Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2008

Тема номера

Подарите мне витраж!

На границе с Польшей расположена единственная в России школа, где на уроках ИЗО дети учатся создавать рисунки для ковров. И, должно быть, это одно из немногих образовательных учреждений, где окна украшают сделанные учениками витражи…

Озерск лежит среди озер и холмов на самом западе России. В 1725 году эти места лично посетил прусский король Фридрих Вильгельм I, давший права города маленькому прусскому поселению Даркемен.

Городок вошел в историю благодаря тому, что здесь появилось первое в Восточной Пруссии электрическое уличное освещение. Сразу после присоединения к СССР сюда перебрались 1730 российских семей. Среди первых переселенцев, прибывавших осваивать новые земли, были учителя, направленные сюда по путевкам Министерства просвещения.

Хотя после войны Восточная Пруссия лежала в развалинах, Даркемену повезло: он уцелел. (Позднее его облюбовали советские кинематографисты, снимавшие здесь «настоящую Европу». Зрители ни о чем не догадывались: фотогеничный городок лежал в 120-ти километрах от Калининграда, вдали от традиционных туристических маршрутов.)

Удивительно, что несмотря на бомбежки тут сохранилось даже школьное здание, построенное в 1906 году. Первым директором этой школы был Федор Петрович Качурин. Первого сентября 1946 года дети переселенцев сели за парты в старом здании, а еще неделю спустя прусский город Даркемен переименовали в Озерск.

Сегодня в Озерском районе проживают около семнадцати тысяч человек. Этот край, как и раньше, приветливо встречает тех, кто решил здесь поселиться: сюда на постоянное место жительства перебираются русскоязычные семьи из Средней Азии и Закавказья.

Старая школа прусского города Даркемена стала МОУ СОШ г. Озерска

«Жилье у нас дешевле, чем в Калининграде, – объясняют в администрации района. – И работу людям мы находим».

«У детей переселенцев иногда возникают трудности с учебой в российской школе, – рассказывает начальник отдела образования Озерского городского округа Григорий Соколовский. – По-русски хорошо говорят все: приезжающие к нам семьи – русскоговорящие. Трудности бывают с российской историей – у себя на родине дети осваивали ее поверхностно, а также с иностранным языком. Как правило, все ребята начинали изучать в своих школах английский. А у нас главным является наиболее востребованный родителями немецкий».

Сегодня вопросы школьной жизни волнуют в Озерском районе каждого: ведь расходы на образование стали самой значительной статьей в бюджете. При таком финансовом раскладе даже нет нужды вспоминать старый советский лозунг «все лучшее – детям».

Хватило пары лет, чтобы школьные библиотеки оказались укомплектованы богаче и разнообразнее, чем муниципальные. А экспозиции в старой городской школе Озерска теперь может позавидовать любой городской краеведческий музей. На значительную часть президентского миллиона администрация ОУ закупила выставочные шкафы с подсветкой и зеркалами, оборудовала просторное помещение с большим столом, за которым можно проводить тематические уроки и конференции.

Школа, живущая в старом прусском здании, носит имя Дмитрия Тарасова. В школьном музее хранятся личные вещи молодого военного инженера, посмертно награжденного орденом Боевого Красного Знамени. Этот выпускник Озерской школы погиб в мирное время в Афганистане, где занимался обезвреживанием противотанковых и противопехотных мин.

В Озерске соединились разные культуры. Среди достопримечательностей, которыми богат городок, не только старинные немецкие улочки. Рядом со зданием кирхи соседствует православный храм св. Александра Невского, а со старым прусским кладбищем – мемориал воинской славы

Экскурсоводы-школьники покажут вам ученическую тетрадь Дмитрия, пионерский галстук, любимую книгу «Сердце Бонивура»… А затем расскажут об истории городка, в котором был зажжен первый в Пруссии уличный фонарь, о советских солдатах, погибших при штурме Даркемена, о первых российских переселенцах Озерска.

Многие экспонаты подарили школьникам бывшие жители города, приезжающие из Германии посмотреть на родные дома и улицы. В школу нынешние иностранцы заходят потому, что там учились их отцы или деды…

«Конечно, школьное здание старое, – признают озерские учителя. – Детей много, приходится заниматься в две смены. В результате уменьшаются возможности для дополнительного образования, и это нас огорчает».

Тем не менее, Озерская школа прославилась благодаря любви детей к рисованию. Работы школьников ежегодно отмечаются на всероссийских и международных выставках. Только в прошедшем учебном году здесь состоялось 12 передвижных выставок. Среди обязательных тем – День победы, День космонавтики, «Путешествие по России»…

Стены школьных коридоров заняты работами детей, в которых используются редкостные технологии. Коллаж из перьев птиц, образы, созданные из разбросанных по листу букв, из произвольно разбрызганной или разлитой по бумаге краски.

