Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2008

Education

Танец на трех сценах

Реформирование образования напрямую связано с развитием общества. Эта аксиома давно не нуждается в подтверждениях. Самым ярким тому доказательством служит система образования Финляндии, которая уже много лет по своей эффективности удерживает первые места в ряде мировых исследований.
Напомним, что такие успехи пришли к этой северной стране «не вдруг», а были следствием целенаправленных структурных перемен всего государственно-общественного устройства. При этом реформа системы образования стала ядром проекта социальных переустройств*.
Другие европейские страны, учитывая стремительно меняющийся на глазах мир и позитивный опыт зарубежных коллег, в последние годы тоже интенсивно взялись за преобразования в школах.
Некоторые отечественные эксперты, основываясь на данных международных исследований, не устают говорить о том, что российская система образования существенно отстает в развитии. Специалисты утверждают, что у нас отсутствуют условия для запуска и реализации инновационных процессов, направленных на изменение качества образования.
А что же делается в этой области у наших соседей на западе? Какие проблемы они пытаются решить? Материалы следующих страниц расскажут вам о тенденциях реформирования школы в некоторых европейских государствах и помогут сопоставить российские и зарубежные принципы, идеи и подходы к нововведениям.

_______________

* В начале 2008 года наша газета выпустила брошюру, посвященную секрету финского успеха в области образования.

Чехия – одна из стран, с которой у России во второй половине XX века были схожие проблемы в политике и экономике. Но время многое изменило. Тысячи туристов, приветливые лица, сверкающая чистота и европейский порядок… Однако ситуация с реформированием системы образования у чехов похожа на нашу.
О ключевых факторах реформы в Чехии и некоторых европейских тенденциях в управлении школой рассказывает профессор Университета Брно, эксперт комиссии Совета Европы по реформированию образования Милан ПОЛ (Milan Pol).

Милан Пол

– Господин Пол, расскажите, пожалуйста, об основных направлениях реформирования чешской системы образования.

– Реформу образования в нашей стране можно условно разделить на два периода. Первый – это начало 90-х годов, когда школа перестала быть исполнительной организацией, и директора избавились от необходимости постоянно соблюдать правила игры, навязанные свыше. Эксперты политики образования «рисовали» образ идеального образовательного учреждения – самостоятельно развивающейся организации, работающей в автономном режиме. Сегодня некоторые говорят, что те времена были просто периодом безвластия, когда школы могли творить все, что хотели.

Постепенно все пришли к тому, что необходима не просто свобода, но и ответственность.

Около пяти лет назад начался второй этап реформы образования. Мы перешли к более радикальным шагам и определили три первоочередные задачи:

  • разработка учебного плана на двух уровнях: национальном и школьном;

  • принятие специального закона, который заставит школы регулярно проводить самооценку;

  • развитие во всех ОУ системы школьных управляющих советов, которые должны состоять исключительно из учащихся, родителей и представителей местного сообщества (в равных долях).

– В чем суть нового учебного плана и как соотносятся между собой национальный и школьный уровни?

– Национальный учебный план разработан Институтом педагогических исследований, входящим в состав чешского министерства образования. Он носит рамочный характер и охватывает девять областей обучения плюс две дополнительные сферы: язык и языковая коммуникация; математика; информационные технологии; человек и его мир; человек и общество; человек и природа; человек и здоровье; культура и искусство; человек и мир труда. Две дополнительные области – иностранный язык и драматическое искусство.

Это так называемый «скелет» реформы, который наполняется горизонтальными связями между предметами и личными, социальными отношениями между человеком и образованием. Мы стремимся к тому, чтобы люди в Чехии получили образование, помогающее им жить в демократическом обществе, понимать процессы, происходящие в Европе и во всем мире, анализировать информацию масс-медиа и т.д.

Школьный учебный план образовательные учреждения создают самостоятельно. В нем прописывается, что именно надлежит знать ученику в определенный период пребывания в школе. На уровне педагогического коллектива должна существовать договоренность о хронологии обучения, о том, как разные предметы помогают ребенку создавать целостную картину мира.

Признаюсь честно: многие руководители чешских образовательных учреждений недовольны тем, что их коллективы должны сами разрабатывать учебные планы. Они выражают сомнение, будет ли это сделано хорошо, ведь раньше никто не ставил перед учителями таких задач.

В то же время эта сторона реформы помогла расширить рамки общения учителей. Они вынуждены были договариваться между собой, разрабатывая учебные планы, советоваться с коллегами из других образовательных учреждений, делиться сомнениями.

– А как обстоят дела с двумя другими направлениями?

– Во многих образовательных учреждениях проведение самооценки своей деятельности уже стало обязательным. Наша задача в рамках реформы – научить педагогические коллективы, учащихся и родителей оценивать работу школы в целом.

Такая работа очень нужна. Она приводит к открытости школы, диалогу с внешним миром.

Третий элемент нашей реформы – это создание системы школьных управляющих советов. Мы приняли решение, что директора школ не должны участвовать в самих встречах, а имеют право лишь помочь начать работу, предоставить помещение. Приходить на заседания совета они могут только тогда, когда их туда приглашают.

Многие руководители никак не могут смириться с таким жестким подходом, недоумевая, как можно обсуждать проблемы школы без них. Поэтому наша задача – организовывать как можно больше семинаров на эту тему, приводить примеры успешной работы управляющих советов, составлять рекомендации, проводить тренинги.

Милан, как эксперт еврокомиссии по реформированию образования вы, наверное, бываете в разных странах. Каковы сегодня общеевропейские тенденции в системе образования?

Одна из наиболее ярких тенденций – это децентрализация школы. У директоров появляется все больше комплексных задач и разного рода дел, требующих взаимодействия с внешней средой. Образно говоря, они вынуждены «танцевать» одновременно на трех сценах.

Первая сцена – та, где школа выступает исполнителем разного рода требований. При этом неважно – большая она или маленькая, расположена в городе или сельской местности. Так или иначе, ОУ должно выполнять вполне конкретные педагогические, гигиенические, экономические и другие требования.

Школа как сообщество – это вторая сцена. Здесь руководитель должен проявить себя тонким дипломатом, психологом, стратегом, координатором работы всех участников образовательного процесса.

Ну и третье место приложения директорских сил – это, конечно, работа с детьми. Задача руководителя – создать определенную атмосферу, среду, в которой ребятам будет комфортно, уютно и интересно.

Одинаково успешно «выступать» на трех сценах крайне сложно. И многие руководители ОУ сетуют на то, что зачастую, уделяя внимание одной проблеме, другие «повисают» в воздухе. Но жизнь не стоит на месте и нужно учиться новой тактике управления.

Рейтинг@Mail.ru