Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2008

События

Как вы яхту назовете…

90 лет исполняется государственной системе внешкольного воспитания. История возникновения в лексиконе многомиллионного российского педагогического сообщества словосочетания «учреждение дополнительного образования детей» обросла легендами, мифами и сказаниями. Но при всем разнообразии версий о том, «где сидели и что говорили» Алексей Константинович Бруднов, Галина Петровна Буданова, Наталья Леонидовна Селиванова и другие участники спасения отечественной системы внешкольного воспитания, практически все рассказы сходились в одном, что название родилось случайно…

Помню, как на конференции в Ярославле в 1997 г. один чрезвычайно уважаемый мной человек, известный исследователь воспитания, весьма не лестно прокомментировал мои усилия по интерпретации формулы «учреждение дополнительного образования детей». И тем не менее я решил взяться за труд истолкования, рассуждая так: раз это понятие живет, употребляется, значит, определяет образ мысли российских педагогов.

Свое рассмотрение начнем с этимологии слов «дополнительный», «дополнять», «дополнить». Интересный материал дает осмысление названных лексем и синонимичных понятий в русском, английском, испанском, итальянском, латинском, немецком, французском языках.

Обратившись к словарям, удалось обнаружить более двадцати оттенков.

Анализ и синтез позволяют выделить четыре относительно самостоятельные, но пересекающиеся группы значений исследуемых слов:

  • Что именно объективно происходит в результате дополнения?

  • Что получает тот, к которому что-либо дополняют?

  • Чем отличается дополнительный от недополнительного?

  • Каково место дополнительного в сравнении с основным – недополнительным?

В предлагаемой статье мы попытались соотнести названные значения с нашими представлениями о жизнедеятельности учреждений дополнительного образования детей. Своеобразным теоретическим компасом выступала социально-педагогическая концепция д.п.н., профессора, члена-корреспондента РАО Анатолия Викторовича Мудрика.

Первая группа значений может рассматриваться в русле понимания сущности дополнения как действия. Определяющий, на наш взгляд, смысл соответствует понятию «комплиментарность», которое объясняется следующим образом.

Дополнение можно понять как действие, результатом которого является достижение полноты (дополнить – сделать полным), целостности, завершенности. Дополнительное образование детей, в отличие от основного, призвано «заполнять, наполнять сосуд доверху» («complere» – лат., «fill» – англ.). Оно обеспечивает «целостность», «полноту» личности, добавляя то, что способствует неповторимости – индивидуальности. Другими словами, школа дает нечто общее, нужное всем и каждому, а внешкольные учреждения дополняют разным материалом и по-разному.

Дополнительные занятия служат удовлетворению стремления принадлежать группе значимых сверстников или обрести новых друзей

Исходя из названных оттенков значений, можно предположить, что деятельность учреждений дополнительного образования детей представляет собой дополнение результатов школьного образования до целого путем: прибавления, присоединения, добавления (в буквальном переводе с итальянского и немецкого), ликвидации недостатков (с английского), развития, увеличения, расширения (с немецкого и английского), оптимизации (с латинского и испанского), уточнения, детализации, распространения (с латинского и английского), осуществления сложения, суммирования (с немецкого).

Главная особенность жизнедеятельности учреждений дополнительного образования детей состоит в том, что обеспечение личностной целостности, индивидуальности происходит за счет социально-профессиональных и культурно-досуговых проб (М.И. Рожков), позволяющих выстроить образ своей будущей жизни. В задачи учреждений данного вида входит содействие в профессиональном самоопределении учащихся, что обеспечивается предоставлением возможности выбирать сферу деятельности из предложенного перечня.

Индивидуальность развивается в данном случае за счет качественного и количественного приращения социального опыта личности, образования, разрешения тех или иных трудностей. Причем в идеале именно внешкольное воспитание содействует обретению учеником индивидуальности как целостности (завершенности).

Ситуация, когда учреждения дополнительного образования посещают дети старшего дошкольного и всего школьного возрастного спектра, приводит к тому, что в них социально-профессиональная и культурно-досуговая ориентация становятся длительными процессами постепенного уточнения интересов, восхождения к профессии или хобби. Происходит это путем многочисленных проб в сфере практической деятельности через углубление и расширение содержания образования, через освоение ребенком способов деятельности и представляет собой профилизацию (профессионализацию)*.

Профильная ориентация позволяет обоснованно и ответственно подойти к построению индивидуальной траектории собственного развития и ценностной ориентации, выбору уровня и формы обучения, конкретных образовательных учреждений.

Во второй интерпретации «дополнительного образования детей» – назначение для субъекта, для которого осуществляется дополнение, – обнаруживаются две составляющие.

С одной стороны, дополнение представляет собой удовлетворение, насыщение, исполнение заказа («fill» – англ.). Глагол «дополнить» означает «сделать приятное», «комплимент» («complere» – лат., «complir» – исп.).

С другой стороны, «дополнить» – это не что иное, как помочь, оказать помощь, поддержку («subsidium» – лат.).

Понятие «субсидарный» означает в традиционной терминологии зарубежной социальной работы – делегирование полномочий с верхнего уровня на более низкий.

