Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2008

ПАРТНЕРСТВО

Практика

Школьный доклад
или доклад директора школы?

Недостаток достоверной информации сказывается на качестве деятельности человека. Это аксиома. Если речь идет об образовании, то дефицит осведомленности влияет и на отношение общества к школе.  Как часто приходится читать в прессе статьи, не отражающие сути школьных проблем и достижений, привлекающие внимание читателя только броским заголовком, но не глубоким содержанием. Почему так происходит?..

Может быть, школа сама о себе не хочет говорить? Возможно, она этого не делает из-за опасений быть не понятой, либо ей вообще нечего сказать социуму о своих успехах или проблемах? Вряд ли.

Чаще всего недостаточная информированность окружающего мира о жизни образовательного учреждения связана просто с его собственным невниманием к своему имиджу, с твердой уверенностью в том, что все равно ученики туда придут учиться. Насколько верна такая позиция в условиях расширяющегося выбора образовательных услуг (особенно в крупных городах)?

Все ли педагоги школы знают, каких образовательных результатов достигают их коллеги в других классах, на иных образовательных ступенях? Наверняка каждому ОУ знакома ситуация взаимных претензий, предъявляемых к качеству подготовки учеников, оканчивающих ту или иную ступень образования: педагоги 5–6-х классов высказывают свое недовольство преподаванием в начальной школе; учителя 10–11-х классов не удовлетворены подготовкой учеников, окончивших 9-й класс.

Далеко не всегда причины таких претензий лежат в русле преемственности. Зачастую они порождены элементарной неинформированностью о возможных и достигнутых образовательных результатах.

Опыт тех школ, которые пошли по пути широкого информирования педагогов о результатах подготовки учащихся (по сути, об итогах мониторинга качества образования) показывает, что это является возможным направлением снятия внутренней напряженности в коллективе, связанной с взаимными претензиями коллег к качеству работы друг друга.

В этом смысле достаточно интересным для отечественной школьной практики представляется опыт образовательных учреждений Великобритании, сложившийся в результате подготовки самоанализа деятельности за год. К сожалению, у нас практически нет возможности обратиться к соответствующим публикациям, т.к. их переводов на русский язык пока не существует.

Российская система образования лишь несколько лет назад заинтересовалась тем, как эти вопросы решаются в развитых европейских странах. Поэтому мы можем проанализировать опыт личного общения с зарубежными коллегами – представителями инспекционных органов образования из графства Уэльс (Великобритания) Sioned Bowen и Ieuan Lloyd Roberts 1.

Каждая школа в графстве Уэльс ежегодно готовит отчет о своей работе в течение учебного года, который рассылается родителям всех учеников. Он представляет собой альбом, включающий следующую информацию:

  • Титул:

  • название ОУ, учебный год, ФИО директора, адрес школы, ФИО ее консультанта от органов управления образованием.

  • Содержание:

1. Информация об ОУ:

  • карта графства с указанием местностей, откуда дети приезжают учиться в эту школу;

  • кадровый состав;

  • классы учащихся (наполнение и количество в параллели);

  • дети с особыми нуждами 2 в обучении (% от общего числа учащихся);

  • дети, получающие бесплатное питание (% от общего числа учащихся);

  • попечительский совет школы (с указанием имен членов совета и мест их службы).

2. Результаты тестирования учащихся по чтению и математике (по классам). В этом разделе предлагается сам тест и обработанные итоги его выполнения каждым протестированным классом 3.

3. Результаты тестирования, определяющие статус школы. В данном разделе приведены тестовые задания и результаты их выполнения учащимися всех классов в течение учебного года – входной тест (октябрь) и два, проводившихся в течение года.

4. Информационная карта школы. В данном разделе представлены задания и итоги тестирования учащихся по математике, английскому языку и ряду других дисциплин. Важным здесь является то, что суммарные результаты школы показаны в сравнении с аналогичными данными других образовательных учреждений района.

Основным назначением самоанализа, отражаемого в соответствующем отчете, является внимание к уровню успеваемости и качеству учебного процесса, установление динамики показателей развития этих процессов во времени. Выводы всегда основываются на количественных показателях.

