Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2008

СОБЫТИЯ

Исследовательская деятельность

Свобода исследования как путь к познанию

Для того чтобы талантливый ребенок грамотно провел свое исследование, требуется неравнодушный наставник. Своим опытом работы в этой области поделились представители из 45-ти регионов России и стран ближнего зарубежья (Беларуси, Молдовы, Казахстана и Украины), собравшиеся в Московском городском дворце детского и юношеского творчества на III Общероссийской научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве».

«Каждый ребенок должен понимать, что, проводя собственные исследования или выполняя проект, он делает что-то очень ценное и нужное. И мы должны со своей стороны стремиться к поддержке такого интереса». Эти слова, прозвучавшие в одном из выступлений, могли бы стать девизом для всех собравшихся.

В своем приветственном слове начальник управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования и науки РФ Валентина Александровна Березина высказала мысль о том, что если умному, грамотному, мудрому педагогу удастся разбудить интерес ребенка к познанию в школьные годы, то, как правило, став взрослым, он в большей степени будет востребован в какой-либо профессиональной области. По сути, именно такие ребята, как правило, и занимаются в системе дополнительного образования. В том числе  – во Дворце на Воробьевых горах.

Для реализации главной идеи конференции – отработки конкретной методики и технологии организации исследовательской деятельности детей в разных предметных областях и подготовки соответствующих квалифицированных руководителей – были приглашены три категории специалистов.

Педагоги и психологи, разрабатывающие содержание и методы образования; педагоги-практики, успешно сотрудничающие со школьниками в самых разных образовательных учреждениях; ученые – специалисты в предметных областях науки, владеющие методиками организации исследовательской работы и обладающие необходимой квалификацией по адаптации взрослых научных методик к детским.

Для того чтобы организовать настоящее исследование, в образовательном процессе должна быть определенная свобода, в рамках которой и учитель, и ученик могли бы творить, выбирать дальнейший путь из нескольких возможных вариантов, анализировать эффективность каждого.

К сожалению, зачастую нужно подстраиваться к нынешним, достаточно жестким нормативам и требованиям. Поэтому одной из задач конференции стало не только представление на суд собравшихся своего уникального опыта, но и отстаивание и нормативное утверждение исследовательского подхода в образовании.

Для чего школьнику нужно овладевать навыками научной работы? По мнению сопредседателя конференции, лидера движения творческих педагогов «Исследователь» Александра Леонтовича, ведение исследования – уникальный способ развития личности. Возможно, это самое главное качество, которое позволяет человеку понять собственную миссию в жизни, осознать, зачем он явился в этот мир. Вовлечение в исследование повышает способность анализировать ситуацию, выявлять проблемные точки, ставить адекватные задачи, прогнозировать возможные последствия собственных действий.

Интерес к проектно-исследовательской деятельности школьников в последнее время сильно возрос. Подтверждением тому является, в частности, неослабевающее внимание к Всероссийским юношеским чтениям им. В.И. Вернадского, ежегодно собирающим более 15 000 ученических работ из почти 70-ти регионов России.

К нашим детям, впрочем, как и к учителям, система образования предъявляет достаточно унифицированные требования. Но, где же, спрашивается, та индивидуальность, которая отличает одного человека от другого? По мнению участников конференции, сохранить и развить ее помогает именно проектно-исследовательская деятельность.

Валентина Березина подчеркнула, что наиболее востребованным сегодня является техническое творчество детей. По ее словам, в Российской академии образования состоялось совещание, на котором были озвучены пугающие цифры о том, что огромное количество кандидатских и докторских работ сегодня не удовлетворяют членов комиссии. А это, между прочим, продолжение работы по развитию учебно-исследовательской деятельности.

Серьезную тревогу в высших учебных заведениях – именно в связи с получением ученых степеней – вызывает засилье гуманитарных наук. Количество таких кандидатских и докторских диссертаций многократно возросло.

При этом с каждым годом постоянно уменьшается число работ по техническому творчеству, изобретательству, медицинским направлениям. То есть в областях, требующих действительно серьезного личного вклада в исследование.

На пленарных секционных выступлениях участники конференции поделились своим опытом по следующим направлениям: «Методологические проблемы развития исследовательской деятельности учащихся», «Исследовательская деятельность в системе дополнительного образования, научных обществах, общественных организациях и объединениях», «Исследовательская деятельность учащихся средней и старшей школы, лицеев и гимназий», «Психология исследовательского поведения и исследовательская деятельность» и т.д.

В рамках стендовых докладов были представлены любопытные темы работ школьников. Например, педагог дополнительного образования из Екатеринбурга рассказала о мониторинге исследования городской орнитофауны, а учитель английского языка из Новосибирска поведала об организации работы с одаренными детьми в рамках проекта «Исследование зависимости адекватности интерпретации текста от точности перевода».

Благодаря выездным мероприятиям участники конференции смогли посетить образовательные учреждения Москвы, где прошли оригинальные мастер-классы.

Конференция продемонстрировала, что инфраструктура реализации исследовательской деятельности как по всей России, так и в странах ближнего зарубежья активно развивается. В частности, в Москве реализуется проект «Школа будущего», в котором одним из ведущих подходов в обновлении содержания образования являются исследования школьников.

В Московском городском психолого-педагогическом институте отрабатывается методика взаимодействия с одаренными детьми с помощью исследовательской деятельности. В рамках Московского института открытого образования реализуется модуль 72-часовой подготовки руководителей проектно-исследовательских работ учащихся. Существуют программы высшего профессионального образования в Московском педагогическом государственном университете. И этот список можно продолжить.

Кстати

В области развития исследовательской деятельности учащихся непрерывная работа идет как в Москве, так и в регионах.

В феврале прошла первая конференция Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь», которое объединяет 50 региональных отделений. Эти люди не всегда востребованы в тех ОУ, где они работают. Создание движения послужило для них возможностью реализации своего творческого потенциала.

«Мы приняли программу на четыре года. Надеемся, наше движение явится значимым фактором реализации творческого потенциала педагогов», – заявил Александр Леонтович, лидер движения творческих педагогов «Исследователь».

Марина КОСОБОК
Рейтинг@Mail.ru