Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2008

ТЕМА НОМЕРА: АТТЕСТАЦИЯ

Астраханская область

О пользе каверзных вопросов

Новая система аттестации апробируется в Астраханской области с 1 октября 2007 года. Она включает в себя ряд таких привычных элементов, как экспертиза результатов практической педагогической работы и анализ портфолио. Новостью для астраханских учителей, выходящих на новую систему аттестации, оказался обязательный этап – компьютерное тестирование.

Руководители образования области убеждены, что диалог «человек–машина» и компьютерная обработка результатов тестирования надежно устраняют влияние субъективного человеческого фактора на аттестацию. Поэтому научно-методическое сопровождение этого процесса обеспечивает Астраханский областной институт повышения квалификации и переподготовки, а проводят его специалисты «Центра мониторинга в образовании», которые помимо этого отвечают за ЕГЭ в области, собирают, обрабатывают и хранят данные мониторинга образования.

Первый этап аттестации – это компьютерное тестирование учителя на квалификационные навыки. Педагогам предлагается выбрать наугад 10 тестовых заданий из психолого-педагогического, методического и организационно-правового блоков.

От руководителей образовательных учреждений требуется показать свои знания в ответах на тесты психолого-педагогического, организационно-управленческого и нормативно-правового блоков. Время компьютерного тестирования – 1 час 30 минут.

Вопросы, которые во время тестирования задает педагогу машина, затрагивают множество школьных проблем (например, что такое авторитарный метод руководства или разрешено ли использование хлопушек на школьных мероприятиях). На каждый вопрос предлагается несколько ответов. Некоторые из них – шутливые, помогающие разрядить атмосферу на экзамене.

Нормативно-правовой блок, по данным центра, дается тяжелее всего (с ним испытывали трудности большинство готовящихся к аттестации).

Каждый блок заданий, в свою очередь, состоит из двух уровней: теоретического и практического. Практическая часть включает задачи на педагогические ситуации, методические решения и разработки. За верные ответы на каждое задание участник тестирования получает фиксированный балл.

Можно ли избежать компьютерного тестирования и отвечать на те же вопросы устно, перед комиссией?

«Такая возможность у нас предусмотрена, – говорит директор ОГУ ДПО «Центр мониторинга в образовании» Валерий Разуваев. – При этом испытуемым все равно придется сдавать ИКТ. За время апробации новой модели аттестации педагогических кадров – с 1 октября 2007 года – на устную форму аттестации вышел только один человек.

Учителя понимают, что наша цель – не «завалить» их с помощью каверзных вопросов, а смотивировать на самоподготовку, интенсивное изучение нового материала. Мы пытаемся разработать реалистическую систему аттестации».

Чтобы учителя и руководители ОУ самостоятельно искали ответы на вопросы (которые так или иначе пригодятся в их деятельности), в Астраханской области созданы демоверсии банка тестовых заданий для аттестации. Специальная подготовка проводится и на курсах повышения квалификации.

Учителя могут прийти на тренировочное тестирование в «Центр мониторинга в образовании», сдать экзамен и получить распечатку своих баллов.

А если предлагаемые вопросы или варианты ответов – как это каждый год случается с теми или иными заданиями Единого государственного экзамена – окажутся некорректными?

«Это возможно, ведь идет процесс внедрения, – признает Валерий Разуваев. – Тогда педагоги связываются с нами, выдвигают свою версию.

Мы просим учителей и руководителей ОУ участвовать в создании тестов, активно присылать нам свои разработки. Педагогов, разработавших удачные тестовые задания, мы поощряем, освобождая от теоретического зачета на аттестации».

Рейтинг@Mail.ru