Делегирование как особенность жизнедеятельности учреждений дополнительного образования детей. Перенося эти значения на изучаемую нами проблему, можно констатировать, что по назначению допобразование может быть истолковано как осуществление блага для отдельного человека (ребенка и его родителей), так и социальных групп.

В этом случае происходит передача полномочий в регламентации (по содержанию и организации) от общества непосредственно воспитаннику (его родителям). Данное обстоятельство может быть объяснено наличием компонентов, которые нужны не всем, а отдельным людям, группам и т.п. Другими словами, дополнительное образование предоставляет право выбрать то специфическое содержание, которое необходимо данному конкретному школьнику. Он сам (или вместе с родителями) это содержание и выбирает.

Другая сторона жизнедеятельности учреждений дополнительного образования детей – удовлетворение потребностей школьника, связанных как с долговременными существенными планами, так и незначимыми, ситуативными, эпизодическими, эмоциональными причинами (формирование как профессиональных, так и досуговых предпочтений).

В старшем школьном возрасте, когда профессиональное самоопределение начинает выступать важной задачей личностного развития, дополнительные занятия для части учащихся становятся основой профессионализации, но в конкретной сфере (или сферах) деятельности, которые оцениваются ими как наиболее вероятные направления освоения профессии. Дополнительное образование является также базой для формирования досуговых предпочтений – хобби, что должно рассматриваться как расширение пространства самореализации личности, способ повышения качества жизни.

На основании всего вышеизложенного в качестве особенности деятельности учреждений дополнительного образования школьников целесообразно назвать следующее – предоставление права выбора содержания детьми и родителями.

Данная особенность базируется на двух характеристиках дополнительного образования:

– добровольность вхождения в воспитательную организацию;

– разнообразие учреждений дополнительного образования по содержанию деятельности и организационной структуре.

Обучение является для ребенка добровольным, то есть исключает какое-либо принуждение. Это выражается в том, что его непосещение не может быть препятствием для продолжения образования.

В отличие от школы обучение в кружках является добровольным, а потому, как правило, не вызывает отрицательных эмоций

Добровольность также проявляется:

– в возможности согласиться или отказаться от участия в жизнедеятельности детского объединения в учреждениях дополнительного образования;

– в самостоятельном определении предпочтительного для ребенка содержания предметной деятельности, возможности выбора педагога;

– в характере (роль в деятельности и график посещения), длительности участия в жизни того или иного детского объединения.

Многочисленные учреждения предлагают различные виды занятий, и ребенок вместе с родителями выбирает детское объединение (состав участников, характер отношений), вид деятельности, педагога. Отсюда возникает такая специфическая черта учреждений дополнительного образования, как постоянная ориентированность на привлечение детей, так как от этого зависит для педагога возможность реализовать дополнительную образовательную программу.

Такой принцип комплектования детских объединений, как добровольность, создает необходимость обеспечить мотивацию участия в деятельности у учащихся.

Содержание деятельности ребенка в учреждениях допобразования, с одной стороны, включает непосредственное побуждение, заражение, вовлечение в совместную деятельность, а с другой – ориентирует на осознание значимости и ценности этих занятий.

Добровольность вхождения в воспитательную организацию в данном случае обеспечивается предоставлением возможностей выбора различных форм реализации себя, того или иного объединения, соответствующего интересам и наклонностям детей. Создание возможностей перехода из одного объединения в другое и переключения с одного вида занятий на другой в рамках одного объединения позволяет индивидуализировать сроки и темпы выполнения программ.

Разнообразие по содержанию деятельности и организационной структуре ярко проявляется в делении на одно- и многопрофильные учреждения. К однопрофильным учреждениям в соответствии с современной номенклатурой относятся те, которые реализуют дополнительные образовательные программы одной направленности (спортивно-технической, художественно-эстетической, военно-патриотической, научно-технической и др.), то есть это клубы, станции и школы.

Многопрофильные учреждения дополнительного образования детей к началу реформирования имели сложившуюся структуру, многочисленные детские коллективы, являвшиеся образцовыми в своих регионах, сильный преподавательский и методический состав, обладали хорошей материальной базой. В настоящее время многопрофильные учреждения, объединяющие несколько удаленных друг от друга филиалов, в большой степени ориентированы на работу с детьми по месту их жительства.

В помещениях детско-подростковых клубов нередко одновременно могут заниматься не более 15–30-ти человек (одна-две учебные группы). Поэтому в деятельности таких учреждений доминируют социальные функции – организация свободного времени детей, профилактика правонарушений и безнадзорности, педагогизация среды.

Третья группа значений также более относится к прилагательному «дополнительный» в смысле его качеств, свойств по отношению к иному (основному – недополнительному): чрезвычайный, усиленный, высшего сорта (в переводе с английского); аксессуар, при всей второстепенности значения служит элементом замысла произведения в целом (в переводе с французского).

Кроме этого, третья группа значений анализируемых слов позволяет понимать социальное воспитание дополнительного образования детей как создание условий для уникального (высокое качество, сложность и интенсивность действия) образования и индивидуальной педагогической помощи.

