Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2008

ТЕМА НОМЕРА:
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Экспертиза

Свою точку зрения на реформу начисления заработной платы в Калининградской области высказывает руководитель рабочей группы, анализировавшей конкурсные заявки КПМО 2006 и 2007 года по направлению КПМО «Введение НСОТ работников общего образования», заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Всеволодовна АБАНКИНА.

Мы считаем, что результаты, полученные Калининградской областью в ходе первого года КПМО, весьма позитивны. Утвердилось новое понимание роли зарплаты в школьной жизни. Стало очевидным, как можно с помощью финансов повлиять на мотивацию учителей. При этом важно не то, как мы будем начислять стоимость часа и что в него включим. Главное, что школы приходят к пониманию: зарплата – движущий фактор для того, чтобы заинтересовать учителя в качественной работе, убедить его, что отныне любая работа с учащимися вне урока будет оплачиваться, и поэтому есть смысл по-настоящему, с самоотдачей, трудиться в школе. Это мне кажется самым важным результатом первого года КПМО.

Еще одно важное обстоятельство: к распределению стимулирующей части ФОТ были привлечены педагогические коллективы и общественные советы. Школа стала хоть на полшага, но более открытой. В этом отношении результаты, полученные Калининградской областью, выглядят очень сильно.

В НСОТ и НПФ область увидела ключики к решению многих проблем. Хочу подчеркнуть важное обстоятельство: сильные общественные советы, которые сегодня активно участвуют в распределении стимулирующей части ФОТ, в Калининградской области родились не сегодня. У них есть история. Они формировались на протяжении нескольких последних лет не по распоряжению сверху, а снизу, как осознанная необходимость.

Говорит эксперт

Для создания привлекательности области, развития ее туристической составляющей, нужны, прежде всего, цивилизованные, образованные европейцы. А воспитать их может только новая школа.

Поэтому общественные советы во многих калининградских школах, разрабатывающих НСОТ, стали опорой для разработки и внедрения новой системы оплаты труда. Меня, да и других экспертов поразило то, что председателями калининградских общественных советов школ нередко являются мужчины разных возрастов – и средних лет, и совсем молодые. Они считают работу в общественном совете школы интересным и важным для себя делом. Вот, на мой взгляд, позитивный результат!

Следующий плюс – Калининградская область по итогам первого года реализации КПМО показала, что здесь очень сильный директорский корпус. Внутри школ сложились настоящие слаженные команды. Работу по КПМО в области отличает именно взаимодействие в команде, желание сделать хорошо, а не просто полюбопытствовать, как это будут делать другие, и потому порадоваться, если у соседа не получилось. Таких настроений в области я вообще не встретила.

Разумеется, есть группы более или менее консервативно настроенных педагогов, которые убеждены, что главное в новшествах – не навредить. Они считают, что педколлективы самоценны, их надо сохранять, а изменения иногда могут нести с собой серьезный вред. Но значительная часть учителей понимает и ценит накопленные традиции педагогического коллектива, способы его работы, и в то же время достаточно открыта к нововведениям.

Есть и более радикальная часть педагогов: это она сегодня, в режиме реального времени, экспериментирует, проектирует, совершает прорывы. Благодаря активной деятельности именно таких педагогов на сегодняшний день я готова признать Калининградскую область реальным регионом-лидером, регионом-инноватором, даже среди 21-го региона-победителя конкурса по КПМО.

Почему? Потому что здесь не просто взяли готовые методики расчета НСОТ, чтобы затем по ним отчитаться. Здесь живут в режиме реального эксперимента, перестраиваясь на ходу, чтобы получить в результате то, что позволило бы заработать механизмам новой мотивации учителя, создать иную атмосферу в школе, расширить видение результатов деятельности школы – и для учеников, и для родителей, и для учителей.

Калининградская область кажется мне компактной не только потому, что она невелика по территории, а и потому, что она связана единым мышлением, общими целями, которые очень многие разделяют. Это происходит не только в образовании, но и в других областях – например, в области культуры и туризма. Многие понимают, что для создания привлекательности области, развития ее туристической составляющей, нужны, прежде всего, цивилизованные, образованные европейцы. А воспитать их может только новая школа.

И поэтому, конечно, Калининградская область является лидером в разработке НСОТ, несмотря на то, что новая система оплаты труда отрабатывается у них пока в небольшом количестве школ. Эти школы поставили своей целью качество, глубину и неординарность разработки. Если у них все хорошо получится, они смогут распространить свои методики среди других школ. Те возьмут и внедрят именно ту методику НСОТ, которая им понравится и покажется наиболее отвечающей нуждам школы. С формальной точки зрения, на следующий год в области придется увеличить масштабность внедрения НСОТ: сегодня же на новую систему оплаты труда пока еще переходит небольшой процент ОУ. Но внедрение НСОТ в Калининградской области идет по этапам. И это по-своему плюс.

Еще один важный индикатор – в области достигнуты высокие показатели роста заработной платы учителей. Поставлен заслон «урокодательству».

Во многих регионах, реализующих на своей территории КПМО, наблюдается рост сокращений среди психологов, социальных педагогов. Сокращение любого такого высокооплачиваемого специалиста позволяет увеличить долю оплаты педагогов. Это путь механистический и не самый правильный. В Калининградской области школы отказываются от подобных решений. Здесь у школы есть ясно продуманная стратегия своего развития, здесь осознанно относятся к формированию собственного бюджета – в частности, хорошо понимая, за счет каких источников его можно сформировать.

Эти школы уяснили себе, что их бюджет складывается за счет многих составляющих. Например, чтобы привлечь в ОУ средства родителей, надо предлагать взрослым интересные возможности – в том числе проведение в школе свободного времени. Во многих школах Калининградской области продуманы интересные мероприятия для родителей, которые могут находиться в школе вместе со своими детьми. Мне кажется, что подобное отношение к стратегии развития школы, к пониманию ее миссии является верным и дальновидным. Оно приносит еще один результат: появляется предсказуемость и прогнозируемость поведения школы в регионе.

Мне кажется, что Калининградская область – лидер в том, что касается осознанного проектирования деятельности школы - для себя и для других.

Родителям становится ясно, каких результатов добивается то или иное ОУ, какие цели оно преследует, и, как следствие, принимается продуманное и взвешенное решение: надо ли отдавать ребенка именно в эту школу? Или – лучше в соседнюю, чьи цели понятнее и ближе?

Действительно, школа становится понятной для родителей, для социума в целом. Мне кажется, что в этом проектировании совместного будущего – один из важных системных эффектов. Новая мотивация учителя, воспитанная в ходе действия НСОТ, накладывается на стратегию самой школы, которая теперь ориентируется не на «урокодательство», а на то, чтобы стать значимым фактором в развитии социума. И не только в селе, но и в городе.

Рейтинг@Mail.ru