Еще более праздничным и нарядным делают старое здание витражи в коридорах и на лестничных площадках. Ребята создают эти учебные композиции на уроках ИЗО. Сказочные цветы и узоры нарисованы на обычной технической кальке.

А еще Озерская школа, должно быть, единственное ОУ в России, где на уроках ИЗО дети знакомятся с искусством делать эскизы для ковров.

Но почему вдруг витражи и ковры?

У ленивого не получится хороший ковер…

Рассказывает Елена Григорьевна Грогуль, учитель ИЗО и черчения средней школы им. Дмитрия Тарасова.

– Как и все жители города Озерска, вы приехали сюда после присоединения Восточной Пруссии. Вы, наверное, жили в Средней Азии, если так любите и знаете ковры?

– Нет, я белоруска, училась в Витебске. В студенческие годы на меня произвел огромное впечатление Витебский ковровый комбинат. Нас, студентов, туда водили на экскурсию: нам показывали, как эскиз рождается перед художником на листе ватмана, как в огромных мастерских перед мастером на стенде лежит рисунок ковра, к которому надо подобрать нитки. Эскизы для ковров, объяснили нам, принимаются худсоветом, некоторые из них переделываются много раз, прежде чем пойти в производство.

– На уроке вы объясняете своим слушателям, что ковер – это, прежде всего, работа ума. Почему?

– Ковер можно читать, как книгу. Каждый художник в своем изделии хочет о чем-то рассказать, и у каждого народа, где развито ковроткачество, рисунок ковра состоит из отдельных значков, имеющих свой смысл.

Среди них – «облако», «лев», «желобок», «коробочка хлопка», «листок», «птичья лапа»… При этом у разных народов есть еще свои национальные неповторимые символы – у казахов юрта, у узбеков – коробочка хлопка… Ценность ковра – в количестве и разнообразии использованных значков.

Из истории известно, что выше всего котируются персидские ковры: в них самые филигранные рисунки и множество значков. Цвет ковра тоже имеет значение, иногда по нему можно определить, где он сделан.

В Белоруссии часто встречаются ковры синего и зеленого цветов, в украинских коврах – красно-черные акценты, в казахских подчас бывает вообще только два цвета – красный и черный. Персидские ковры – с очень мелким рисунком, охристые, черные, коричневые, желтые…

Сейчас в наш город переехало много семей из Армении. Я сразу же спросила у детей: знаете ли вы рисунки своих ковров и можете ли на их основе нарисовать свой? Один мальчик сделал очень интересную работу.

 

У значков, которые используются в коврах разных народов, есть свои названия

– На Востоке ковроткачество – это культура и традиция, передающаяся от поколения к поколению. Как вам удается сделать так, чтобы российские дети без подготовки рисовали композиции ковров?

– Подготовка к занятиям ведется серьезная. Дети работают над созданием рисунка для ковра на уроке декоративного рисования. Он является зачетным в 7-м классе. К нему мы приближаемся, начиная с 5-го класса: учим построению узоров в квадрате, полосочке, круге. Так что ребенок уже готов к созданию сложной композиции, состоящей из декоративных знаков. Обычно на это у нас тратится два урока.

Цветовое решение ковра я разрешаю закончить уже дома. Показываю, в каком варианте можно выполнить работу – в холодных или теплых тонах, как разбить один цвет на множество оттенков. Это кропотливый труд, нужно, чтобы ученики не мешали друг другу, хорошо все обдумали.

Изобретение рисунка ковра начинается с такой разбивки

– Дети должны хорошо уметь рисовать, чтобы составить композицию ковра?

– Обязательно. Ведь им нужно срисовать значки ковров. У меня собрано более двадцати разных символов, и я всякий раз стараюсь пополнить свою коллекцию. Самый трудный значок – таджикский лев. Из разряда сложных – «человек», «крылья гуся», «птица», «след верблюда». Конечно, тот, кто не уверен в своих силах, стремится взять значки полегче. Но у того, кто ленится, никогда не получится хороший ковер!

Работа кропотливая, в процессе урока ребята учатся композиции, цветоведению, аккуратности: ведь им необходимо смонтировать значки так, чтобы каждый занял свое пространство. Сначала на прямоугольнике листа выделяется кайма, потом он делится по диагонали. Образуются зоны – квадратики и треугольники. Каждый ищет понравившийся значок и варьирует его по своему усмотрению.