Подготовка этого документа является неотъемлемым компонентом стратегического планирования развития учреждения, т.к. проводится с участием всех сотрудников и заинтересованных сторон и приводит к выработке мониторинга на основе критериев успеха.

Итак, самоанализ школы – это:

  • Информационная основа для проведения инспекции.

  • Обновление информации не реже одного раза в год.

  • Строгий и честный анализ реального положения вещей с учетом мнений родителей и детей.

  • Свидетельство того, что школа может не только провести диагностику своих сильных и слабых сторон, но, что важнее, предпринять определенные действия по улучшению ситуации, поэтому самоанализ лежит в основе инспекторских проверок.

  • Содействие проведению совместных проверок местных органов управления образованием.

  • Рассмотрение наиболее важных вопросов, касающихся обучения, успеваемости и развития учащихся.

  • Использование большого объема фактической информации для поиска ответов на эти вопросы.

  • Сравнение результатов работы школы и успеваемости учащихся с показателями лучших ОУ в соответствующей категории.

  • Привлечение к работе сотрудников, учащихся, родителей и попечителей.

  • Неотъемлемая часть системы оценки работы и повышения квалификации сотрудников.

  • Побуждение к конкретным действиям.

Думается, что подобный опыт интересен для российских школ.

В последнее время и в наших ОУ (в основном инновационной направленности) стала появляться довольно смелая форма презентации результатов образовательной деятельности – «Доклад директора школы».

Хотелось бы поделиться с читателями опытом, сложившимся в школе № 29 с углубленным изучением французского языка и права г. Санкт-Петербурга.

Идея подготовки открытого доклада очень позитивно была принята директором ОУ Анаит Артемовной Тотолян и педагогами. За четыре года коллектив подготовил четыре доклада в разных жанрах. Об этом мы и расскажем.

Самый первый доклад выглядел как небольшой справочник-путеводитель. Начинался он с приветственных слов директора и пояснения для читателей:

«Создавая справочник-путеводитель, мы хотели рассказать нашим ученикам и их родителям о жизни школы, о том важном и интересном, что происходит на уроках и во внеурочное время с каждым ребенком, от первоклассника до выпускника, на разных этапах ученической жизни:

  • начальная школа (1–4-й классы);

  • средняя школа (5–9-й классы);

  • старшая школа (10–11-й классы).

Пусть эта брошюра будет для учеников путеводителем по школьной жизни в 2004 году, а для их родителей – справочником.

Путешествуя по нашим страницам, вы, возможно, удивитесь тому, что один и тот же ребенок как будто обучается в разных классах. Дело в том, что нам хотелось рассказать не только о школьной жизни в 2003/2004 учебном году, но и поделиться с вами последними достижениями и радостями первого полугодия 2004/2005 учебного года, когда наши ученики перешли в следующий класс.

Мы предлагаем вам либо пройти весь путь по страницам справочника-путеводителя, либо задержаться только на заинтересовавших вас остановках».

Основной текст справочника-путеводителя сопровождался выдержками из сочинений, стихами и стихотворными переводами с французского языка учащихся школы.

Для того чтобы представить идею этого справочника, можно обратиться к его оглавлению:

Предлагаемые остановки

1. Эта обычная необычная школа.

2. Из истории школы.

3. Наши традиции.

4. О серьезном.

  • Образовательные программы, режим работы школы, аттестация.

  • Сотрудничество школы с другими учебными, научными и культурными учреждениями.

  • Кружки и секции.

  • Международные обмены.

5. Наши достижения.

  • Результаты ЕГЭ и централизованного тестирования.

  • Участие в районных олимпиадах.

  • Участие в районных творческих и интеллектуальных конкурсах.

  • Участие в городских олимпиадах.

  • Участие во всероссийских олимпиадах и интеллектуальных конкурсах.

  • Участие в международных детско-юношеских и молодежных конференциях и конкурсах.

  • Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.

  • Участие в районных и городских театральных конкурсах.

6. Наши учителя.

7. Жизнь учеников начальных классов.

8. Ученическое научно-исследовательское общество.