Страховочная особенность жизнедеятельности УДОД – обеспечение устойчивости воспитанника в неблагоприятных обстоятельствах взрослой жизни выпускника учреждения дополнительного образования.

Допобразование детей можно рассматривать как создание для воспитанника потенциалов в разных видах деятельности. В этом смысле оно закладывает определенный резерв выживаемости для ребенка в случае неблагоприятных обстоятельств.

В условиях достаточно быстрых изменений, происходящих в сфере производства, каждому работнику необходимо иметь запасные возможности для переквалификации, смены места работы и т.п.

Эксклюзивная особенность дополнительного образования детей состоит в том, что данный вид воспитательных организаций предлагает уникальное содержание: спортивная подготовка к участию в чемпионатах мира, Олимпийским играм, международным конкурсам в музыкально-исполнительской и других видах художественной и научной деятельности.

Опосредованная особенность. Весьма интересным представляется рассмотрение жизнедеятельности учреждения дополнительного образования через призму принципа дополнительности в социальной педагогике (А.В. Мудрик).

Для части учащихся занятия становятся основой профессионализации

Если воспитание (относительно социально контролируемая часть) дополняет процесс стихийной социализации, то в воспитательной организации, призванной «дополнять воспитание», акцент может быть сделан на уменьшении управляющего начала.

Возможность уменьшить регуляцию поведения воспитанников обеспечивается тем, что педагог занимается с относительно не многочисленной группой воспитанников (15–16 человек), соединяя как групповые, так и индивидуальные формы работы. Педагогическое взаимодействие в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательной школе различается и по своей сути, и в восприятии ребенка.

Педагог допобразования определенным образом «ограничен» в методах управления деятельностью и поведением воспитанника. В частности, речь идет о требованиях и методах наказания. Поэтому ребенок не испытывает страха и тревоги, общаясь с преподавателем. В данном случае педагог устанавливает отношения диалога, а активность детей в освоении содержания образования обеспечивается путем стимулирования их интереса. Преподаватель в глазах воспитанника является специалистом в привлекательном виде деятельности, поэтому ребенок для ее успешного усвоения готов к установлению контакта.

Другими словами, образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому воспитанником предмету.

Четвертая группа трактовок в большей степени связана со словом «дополнительный» и указывает на одновременное существование с чем-то иным, похожим или исполняющим сходные функции. Причем «дополнительный» является особым, отдельным, а также признается вспомогательным (в переводе с латинского и английского), второстепенным (с французского и английского), добавочным, побочным, подчиненным (также в переводе с французского и английского), существующим сверх нормы, программы (с английского).

Отсюда происходит и шестая группа особенностей.

Параллельная особенность дополнительного образования детей наиболее ярко проявляется, прежде всего, во взаимоотношениях с общеобразовательным учреждением. Ребенок посещает клуб по месту жительства, изостудию или класс скрипки музыкальной школы параллельно со школой, следовательно, перечисленные детские объединения выполняют функцию дополнения.

Существует объективная диалектическая зависимость дополнительного образования от основного, и заключается она в определении государством того содержания образования, которое является общим и обязательным. Содержание допобразования составляет то, что перестало быть общим и обязательным или еще не стало таковым.

Эта периферийность не принижает значения, а, наоборот, делает мощным средством гуманизации системы в целом.

Дополнительное образование, осуществляемое в различных учреждениях, отличается тем, что не является унифицированным. Оно ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых образовательных потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования.

Противопоставление дополнительного образования унификации массовой школы проявляется в его содержании и способах освоения. Дополнительная образовательная программа создается как методическое обеспечение образовательного процесса группы детей, состав которой определяется наличием у них той или иной образовательной потребности, что связано с возрастными особенностями, и с ценностями социальной, этнической, субкультурной групп, индивидуальными интересами и возможностями.

Вследствие этого дополнительное образование – не академическое, то есть не ориентировано в отборе содержания на основы наук. Его содержание может, во-первых, дополнять основное в аспекте применения знаний и умений (практическая направленность). Во-вторых, восполнять имеющиеся, с точки зрения потребностей повседневной жизни, «пробелы» в содержании основного образования (утилитарная направленность). В-третьих, оно часто имеет междисциплинарный, синтетический характер.

Таким образом, эта сфера тем шире, чем более академичен и унифицирован характер основного (массового школьного) образования.

Дополнительные занятия могут служить для удовлетворения потребностей, возникновение которых не связано с жизненными планами личности, а обусловлено актуальной ситуацией жизнедеятельности – эпизодический интерес, стремление принадлежать группе значимых сверстников, обрести новых друзей и т.п.

Учреждения дополнительного образования в государственной системе объективно играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается как в определении содержания организуемого социального опыта и образования, так и подстройке порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.

Подведем итог нашему лингвистическому и социально-педагогическому опусу. Как бы ни развивалась отечественная система образования, главное, чтобы отношение к дополнительному образованию не исходило из понимания дополнительного как излишнего, существующего сверх необходимости.

Рейтинг@Mail.ru