Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2008

Информатизация

Мониторинг, портфолио и электронные пособия

Хлынувший в школу поток компьютеров, интерактивных досок, мультимедийных ресурсов, с одной стороны, заметно оживил образовательный процесс, сделал его интереснее и ярче как для детей, так и для педагогов, с другой – потребовал от администрации и учителей иного уровня знаний и новых умений. У всех появилось понимание того, как важно использовать технические ресурсы не только в рамках учебного процесса, но и для решения управленческих задач, проведения мониторинга, сбора и анализа информации…

В школе № 3 поселка Рыбное Рязанской области идею создания информационно-коммуникационной среды восприняли очень благосклонно.

За 40 лет существования (в этом году образовательное учреждение как раз отметило эту юбилейную дату) здесь сложился определенный микроклимат, традиции, которые поддерживаются каждым новым поколением учеников и учителей. Тем более что педагогический коллектив на 50% состоит из выпускников. Школа работает и как центр эстетического воспитания. Праздники танца, музыки, литературные вечера стали традиционными и собирают всех жителей города.

При выборе модели развития своего ОУ управленческая команда сделала особый акцент на информационные технологии. Ниже представлены проекты, реализуемые в рамках этого направления. Надеемся, что они будут полезны в вашей повседневной практике и подтолкнут к новым шагам и идеям.

Проект «Информационные технологии в управлении развитием образования в школе»

Цель проекта – создание информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей:

– системность и оперативность управленческой деятельности администрации по развитию образования;

– методическую деятельность по анализу качества образования, состояния преподавания в школе и уровню профессионализма педагогов;

– мониторинг результатов достижений учащихся в познавательной, проектной и других видах деятельности;

– повышение информационно-коммуникационной компетентности учащихся, педагогов и руководителей школы.

Задачи:

– обеспечение рабочего места директора, заместителей директора компьютерной техникой;

– приобретение программного обеспечения, регламентирующего деятельность работников образования: net-персонал, образовательные программы (обучающие, контролирующие), мультимедийные средства и др.);

– формирование информационного пространства виртуального объединения педагогов в сети Интернет: представление в ней опыта работы на собственном веб-сайте;

– обеспечение информирования о сетевых информационных ресурсах по всем областям знаний;

– разработка дидактических материалов, методических пособий, электронного методического сборника для проведения уроков, внеклассных мероприятий с использованием мультимедийных, аудио- и видеотехнических средств.

Концепция развития информационных технологий как средства мониторинга качества образования

В основу концепции положена идея создания электронного портфолио ученика с момента его предшкольной подготовки до выпуска с возможным отслеживанием продвижения по жизни в течение ряда последующих лет.

В портфолио фиксируются все значимые успехи и затруднения ребенка во всех пространствах его образовательной траектории в определенном порядке, который установлен перечнем личностных и деятельностных характеристик, содержащихся в целевой модели выпускника.

Каждая характеристика складывается из набора целевых индикаторов (показателей). Образовательная траектория подразделяется на этапы, которые ребенок последовательно проходит от первого дня пребывания в школе до ее окончания.

Каждый из них содержит информацию о пространствах образовательной деятельности ученика, существующих в ОУ. Индикаторы распределяются таким образом, чтобы можно было определять, какие характеристики закладываются в ребенке, каков уровень их сформированности, как протекает процесс их создания, что этому препятствует.

Такая структурно-логическая схема электронного портфолио делает «прозрачным» образовательное движение ученика в каждой его точке. Это способствует организации педагогического и управленческого мониторинга индивидуального образовательного пути ребенка.

Результатом мониторинга является структурированный материал, важный для анализа и построения проектов педагогического воздействия на ученика, коррекции способов его деятельности, в целом для построения системы педагогического управления индивидуальной образовательной траекторией.

Весь образовательный процесс становится строгим, последовательным «выращиванием» заложенных в целевой модели выпускника личностных и деятельностных качеств. Следовательно, электронный портфолио представляет собой весьма действенное инновационное средство для перехода школы к работе на основе индивидуального подхода. При соответствующем научно-методическом, психолого-педагогическом, социально-педагогическом, управленческом обеспечении он перерастает в личностно ориентированный.

Электронный портфолио позволяет аккумулировать максимально возможный объем структурированной под стратегическую цель деятельности школы информации о каждом отдельно взятом ученике, открывает к ней свободный и быстрый доступ всем субъектам, имеющим отношение к образовательному процессу, его качеству, в том числе самому ребенку.