9. Вам помогут (раздел, содержащий информацию о часах приема администрации, психолога, медицинского работника).

10. Приложения.

В логике данной статьи чрезвычайно важным представляется раздел «Наши достижения», в котором мы размещали информацию об образовательных результатах учащихся (см. пример).

Заметим, что справочник-путеводитель вручался родителям всех учеников школы с 1-го по 11-й класс. И это был правильный шаг.

Во-первых, из брошюры удалось узнать о тех реальных возможностях, которые предоставляет школа детям, – участие в олимпиадах и конкурсах, кружках и программах дополнительного образования. Ведь каждый родитель знает только ту часть информации, которая передается в класс, где учится его сын или дочь.

Во-вторых, справочник содержал достоверные сведения об успехах детей. Для многих особенно важными были сравнительные данные о результатах сдачи выпускниками школы ЕГЭ.

В-третьих, в нашей книжечке были зафиксированы фамилии всех учащихся школы, проявивших себя в той или иной области. Родителям чрезвычайно приятно отыскать фамилию своего ребенка в этом пространстве успеха.

Таким образом, самый первый публичный доклад, представленный родителям и заинтересованным партнерам в виде справочника-путеводителя, выполнял ответственную, важную функцию – предоставления полной информации о школе, достижениях ее учеников, предлагаемых образовательных услугах и созданных возможностях для личностного развития каждого ученика.

Пример

Наши достижения

Участие в районных олимпиадах

Указаны фамилии учащихся – победителей олимпиад по русскому языку (начальная школа), литературе, физике, математике, химии, биологии, английскому языку, праву, истории, краеведению.

Участие в районных творческих и интеллектуальных конкурсах

Указаны фамилии учащихся, команды классов, награжденных или отмеченных дипломами за победу в конкурсах:

  • Районная конференция «Василеостровские чтения» (секции «История», «Литература», «Право»).

  • Турнир «Что? Где? Когда?».

  • Конкурс фотолюбителей.

  • Фестиваль плакатов «Дорожный калейдоскоп».

  • Конкурс рефератов «Мир без наркотиков».

  • Турнир юных поэтов.

  • Районный конкурс Web-ресурсов.

  • Конкурс детского рисунка, организованный детским занимательным журналом «Карандаш».

Участие в городских олимпиадах

Указаны фамилии учащихся, команды классов, награжденных или отмеченных дипломами за победу в городских олимпиадах и конкурсах:

  • Олимпиада по французскому языку.

  • Олимпиада по праву.

  • Олимпиада по истории.

  • Конкурс «Наполеон» (организатор – центр французского языка).

  • Конкурс исследовательских работ военно-исторической тематики.

Участие во Всероссийских олимпиадах,   международных и интеллектуальных конкурсах

Указаны фамилии учащихся, команды классов, награжденных или отмеченных дипломами за победу в конкурсах:

  • Всероссийская олимпиада по праву (г. Тамбов).

  • «Золотое Руно», всероссийская игра-конкурс.

  • «Благотворительность и милосердие», международная молодежная конференция.

  • «Санкт-Петербург, Царское Село. Пушкин и культура», международная детско-юношеская научная конференция.

  • «Европа в школе», международный образовательный конкурс.

Участие в районных и городских   спортивных соревнованиях

Указаны команды классов, награжденных или отмеченных дипломами за победу в соревнованиях:

  • По волейболу (район).

  • Плаванию (район).

  • Волейболу (город).

Участие в районных и городских театральных конкурсах

Указаны фамилии участников и лауреатов конкурсов:

  • Международный Брянцевский фестиваль детско-юношеского театрального творчества.

«Памятник Василию: зарождение традиций», районный конкурс.

Доклад 2005 года был похож на доклад предыдущего года. Однако в нем была поставлена уже иная цель, о чем и говорилось в обращении директора школы:

«Дорогие друзья!

На пороге юбилея возникает естественное желание подвести итоги, оглянуться в прошлое и задуматься о будущем.

В ноябре 2006 года нашей школе исполняется 50 лет. Это возраст зрелости, когда многое уже достигнуто, но есть силы, опыт и умения стремиться к новым вершинам и покорять их.

