Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2008

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

Методические семинары: методическая поддержка инновационной деятельности / сост. И.Г. Норенко – Волгоград: Учитель, 2007

«Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее».

Мишель Монтень

Распространенной формой повышения методической грамотности педагогов часто является их участие в работе практических семинаров. Как активное – с докладом, или в роли организатора, так и пассивное – в качестве слушателя. Что касается первого, то тот, кому хотя бы раз приходилось организовывать семинары в своем образовательном учреждении, наверняка вспомнит, сколько времени и сил это потребовало. Однако не сомневаюсь и в том, что такая напряженная и, на первый взгляд, ненужная для школы работа имела позитивные последствия для самих организаторов мероприятия. В ходе его подготовки невольно приходилось задумываться о сильных и слабых сторонах педагогического процесса в своей школе и, разумеется, делать соответствующие (и порой не всегда приятные) выводы.

Говоря о пассивных участниках – тех, кто приходит на семинары с надеждой приобретения опыта, то они не только получают информацию о возможных формах организации учебного процесса, но и могут взглянуть на демонстрируемые модели с точки зрения собственных наработок. В ходе последующего обсуждения оттачиваются формулировки, а иногда рождаются новые идеи.

Книга, о которой идет речь, позволяет заочно поучаствовать в семинарах. А в этом есть и свои положительные стороны: можно вернуться к началу того или иного мероприятия, два раза побывать на одном и том же уроке, остановиться на привлекшем внимание каком-то эпизоде. Под одной обложкой представлено описание пяти семинаров, разнообразных по тематике и предлагаемым формам работы.

У брошюры ярко выраженный практико-ориентированный характер. Она рассчитана на школьную администрацию и методистов. Однако обращает на себя внимание то, что в издании отсутствуют какие-либо сведения обобщающего и аналитического характера.

Если не считать полстраницы «Введения», то данное издание – подробное описание самих методических семинаров без какого-либо объяснения, почему выбраны именно они, какие могут быть сделаны итоговые заключения по результатам их проведения, насколько возможно повторение опыта их организации в других учебных учреждениях и т.п.

Отсутствие подобной информации, во-первых, усложняет знакомство с книгой и, во-вторых, способствует формированию впечатления, что объединение выбранных составителем семинаров сделано без достаточных на то оснований.

Кроме того, вызывают возражения и сами семинары. Бросается в глаза несоответствие их теоретической и практической частей. Собственно практическая часть – открытые уроки и классные часы – интересна и продумана, но не всегда связана с частью теоретической, словно искусственно примыкающей к практической, что находит отражение и в наукообразных названиях. Например, один из семинаров называется: «Работа администрации школы по созданию оптимальных условий для творческого выражения личности ребенка в рамках заявленного статуса». Комментарии составителя книги в данном случае были бы весьма кстати.

В то же время некоторые педагогические находки заслуживают того, чтобы на них остановиться. Так, в рамках одного из семинаров со старшеклассниками проводится круглый стол на тему: «Жизнь – это…». Педагогу удалось найти адекватные формы привлечения внимания подростков к сущностным вопросам бытия, поиску ответов на вопросы, к которым рано или поздно обращается каждый из нас.

Марина СТЕПАНОВА
Рейтинг@Mail.ru