Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2008

Партнерство

Особые уроки

Эксперимент помогает коренным малочисленным народам Севера

Сегодня, когда в стране реализуется приоритетный нацпроект «Образование», направленный на поддержку лучших учебных заведений, учителей, одаренной и талантливой молодежи, вопросы организации и развития социального партнерства, взаимодействия системы образования с другими институтами общества не только не утратили своего значения, но стали еще более актуальными.

В педагогической прессе сейчас нет недостатка в публикациях, посвященных данной тематике. В ней встречается такое определение: «Социальное партнерство («partnership» – англ.) – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития».

Вместе с тем, по нашему мнению, в современных условиях социальное партнерство – это, скорее, система выстраивания взаимоотношений учебных заведений, общественных организаций и политических партий, органов государственной власти и местного самоуправления, объединений работодателей, средств массовой информации для инновационного развития системы образования, являющегося фактором экономического, социального и духовного становления гражданского общества.

Аксарковская школа-интернат среднего (полного) общего образования полностью поддерживает эту идею и пытается наладить сотрудничество с представителями науки, культуры, бизнеса, всеми заинтересованными ведомствами и общественными организациями, с родителями и работодателями.

Немного о самой школе.

Это образовательный и культурный комплекс села Аксарка, находящийся в районном центре Приуральского района Ямало-Ненецкого АО, в 60-ти километрах от Салехарда.

Здесь учатся дети коренных малочисленных народов Севера (КМНС), а также ребята других национальностей. Для школьников, чьи родители ведут кочевой образ жизни в Байдарацкой и Воркутинской тундре, при школе есть интернат, самый крупный в ЯНАО по количеству детей хантыйской национальности. Здесь в учебное время года ребенок находится на полном государственном обеспечении.

Наряду с базовыми предметами учебного плана в образовательном учреждении преподаются дисциплины национально-регионального компонента: родной язык, культура, география и экономика Ямала. На основе этнопедагогики народов Севера создана система воспитательной работы. Администрация и педагогический коллектив плодотворно сотрудничают с ЯНОИПКРО по вопросам сохранения этнокультурных традиций народов ханты и ненцы.

В образовательной системе Приуральского района школа-интернат занимает ведущее место. В учреждении трудится высококвалифицированный коллектив, причем самый крупный в Приуральском районе. Образовательная система школы имеет сегодня многолетние традиции, хранителями которых являются педагоги, проработавшие здесь не один десяток лет. Они передают их от одного поколения учащихся к другому.

Авторы экспериментальной программы должны обладать высокой коммуникативной культурой, элементами дипломатического искусства, чтобы в ходе переговорного процесса руководитель учреждения, которого вы видите впервые, понял значимость и новизну инновационной программы.

В Аксарке ребята посещают Центр детского творчества, детско-юношескую спортивную школу, детскую школу искусств, центр национальных культур, в которых занимаются учащиеся и воспитанники школы-интерната. Образовательное учреждение взаимодействует с Комитетом по культуре и молодежной политике, Комитетом по труду и социальной защите, молодежным центром, спортивным комплексом, центром занятости населения.

Активное включение воспитанников интерната в систему социальных отношений – в сотрудничестве с советом ветеранов (шефство над мемориальным комплексом), с молодежным центром, районной детской библиотекой, районным краеведческим музеем, центром занятости населения. Для воспитанников и жителей села проводятся различные мероприятия: выставки прикладного искусства, дни открытых дверей и др.

Сегодня у нашей школы-интерната имеется целый ряд основных социальных заказчиков.

Государство не имеет права покидать социокультурное пространство, так как в современном обществе встают задачи создания новой культурно-образовательной идеологии, определения цивилизованных основ культурно-исторического развития, соответствующих глобальным межгосударственным и национально-региональным переменам. Государство рассчитывает на освоение выпускниками школы-интерната государственных образовательных стандартов.

Родители хотят, чтобы их дети получали глубокие прочные знания. Однако диагностика «Моя школа и будущая профессия», проведенная в школе-интернате среди учащихся и родителей, показывает: подавляющее большинство опрошенных (более 90 процентов) отмечает слабые контакты между школой-интернатом и системой начального, среднего и высшего профессионального образования не только в аспекте преемственности и его содержания, но и в подготовке к будущей профессиональной деятельности. В последнее время растет процент родителей, для которых главное не оценки, а комфортность пребывания их детей в школе, т.е. психическое здоровье.

В последнее время приобретает все большую актуальность региональный заказ. Специфика Крайнего Севера, с одной стороны, диктует необходимость формирования у выпускников знаний, умений, навыков, необходимых для ведения традиционных отраслей хозяйства: оленеводства, рыболовства, охоты. С другой – требует подготовки квалифицированных кадров для работы на месторождениях Полярного Урала, газовых месторождениях Ямала.