Талантливые ученики, творческие учителя, верность традициям и открытость для диалога со всеми, кто в нем нуждается и заинтересован, делает нашу школу притягательной для многих и любимой для тех, кто в ней работает и учится.

Создание школьной информационной системы, возможность выхода в Интернет и просмотра программ французского телевидения, большая работа с организациями-партнерами, привлечение преподавателей вузов, заинтересованная поддержка и помощь наших родителей делают возможным наши победы на олимпиадах (от районных до всероссийских), достижения в творческих и спортивных конкурсах, праздники и загородные выезды.

Мы с удовольствием представляем вам второй сборник «Наша школа» и будем рады услышать ваши пожелания, сомнения, идеи.

Анаит Артемовна».

Этот внутренний документ был более академичным и содержал не только официальную информацию и сведения об образовательных достижениях учащихся, но и данные о развитии школы с момента ее открытия в 1956 году. Жанр этого издания заранее определился как «открытый информационный доклад».

В  следующем, юбилейном для школы, 2006 году, был выпущен доклад, содержащий уникальную информацию об истории той части Васильевского острова, где расположено наше учебное заведение, о его истории, директорах, выпускниках разных лет и судьбах некоторых из них. Не у всякого ОУ есть такая летопись, созданная по всем правилам исторического исследования.

Однако информационный доклад не может не быть информативным для современных учеников. Поэтому и в этом варианте мы представили сведения о достижениях учащихся в области французского языка и права – профильных для школы предметов; о школьном театре и его победах; об учителях и выпускниках – медалистах и призерах олимпиад.

Таким образом, за три года школа разработала три абсолютно разных модели публичного доклада, адресованного родителям и социальным партнерам.

Первая модель – справочник-путеводитель – наиболее полное информирование о работе школы и образовательных результатах учащихся.

Вторая модель – открытый информационный доклад – получение обратной связи от читателей в виде предложений, идей, вопросов, уточнений, т.е. установление партнерских отношений в первую очередь с родителями на основе полной информации об учебном заведении.

Третья модель – аналитический сборник к юбилею школы – попытка представления ретроспективного анализа становления и успехов ОУ, достижений учеников и педагогов.

Напомним, что все выпуски открытых докладов были переданы в семьи каждого ученика.

Как показал этот опыт, ежегодно делать одинаковый по замыслу и структуре доклад не имеет смысла. Гораздо лучше и продуктивнее реализовывать в каждом выпуске свою генеральную идею.

Наш четвертый доклад был представлен профессиональному сообществу и родителям в виде семинара – публичного отчета по результатам реализации программы развития школы «Развитие компетенций учащихся через образовательные технологии». Его изюминкой стало участие школьников с презентациями своих работ, демонстрирующих освоение ими тех или иных компетенций. Подробнее это можно увидеть в программе отчета.

Программа проведения публичного отчета

11.45 – 12.00 – Встреча и регистрация гостей.

12.00 – 12.30 – Выступление директора школы Тотолян А.А.

«Развитие компетенций учащихся через образовательные технологии».

12.30 – 14.00 – Работа секций.

  • Развитие социально-гражданской компетенции. Руководитель секции Королева Ирина Валерьевна.

1. Технология исследовательской деятельности учащихся. Учитель истории Землянская Г.М., ученица 11-го класса Бембель Е.

2. Игровые технологии в преподавании права. Учитель права Соболева Е.Д.

3. Проектная технология в блочно-модульном построении курса «Социальная практика (обществознание)» в 7-м классе. Учитель обществознания Безногих Т.И.

4. Представление социального проекта «Школьные годы чудесные». Учащиеся 8-го класса.

  • Развитие стратегической компетенции. Руководитель секции Макаренко Марина Васильевна.

1. Коллективное творческое дело в начальной школе (система работы). Учитель начальных классов Квятковская В.И., учащиеся 4-го класса.

2. Работа над проектами во время культурно-лингвистических обменов. Презентация проекта «Guignol». Учитель французского языка Федина О.В., учащиеся 6-го класса.

