Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2008

Тема номера

К новым страницам «Карьеры»…

Школы – как книги. Бывают большие и маленькие, захватывающие и скучные, такие, которые запоминаются надолго, и напротив – не оставляют никакого следа в душе. И дело не только в громком имени автора, количестве страниц или красивой обложке. Прежде всего, в школе, как и в книгах, нам интересны люди и события, проживаемые каждый день.

Негосударственная школа «Карьера» не отличается роскошной обложкой, дорогой глянцевой бумагой и качественной полиграфией. Конечно, старое двухэтажное здание, как любимую зачитанную книжку, берегут, «подклеивают» каждые каникулы. Но всякого, входящего в этот дом впервые, поражают не роскошные интерьеры.

Мы давно «переросли» стандартное частное образовательное учреждение (сегодня в «Карьере» учится и работает более 300 человек), но продолжаем жить по законам маленькой школы. Мы все – одно целое, одна семья, как высокопарно это ни звучит.

В школе любят каждого ребенка, уважают его интересы, знают о сильных сторонах и проблемах. Конечно, это помогает педагогам выстраивать (как сейчас модно говорить) «индивидуальную образовательную траекторию». У нас находится время, чтобы поговорить по душам, еще раз объяснить материал, позаниматься с тем, кто болел. В общем, стараемся делать все, чтобы ребятам было комфортно и интересно.

Но, к сожалению, среда небольшой частной школы, где каждого ребенка знают и берегут, не может в полной мере отражать реальный мир, который не всегда проявляет такую же доброжелательность и щепетильность. К тому же у ученика может сформироваться неадекватная самооценка (я самый хороший, меня любят и уважают в любой ситуации, я очень способный, я все могу).

Как сказал один наблюдательный человек, в государственной школе ребенок старается понравиться взрослому, а в частной – наоборот. Поэтому, попадая из частной школы в государственную, учащийся теряется и оказывается неспособным хорошо учиться и выстраивать отношения с детьми и взрослыми. И это не потому, что он недостаточно развит, или его «плохо научили, ставя отметки за деньги». Просто условия сильно различны, и далеко не каждый человек (даже взрослый) легко и быстро адаптируется в новой среде.

ем не менее, мы уверены в том, что и в небольшой школе можно подготовить ребенка к взаимодействию с большим миром. И стараемся создавать у себя такие условия жизни, которые помогают решать эту проблему.

В частности, на это работает придуманная и успешно применяемая нашим коллективом «Технология постановки и решения задач развития».

В начале учебного года на самом серьезном уровне осуществляется психологическая диагностика. Психолог–куратор класса (как правило, один специалист курирует 3–4 класса) проводит диагностику интеллекта, мотивации, памяти, внимания, а также социометрические исследования. Кроме того, организуется диагностика общеучебных умений и навыков, разработанная педагогами школы. Эти процедуры позволяют увидеть проблемы, ресурсы как каждого ребенка, так и класса в целом.

Когда информация собрана и проанализирована, наступает день психолого-педагогического консилиума. Это возможность в специально отведенное время получить полную информацию о классе, высказать свои соображения, поделиться сомнениями и находками.

В нашей школе каждый консилиум уникален, несмотря на имеющуюся общую схему его проведения. Секрет в том, что организаторы и ведущие этого мероприятия (классный руководитель и психолог) заранее договариваются о его цели.

«Как же так?», – спросите вы. Ведь она и так понятна – получение и обсуждение информации о классе, постановка задач развития, нахождение технологий и методов для их решения, то есть выработка стратегии и тактики педагогов по работе с конкретными детьми. Да, это общая цель. Но есть еще «подводная», о которой знают только психолог и классный руководитель. Например, разрушение стереотипа, сложившегося о классе или каком-либо ребенке.

Мы уверены в том, что и в небольшой школе можно подготовить ребенка к взаимодействию с большим миром.

У нас был класс, в котором педагоги не видели ничего позитивного, а замечали одни лишь недостатки: дети пассивны, агрессивны, не соблюдают элементарных правил поведения на уроке, плохо относятся друг к другу, да к тому же обладают весьма ограниченными интеллектуальными возможностями. Эти учащиеся достаточно быстро «поверили» учителям – еще бы, ведь соответствовать подобным ожиданиям взрослых так просто! Ребята даже стали гордиться этим.

Но классный руководитель решил изменить ситуацию. Совместно с психологом-куратором был расширен диагностический пакет путем включения в него тестов, результаты которых могли бы показать учеников совсем с другой стороны.

Так, были выполнены тесты включенных фигур Готшильда. Оказалось, что большинство способны принимать самостоятельные решения, опираясь на собственное восприятие и оценку текущих событий, могут отделять личное мнение от группового. Кроме этого, до консилиума классный руководитель и психолог выполнили несколько тренингов, которые продемонстрировали детям их другую, ресурсную сторону.

А одно из занятий проводили приглашенные психологи, которые не знали ребят раньше. С их точки зрения, представленная группа весьма необычна: эмоциональна, открыта, настойчива, чутка, любознательна, творчески одарена, способна поддерживать друг друга, но не терпит никакого давления.

На консилиуме были озвучены и результаты диагностики, и наблюдения за детьми. Педагоги обсудили ситуацию и пришли к выводу, что для этого класса необходимо создать условия, в которых все их сильные стороны смогли бы проявиться. Первым, специально спроектированным под эту задачу мероприятием, стал проектный день, посвященный личности и творчеству Леонардо да Винчи.

В результате проделанной работы мы помогли педагогам и учащимся начать диалог. С уверенностью можно сказать, что атмосферу, в которой подобное сотрудничество не просто возможно, но и приносит результат, реально создать в любом учебном заведении.

Уроки, внеклассные мероприятия, проектная деятельность, тренинги и индивидуальные беседы планируются в нашей школе не для красоты или «галочки», а с учетом конкретных проблем учащихся и классов. Кроме того, мы стараемся получить независимую оценку результатов деятельности наших ребят.

Конкурсы проектных работ и театральные фестивали, олимпиады различного уровня и международные экзамены по английскому языку – это далеко не полный перечень мероприятий вне школы, участвуя в которых ученики имеют возможность сравнивать результаты, увидеть свои сильные стороны и проблемы.

Мы попытались кратко пересказать содержание лишь некоторых глав нашей книги, пусть небольшой, но очень интересной. В ней каждый день появляются новые страницы…

Рейтинг@Mail.ru