Проблема заключается в необходимости привлечения квалифицированной рабочей силы из других регионов России, иных государств, следствием чего является постоянная миграция (если население Приуральского района около восьми тысяч человек, то ежегодно более одной тысячи уезжает, и такое же количество приезжает). При этом следует отметить, что привлечение иностранной рабочей силы осуществляется в условиях, когда многие местные жители являются безработными (по данным центра занятости населения Приуральского района, на учете состоит 313 человек, из них 183 – представители коренных малочисленных народов Севера). Хотя в Приуральском районе сегодня востребованы рыбаки, ветеринарные врачи, фельдшеры, механики, мотористы, газоэлектросварщики, трактористы, штукатуры-маляры, плиточники-отделочники.

Потенциальный работодатель желал бы видеть предприимчивых, мобильных и ответственных ребят. И не особо важно, «нашпигованы» ли выпускники знаниями или нет. Главное – это умение работать в команде, быть лидером.

Для армии главный показатель качества образования – это сформированность патриотизма и гражданских качеств, здорового образа жизни. Большое значение придается физической подготовке выпускников.

Приоритетом для вузов и ссузов являются, конечно, знания абитуриентов, их способность к продолжению образования.

На основе всестороннего анализа проектная группа получила структурированную (по приоритетности) совокупность проблем (см. Приложение).

рограмма эксперимента предполагает совместную деятельность школы-интерната с учреждениями профессионального образования, обеспечивающую учащимся (воспитанникам) возможность освоить образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений. Поэтому разработчики начали поиск возможных партнеров в городе Салехарде.

На этом пути произошло знакомство с руководителями Салехардского педагогического колледжа народов Крайнего Севера им. А.М. Зверева, Ямальского Полярного агроэкономического техникума, Салехардского медицинского училища, ПУ-12.

Авторы экспериментальной программы должны обладать высокой коммуникативной культурой, элементами дипломатического искусства в связи с тем, что в ходе переговорного процесса руководителю учреждения, которого вы видите впервые, требуется понять значимость и новизну инновационной программы, ее цель, предполагаемые результаты и перспективы. В этом случае начинается коллективная работа по подготовке нормативной базы, определению предмета приложения совместных усилий, взаимных обязанностей сторон и т.п.

Деятельность школы-интерната начала широко освещаться в муниципальных и окружных средствах массовой информации (ИА «Приуралье», газета «Красный Север», журнал «Ямальский меридиан»).

Гостями ОУ были депутаты Государственной Думы РФ, члены Совета Федерации, председатель Тюменской областной думы, представители Государственной Думы ЯНАО, заместители Губернатора ЯНАО, сотрудники департамента образования ЯНАО и многие другие. Встречали даже делегацию гостей из Канады.

Для укрепления материально-технической базы школа-интернат активно сотрудничает с заинтересованными организациями: так, Тюменской областной Думой выделены значительные финансовые средства для строительства Дома детей оленеводов, на приобретение автомобиля «Газель». Интернат широко привлекает средства спонсоров (ЗАО «Спецтеплосервис», ЗАО совхоз «Байдарацкий», Приуральское районное потребительское общество, ЧП «Юпитер», ЧП «Лидия») на приобретение компьютерной, аудио- и видеотехники, мебели, инвентаря для совершенствования образовательного процесса.

Год назад инновационный проект Аксарковской школы-интерната по теме «Модель предпрофильного и профильного обучения, ориентированная на традиционные отрасли хозяйствования и этнокультуру коренных малочисленных народов Севера», был поддержан Управлением образования Администрации МО Приуральский район.

Особое место в социальном диалоге принадлежит департаменту образования ЯНАО. По поводу инновационного характера развития окружной системы образования здесь имеют принципиальную позицию. Трудно переоценить научную, информационную, методическую помощь, которую оказали ОУ при оформлении проекта в соответствии с новой региональной системой оценки качества образования.

Благодаря этому было получено положительное заключение Регионального экспертного совета, и приказом Департамента образования Аксарковской школе-интернату присвоили статус окружной экспериментальной площадки сроком на 4 года.

С сентября прошлого года мы работаем в экспериментальном режиме. Реализуется модель организации профильного обучения, которая состоит из физико-математического, информационно-технологического, естественно-научного, социально-гуманитарного, оборонно-спортивного профилей. А в этом учебном году выпускники одиннадцатого кадетского класса окончили школу по специальности «пожарный-спасатель».

Разработаны нормативные документы, регламентирующие предпрофильное и профильное обучение.

Ольга ОЛЬШЕВСКАЯ,
директор,
Андрей ИОНОВ,
замдиректора по ВР,
Аксарковская школа-интернат,
Приуральский район,
ЯНАО

Документы

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определила, что «стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями».

При этом одной из приоритетных задач является развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

«Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», одобренные на заседании Правительства России, определили, что «конструктивное сотрудничество образовательных учреждений и общественных организаций должно стать основой не только формирования общечеловеческих ценностей у молодого поколения, но и способом, обеспечивающим участие образования в строительстве гражданского общества». Реализация приоритетных направлений развития системы образования строится на основе стратегического партнерства государства, общества и бизнеса.

Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 гг. констатирует, что «современная российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в решении вопросов образовательной политики».

