

Может осуществляться в форме спецкурса (или элективного курса). Его цели: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, помощь в повышении уверенности в своих силах.

Методы проведения занятий разнообразны: групповая дискуссия, игры, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы:

– как подготовиться к экзаменам;

– поведение на экзамене;

– способы снятия нервно-психического напряжения.

Работа с учащимися проводится по их желанию – со всем классом сразу или выборочно. Также педагог-психолог может проводить индивидуальные консультации для детей во время подготовки к экзаменам.

  • Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

– Посещение администрацией уроков учителей-предметников, методическая помощь;

– включение в планы работы школьных методических объединений вопросов подготовки к ЕГЭ, дополнительных семинаров, курсов повышения квалификации;

– индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;

– привлечение ресурсов Интернета (в том числе дистанционное обучение) для подготовки к единому экзамену;

– широкий спектр элективных курсов, расширяющих программу базового обучения;

– психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки.

  • Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. По нашему мнению, в него следует включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ЕГЭ; оценок по контрольным, самостоятельным работам; результаты пробного внутришкольного ЕГЭ.

Такую работу проводят заведующие кафедрой и сотрудники, ответственные за единый экзамен. Они анализируют собранный материал, выносят для обсуждения на административных и производственных совещаниях и доводят до сведения родителей.

При данном подходе обеспечивается возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ.

Мониторинг – безусловно, замечательная вещь, но сейчас, по моему ощущению, его слишком много. Мы в школе всегда проводили собственные тестирования (после летнего отдыха, в конце первой четверти, по окончании полугодия и т.д.) и получали информацию о детях. А с тем мониторингом, который приходит в ОУ извне, – перебор: не успеваешь проанализировать его итоги, тогда как для меня важна не общая статистика по Москве, а положение дел в конкретном классе, с конкретным ребенком.

ПЛАНЫ

Рекомендации круглого стола:

1. Научно-методическому центру уделить особое внимание повышению квалификации заместителей директора 2–3-й ступеней по вопросам организации перехода на предпрофильное и профильное обучение.
Предусмотреть в своей деятельности обучение учителей-предметников по вопросам подготовки учащихся к новой форме аттестации.

2. Руководителям образовательных учреждений спланировать курсовую подготовку учителей-предметников по методике профильного обучения.

3. Руководителям ОУ продумать организацию доступа учащихся к Интернету для обучения на дистантных элективных курсах, дистанционной подготовки к ЕГЭ.

4. Учителям-предметникам разработать структуру и наполнение дифференцированной подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

5. Руководителям образовательных учреждений создавать условия для введения предпрофильной и профильной подготовки как обязательного условия для успешной аттестации в форме ЕГЭ.

6. Методическим службам совместно с органами управления образованием продумать дальнейшее развитие школьных профильных лагерей для учащихся 11-х классов в период школьных каникул.

7. Обеспечить организационную и методическую поддержку сетевого взаимодействия ОУ при переходе к профильному обучению.

8. Школьным психологам отработать систему цикла занятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ, определить возможные направление психологической работы с выпускниками по снятию напряжения и страха перед тестированием.

 

Рейтинг@Mail.ru