Ученик сначала при помощи педагога, а на старшей ступени обучения самостоятельно, получает эффективный инструмент формирования своего маршрута развития и способности самоопределения, построения проектов адекватной самореализации в разных учебных и жизненных ситуациях.

Педагог в электронном портфолио получает необходимые данные для адаптации программного материала учебного предмета к микрогрупповым, индивидуальным и личностным потребностям, интересам и особенностям учащихся. Таким же образом адаптируются программы кружковых занятий, дополнительного образования, воспитательной работы.

Работа с электронным портфолио открывает перспективы внедрения и применения более широкого спектра инновационных средств и способов педагогического воздействия, создает предпосылки для того, чтобы педагогическая деятельность в школе стала преимущественно инновационной, саморазвивающейся.

Эта задача становится главной в работе методической службы. Индивидуальные портфолио группируются по классам. Их содержание и динамика изменения становятся предметом обсуждения методических групп и объединений педагогов, ведущих учебную и воспитательную работу в конкретном детском коллективе, исходным материалом для разработки и принятия решений по управлению в его рамках образовательным процессом.

На общешкольном уровне значительно повышается оперативность, надежность и результативность усилий организационного и методического обеспечения неразрывности, преемственности обучения от класса к классу, от начальной ступени до полного среднего образования.

Диагностичность и системная последовательность целевых индикаторов электронного портфолио позволяет перейти к более точным технологиям и структурно-логическим схемам управления школой на основе системно-деятельностного подхода в режиме саморазвития.

В целом содержание работы, ее структурно-логическая схема, последовательность и системная согласованность образовательных процессов, управление ими, деятельностью всего образовательного учреждения на основе электронного портфолио позволит существенно повысить качество образования.

Предполагаемые этапы работы

I этап – 2006–2007 гг.

  • организация системы постоянно действующего семинара по овладению компьютерной грамотностью всех участников образовательного процесса в школе;

  • информирование о возможностях использования образовательных услуг в сети Интернет;

  • приобретение 2-х мультимедийных кабинетов и приобщение педагогов к использованию информационных технологий в образовательном процессе;

  • создание локальной сети школы на 8 портов и общедоступного центра;

  • формирование банков информационных данных: педагогических, диагностических, социологических, аналитических и др.;

  • создание интерактивного веб-сайта в сети Интернет и его поддержка в режиме реального времени;

  • обеспечение образовательного процесса лицензионным программным обеспечением и мультимедийными источниками информации;

  • разработка показателей электронного портфолио ученика с целью организации педагогического и управленческого мониторинга;

  • проведение мониторинга личностных, деятельностных показателей компетентностей ученика для сбора информации в его электронный портфолио.

II этап – 20072008 гг.

  • апробация информационных технологий обучения в образовательном процессе и обеспечение кругооборота аналитической информации для администрации школы;

  • организация системы мониторинговых исследований уровня применения информационно-коммуникационных средств в деятельности руководителей школы (использование информационных ресурсов во внутришкольном мониторинге, создание электронных портфолио учителей, сбор и хранение аналитической информации о состоянии образования в школе, систематизация и структурирование ее с помощью компьютера; формирование банков данных);

  • оценка деятельности педагогов, применяющих информационные технологии в образовательном процессе по следующим показателям:

– использование цифровых образовательных ресурсов на уроке;

– проведение мониторинговых исследований качества образования по предмету;

– использование результатов педагогического и психологического, медико-физиологического мониторинга при планировании и проведении урока;

– прогнозирование результатов обучения каждого учащегося и класса в целом с использованием компьютера;

– оптимизация распределения учебного времени внутри предмета и по классу в целом с помощью компьютера;

– оптимальный выбор форм и методов работы на уроке с применением компьютера;

– наилучшее сочетание управления и самоуправления учебно-познавательной деятельности на уроке при использовании ИКТ;

  • сбор информации о деятельности педагога в электронном портфолио, организация мониторинга и оценка уровня профессионализма;

  • анализ, рефлексия и стратегическое регулирование процесса развития образования в школе с помощью компьютера.

Ожидаемые результаты:

  • обеспечение информатизации процесса обучения по всем областям знаний;

  • освобождение от рутинной работы, снижение формализации управленческой деятельности администрации школы;

  • развитие творческого потенциала педагогов в выборе оптимальных средств, способов организации образовательного процесса за счет использования информационно-коммуникационных технологий;

  • повышение компьютерной грамотности всех участников образовательного процесса (администрации, педагогов, учащихся);

  • повышение качества образования в школе.

Рейтинг@Mail.ru