При этом одним из направлений, по которому оцениваются социальные эффекты реализации программы, является расширение социального партнерства и использование определенных принципов в управлении образованием, а именно: развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования (увеличение удельного веса ОУ, имеющих попечительские, управляющие общественные советы) и в системах регионального образования (увеличение удельного веса субъектов Российской Федерации, обладающих общественно-гражданскими институтами, участвующими в управлении образованием).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Структурированная (по приоритетности) совокупность проблем

Проблемы результатов образовательной деятельности

1. Возрастает количество выпускников, поступающих в профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения, однако все выпускники (в том числе значительная часть выпускников из числа КМНС, которые после окончания основной школы возвращаются в тундру) не получают знаний и умений, необходимых для освоения традиционно тундровых профессий и профессий промышленного освоения Севера.

2. Подавляющее большинство учащихся 9–11-х классов и их родителей отмечают необходимость создания центра профилизации и планирования карьеры учащихся (воспитанников), ориентированного на подготовку к освоению программ среднего и высшего профессионального образования, на поддержку традиционных профессиональных занятий жителей Северного региона в стенах Аксарковской школы-интерната.

3. У многих учащихся отсутствует готовность к самоопределению и самостоятельному выбору профессии и планированию своей судьбы, значительная часть выпускников не знает региональных потребностей в кадрах и о наличии вакансий.

4. Выпускники из числа КМНС недостаточно подготовлены к ведению традиционного образа жизни, к традиционным занятиям жителей Севера (рыболовству, оленеводству, народным промыслам).

5. Снижение успеваемости в классах, где занимаются дети КМНС ввиду недостаточной подготовки тундровых детей к школе.

6. Выпускники, освоив программы полного среднего общего образования, недостаточно адаптированы к условиям рыночной экономики, не знают основ экономики, права, предпринимательства.

Проблемы УВП

1. Учащиеся 2–3-й ступеней в учебной и внеучебной деятельности не осваивают программы предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе кооперации с учреждениями профессионального образования.

2. Также они не изучают основы предпринимательства, экономики, права, социологии, психологии. Настоящий спектр предметов школьного плана не способствует адаптации учащихся к условиям рыночной экономики.

3. В учебном плане сокращены до минимума часы по предмету «технология». Подавляющее большинство детей не занимается производительным трудом.

4. Внеучебная деятельность не формирует уважительного отношения к труду, к рабочим специальностям.

5. В УВП недостаточно применяются здоровьесберегающие и другие современные педагогические технологии.

6. Только часть учащихся (наиболее подготовленная физически) занимается в спортивных секциях, отсутствуют занятия для детей с ослабленным здоровьем.

7. Внеклассные мероприятия зачастую лишены двигательной активности, сводятся к конкурсам рисунков и т.д. Мало туристических походов, занятий на открытом воздухе, в бассейне, нет подвижных игр, игр на воздухе.

8. Внеучебная и внеурочная работа не ориентирована на воспитание любви к труду, на формирование здорового образа жизни.

9. Воспитанники интерната частично соблюдают годовой цикл традиций и праздников народов КМНС.

10. Учащиеся 2-й ступени не изучают основ оленеводства, рыболовства, охоты.

11. Работа школьных психологов направлена главным образом на ребят с отклонениями в поведении. В то же время большинство детей оказывается совершенно безграмотными в вопросах самопознания, стрессоустойчивости, адаптации.

Проблемы условий образовательной деятельности

1. Нормативно-правовая база недостаточно отражает социальный заказ на осуществление предпрофильной подготовки, профильного обучения на основе кооперации с учреждениями профессионального образования.

2. Существует финансовая и материальная проблема (необходимы дополнительные ресурсы для организации центра профилизации и планирования карьеры, для открытия кружков дополнительного образования по традиционным ремеслам народов Севера).

3. Слабое научно-методическое сопровождение УВП, поэтому учителя-предметники недостаточно владеют современными педагогическими технологиями.

4. Отсутствие в штатном расписании школы-интерната психолога, социального педагога, аналитика, тьютора, осуществляющих сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения.

5. Нормативно-правовая база не отражает социальный заказ на освоение традиционных видов деятельности (оленеводства, рыболовства, охоты, ведения хозяйства чума, пошива изделий из кожи и пр.)

6. КМНС не имеют возможности в период пребывания в интернате заниматься практическим рыболовством, оленеводством, охотой, традиционной трудовой деятельностью, вследствие чего возникает состояние тоски, депрессии.

7. Существует кадровая проблема: потребность в квалифицированных специалистах по традиционным занятиям КМНС.

8. Нормативно-правовая база не предусматривает начала и окончания учебных занятий в соответствии с эколого-трудовым календарем.

9. В учебном плане отсутствуют предметы, направленные на социализацию личности: основы предпринимательства, экономики, права, социологии, психологии.

10. Отсутствует система оказания дополнительных образовательных услуг в соответствии с желанием учащихся и их родителей.

Рейтинг@Mail.ru