3. Межпредметные связи в проектной деятельности учащихся. Презентация проекта «Математические ошибки в литературных произведениях».

Учитель Бахвалова О.В., ученица 10-го класса Скорикова Н.

4. Развитие стратегической компетенции на уроках естествознания. Презентация работы «Масштабы Вселенной».

Учитель естествознания Демура Т.Е., ученица 10-го класса Делиева Т.

  • Развитие социокультурной компетенции. Руководитель секции Бахвалова Ольга Васильевна.

1. Представление игры с использованием ИКТ «Хочу в Париж». Учитель французского языка Фетищева А.С.

2. Технология ралли в преподавании иностранных языков. Заместитель директора по иностранным языкам Миронова М.Г.

3. Театрализации как средство обучения и воспитания. Заместитель директора по воспитательной работе Бахвалова О.В.

4. Культурно-лингвистические обмены. Ученик 9-го класса Бандикян А., ученица 10-го класса Любимова А.

  • Развитие коммуникативной компетенции. Руководитель секции Миронова Марина Гарольдовна.

1. Творческий отчет как форма учета и контроля знаний. Ученик 9-го класса Писарев В.

2. Технология «Мастерская» в преподавании курса «Художественный перевод» (7–8-й классы). Учитель французского языка Скворцова Т.В.

3. «Поэтическая мастерская» в преподавании курса французской литературы (1011-й классы).

Учитель французского языка Зильберман В.А.

4. Технология загородных выездов. Ученики 11-го класса.

14.00 – 14.15 – Фрагмент спектакля по произведениям Д. Хармса.

Учащиеся 4-го класса. Учитель начальных классов Квятковская В.И., учитель музыки Форат Ю.В.

14.15 – 14.30 – Подведение итогов. Открытый микрофон.

14.30 – Приглашаем на чашечку кофе.

Важно отметить, что участие ребят в публичном отчете, с одной стороны, стало бесспорным доказательством успехов школы в освоении компетенций с использованием современных образовательных технологий, а с другой – мощным воспитательным процессом. Выступление перед родителями, педагогами других ОУ, потребовало от детей не только сосредоточенности, но и демонстрации своих образовательных успехов в непривычной обстановке.

Итак, школа № 29 на протяжении четырех лет проводит отрытые доклады для того, чтобы выйти на принципиально новый уровень отношений с родителями, партнерами в профессиональном сообществе, с бизнес-средой и со всем социокультурным пространством Санкт-Петербурга. Особое влияние на людей оказывают два взаимосвязанных процесса – информирование и взаимодействие. При этом логика развития общественных отношений может быть рассмотрена таким образом: Информированность —> Понимание —> Доверие —> Согласие —> Сотрудничество.

И именно в этой логике наша школа и старается проводить свои открытые доклады. Мы убеждены в том, что именно полнота и достоверность информации являются залогом доверия к партнеру, которое может развиваться от «доверия-неприятия» к «доверию-согласию» 4.

Светлана ПИСАРЕВА,
профессор кафедры
педагогики РГПУ
им. А.И. Герцена,
мама ученика 9-го класса школы № 29,
г. Санкт-Петербург

__________________

1 Такая возможность нам представилась в октябре 2004 г. на конференции «Перспективные направления инновационной деятельности в условиях модернизации образования», организованной Общественным институтом развития школы в г. Петродворце, а также в марте 2005 г. на конференции Британского совета в России «Внутренняя и внешняя оценка деятельности школы».

2 Дети с особыми нуждами в обучении могут быть очень разными. Это связано как с особым диагнозом ребенка, так и с его проблемами социального характера.

3 Тестирование по чтению и математике проводится не во всех классах, а лишь на 2-м, 4-м, 6-м годах обучения.

4 «Доверие-неприятие» – это та ситуация, когда один партнер может не разделять целей и убеждений другого, но понимает его действия и убежден, что его не обманывают.
«Доверие-согласие» характеризует отношения, при которых партнеры обмениваются не только полной и достоверной информацией, но и соглашаются в ее оценках.

Рейтинг@Mail.ru