Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2008

Школьный уклад

Директор на уроке

Александр Наумович Тубельский останется в памяти как директор-оригинал. Он многое в своем знаменитом на всю страну научно-педагогическом объединении «Школа самоопределения» (на базе школы № 734 г. Москвы) устроил так, как нигде больше. Вспоминает Искра Васильевна ТАНДИТ, входившая в педагогический коллектив под руководством Тубельского.

Я работала здесь последние пятнадцать лет. Как все директора, Тубельский посещал уроки учителей. Он появлялся неожиданно, так же неожиданно прощался. Некоторых это раздражало, потому что Александр Наумович не только приходил, но и участвовал в занятии, вмешивался, имея цель, не всегда понятную учителю.

Вспоминаю два урока.

Первый.

…Знакомились с лирикой Пушкина. Стихотворение «Бесы». Звучала пластинка – читал Журавлев.

Тубельский:

Как он печально читает, я вам прочитаю совсем не так, дам просто зарисовку путешествия, да и размер стиха – как пляска:

«Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий…»…

Директор декламирует стихотворение наизусть. Дети замерли: необычное, быстрое чтение. И вдруг тот останавливается перед самыми последними строками:

– Нет, – говорит, – я, ребята, неправильно читал. Нужно передать состояние души автора, его чувства. Он же разговаривает с нами, и важно понять, почему и зачем поэт сел за чистый лист бумаги.

Неужели, читая по памяти, Александр Наумович не знал последних строчек? Знал, конечно, но хотел показать ученикам, как осторожно следует относиться к произведению, не забывая, что общаешься с гением.

Директор ушел, а мы стали вновь читать стихи и уже с первых строк слышали не «пляску», а завывание бури:

«Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна…»

Подтекст трагичен. Теперь можно говорить и о том, когда, почему было написано это стихотворение, каково состояние души поэта. Многие ученики уходят с урока, уже зная стихотворение наизусть.

…Второй урок.

Входит директор. Напряженное молчание.

– Какая тема сегодня?

Голоса из класса:

– Мы обсуждаем гоголевских помещиков и хотим понять, почему автор, рассказывая о Собакевиче, восклицает: «Эх, если бы все кулаки…» Раз за разом просматриваем текст, но затрудняемся.

Александр Наумович берет книгу и начинает мыслить вслух. Все внимательно следят за ходом рассуждения. И тут, казалось бы, близкий к завершению рассказ прерывается:

– Так что же в этой фразе: «Эх, если бы все кулаки…»? Не знаю. Буду думать. Сформулировать пока не могу, однако версии есть.

Он уходит, а ученики пишут в тетрадях свою версию. Многие из них потом находят директора, чтобы прочитать ему получившуюся работу.

Тубельский настаивал на том, чтобы учителя фиксировали на бумаге собственные находки, методы пробуждения интереса учащихся к предмету, к явлениям жизни. Статьи учителей из года в год становились лучше, Александр Наумович находил возможность напечатать их. Они обсуждались на педагогических пленумах.

А сам он вел основы государства и права. Один раз я пришла к нему на урок (директор работал погружениями и приглашал к себе всех желающих). Попала на отчет четырех мальчиков из 9-го класса о проведенном ими исследовании.

Ученики описывали судьбу «металлистов», живущих в их микрорайоне. Несколько лет назад им, еще маленьким, так нравились ребята в кожаных куртках с металлическими цепями, бляхами, пуговицами, смелость, раскованность. И как же сложились их судьбы сейчас, спустя пять лет?

Рассказывали подробно о каждом, но отметили общее: все теперь имеют семьи, воспитывают детей, работают и внешне не отличаются от других людей. Не сложились судьбы только у тех, кто позволил сломать свою волю водкой или наркотиками.

Директору-учителю оставалось только сделать вывод об общечеловеческих ценностях, которые ложатся в основу жизни, в основу государства.

Интересно, в какой-нибудь другой школе были такие уроки?..

Рейтинг@Mail.ru