Я объясняю детям: не страшно, если один и тот же будет повторяться в вашем ковре много раз. Вы должны его дробить, выстраивая рисунок. Можно менять величину и направление символа. Значки «воронья лапа» или «крыло птицы», если их скомпоновать, могут составить цветок.

У всех может быть одинаковая разбивка, ковры получаются абсолютно разные. Сколько в классе учеников – столько и вариантов. Ведь ковер творится по индивидуальным законам: каждый старается выполнить его самостоятельно, а не смотреть, хорошо или плохо работа сделана у соседа.

И в этом отличие от той ситуации, когда класс получает задание нарисовать что-то с натуры. Я всегда поощряю детей, которые не просто копируют и варьируют значки, а составляют свои композиции. Лучшие работы мы традиционно выставляем в школе. На эту выставку обычно приходит смотреть весь Озерск.

Чтобы делать красивые витражи, надо изучать историю виражного искусства. На уроках ИЗО детей знакомят с лучшими образцами, созданными в этом жанре, в том числе – витражами готических соборов и… московских станций метро

– Есть ли будущее у этих эскизов? Пытались ли вы посылать их специалистам?

– К сожалению, в Калининградской области нет коврового комбината. И в школе у нас тоже нет возможности заняться ковроткачеством. Дети могут рисовать ковры только на бумаге. Но я стараюсь дать понять ребятам, что есть и такая работа, и что эти навыки могут им пригодиться. А вдруг!..

Зато после урока «Витражное искусство» у них гораздо больше возможностей реализовать свои умения: ребята начинают делать витражи у себя дома – в коридорах, на верандах. Получается очень красиво! У многих наших старых выпускников эти «витражи» висят до сих пор.

Старые школьные окна можно сделать нарядными, наложив кальку с рисунком на оконные рамы

– Работа над эскизом витража схожа с работой над созданием рисунка ковра?

– Нет, принципы иные. Здесь нет разработанной системы значков. Чаще всего дети помещают в свои витражи любимых сказочных героев. Я стараюсь им помочь, направить их фантазию.

За много лет мною собрана большая коллекция рисунков витражей. Очень выручают учебники, которые выпускаются в Литве. Часто показываю детям витражи Домского собора в Риге, где мне довелось побывать.

Вместе с учителем музыки мы уже несколько лет проводим интегрированный урок «Витраж и орган», когда звучит органная музыка, а мы рассказываем ребятам об истории витражного искусства. Раньше наша школа сотрудничала с замечательным, единственным в своем роде музеем витражного искусства в Литве. Мы могли даже возить туда наших учеников на экскурсии. Но теперь граница закрыта, так что детям трудно увидеть профессионально сделанный витраж, произведение искусства. Приходится все объяснять на словах.

Один из витражей вблизи

– Когда идешь по школе, кажется, что у вас на окнах – настоящие витражи. Когда присматриваешься, видно, что это рисунок на кальке. Почему вы не рисуете акриловыми красками по стеклу?

– Нам в школе этого не разрешают. Но витраж на кальке, который просто прилаживается к стеклу, – это легкая технология, дающая прекрасный результат! Рисунок наносится тушью, затем заполняется акварельными красками.

Раньше мы использовали фломастер, но выяснили, что через несколько лет он выгорает. Лучше всего для работы – петербургские акварельные краски «Нева», которые держатся на окнах под солнцем долгие годы!

У нас в школе теперь они есть: получив президентский миллион, мы смогли заказать не только восемь мольбертов, но и две коробки акварели – по 300 рублей каждая. Краски по такой цене я бы и себе не смогла позволить!

К сожалению, сейчас в школе поставили евроокна, рамы стали другими – и нам пришлось снять многие старые витражи. Но ничего, калька еще осталась, а кабинет ИЗО мы будем обустраивать – новые витражи на окнах у нас, надеюсь, еще будут!

Дети фантазируют, изобретая рисунки для витражей

***

…С каждым годом старому прусскому зданию на улице Суворова в городе Озерске все труднее вместить всех желающих. К началу занятий сюда стекаются ребята из окрестных поселков и деревень. Одних привозят школьные автобусы, других – родители. Многие папы и мамы говорят, что готовы сами каждый день возить сюда детей – лишь бы малышей зачислили в первый класс именно здесь.

Администрация района надеется иначе решить проблему: в Озерске планируется построить новое здание начальной школы. Тогда в старом будет меньше классов и уроков. А следовательно – больше возможностей для дополнительного образования.

«Мы очень на это надеемся!» – говорит директор школы Нина Антипьева.

Рейтинг@Mail.ru