Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2008

ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ: ГИМНАЗИЯ № 12, г. ОМСК

Как гимназисты заняты во внеурочных мероприятиях

Нина Ивановна МАТЮШКИНА,

замдиректора по УВР

 

 

Наша гимназия – это не только уроки, оценки и зачеты. Определенным своим достижением мы считаем выстроенную систему внеурочной деятельности.

На развитие творческих и интеллектуальных способностей наших гимназистов направлены такие активные формы учебной и воспитательной деятельности, как:

– фестивали и конкурсы творческой направленности, дни творчества;

– творческие конкурсы;

– конференции НОУ, олимпиады;

– кружки, спецкурсы;

– персональные выставки учеников и учителей;

– работа органов детского самоуправления, учеба детского актива;

– спортивные мероприятия интеллектуальной направленности.

Мы попробуем чуть подробнее остановиться на некоторых из них. Возможно, что-то из идей уважаемые коллеги в других регионах смогут взять себе на заметку.

Для нас важно, чтобы как можно больше наших воспитанников принимали участие в самых разнообразных конкурсах. И стоит отметить, что эту возможность нам дает конкурс «По гамбургскому счету», организуемый каждый год на протяжении уже свыше десяти лет департаментом образования Администрации г. Омска для учащихся гимназий и лицеев.

Откуда такое название? «По гамбургскому счету» означает состязаться по-честному, на равных, как делали это спортсмены-борцы в XIX веке, собираясь в Гамбурге на неформальные состязания. Именно такие принципы и были взяты за основу при организации интеллектуальных конкурсов. В рамках мероприятия ежегодно проводится до семнадцати разнообразных состязаний!

Конкурс «По гамбургскому счету» носит комплексный характер. Он состоит из множества самостоятельных интеллектуальных состязаний, охватывающих различные области знаний. Все задания носят творческий характер и требуют расширения и углубления интеллектуального запаса, применения общеучебных и специальных умений и навыков в новых нестандартных ситуациях, и адресованы учащимся разных возрастных групп. Итоги подводятся по каждому отдельно взятому мероприятию, а также по результатам года в целом.

В конкурсе реализуется командный принцип, что дает возможность учащимся включаться в коллективную деятельность и нести общую ответственность.

Только за последние три года в «Гамбургском счете» приняло участие 223 учащихся гимназии (и это реальные показатели, т.к. к конкурсу постоянно привлекаются разные дети). Формы проведения конкурсных программ отличаются многообразием: турнир знаний, естественно-научный биатлон, фестивали проектов, интеллектуальные марафоны, командная олимпиада, научные чтения, конкурсы, интеллектуальные игры и т.д.

В последнее время увеличивается количество состязаний, реализующих проектный подход. Привлекательным, на наш взгляд, стал для учащихся фестиваль компьютерного творчества, где представлялись авторские работы и наших гимназистов в таких номинациях, как: «Компьютерный рисунок» (Низовский И., Кечин Н., Мартынов А.); мультимедийные проекты «Омск художественный» (Хмель Е.); «Божественный рай» (Мастерских Ксения, ученица 1-го класса – I место); музыкальные компьютерные произведения (Соболев М., Малахов А.); анимационная работа (Голубев К.); компьютерный коллаж (Латыпова М., Атаманенко А., Бауман С., Жукова В. – III место); видеоролик «Несколько мгновений из жизни Омска» (Кечин Н. – I место).

Оригинально и разнообразно были представлены на защиту ИЗО-проекты по следующим темам: «Греция – колыбель культуры», «Один день города Рима», «Древняя Русь», которые стали победителями. Занимаясь их подготовкой, участники изучали историю, философию, мифологию, живопись, архитектуру, спорт, быт этих стран в древние времена. Проекты были выполнены в технике бумагопластики, аппликации из кожи, витража.

Вызвала интерес участников презентация нашего проекта «Один день города Рима», где сочетались поэзия, музыка и компьютерные технологии. Ребята представили его артистично, эмоционально, и авторская ода, которую они прочитали, никого не оставила равнодушным.

Интересны, на наш взгляд, мероприятия, содержание которых строится на краеведческом материале. В течение трех последних лет наши гимназисты и их родители принимали участие в фестивале семейных проектов «Подсолнух», призванном расширить и углубить представление учащихся об историческом и культурном наследии своей семьи, сохранить лучшие семейные традиции.

Суть этого мероприятия лучше всего раскрывают сами названия проектов: «Откуда есть пошла моя семья…», «Моя семья в истории Омска», «Я родилась в немецкой семье (семейные праздники, национальная кухня)», «Семейное хобби – бисероплетение».

Говоря об истории края, стоит упомянуть и то, что в течение двух лет команда нашего ОУ участвовала в историко-краеведческом марафоне «Омская крепость», который был проведен на ее территории. Команда продемонстрировала хорошие знания по таким вопросам, как история старой крепости, ее планировка, проекция границ и основных сооружений и заняла в 2006/2007 учебном году призовое место.

Учащиеся начальной школы ежегодно с большим энтузиазмом соревнуются в марафоне «Интеллект. Творчество. Наука». Ребята отлично справляются не только с заданиями, требующими лишь базовых знаний, но и с испытаниями, предусматривающими определенный уровень эрудиции и творчества.

Отдельно остановлюсь на экономической игре «Современное предприятие в условиях конкуренции» для учащихся лицеев и гимназий Омска. Вот уже четыре года подряд она проводится на базе нашего ОУ в рамках «Гамбургского счета». В ходе игры решаются такие интеллектуальные образовательные задачи, как:

– объективная самооценка участниками уровня своих знаний в области экономики и предпринимательства на основе внешней оценки;

– закрепление экономических умений и навыков в смоделированных, приближенных к практической деятельности образцах;

– дальнейшее формирование навыков межличностного общения и деятельности в условиях конкурентной среды;

– развитие умения работать в группе.

В этой игре ежегодно принимают участие 92 учащихся (23 команды лицеев и гимназий Омска). Ее содержание максимально приближено к реальной жизни, с использованием моделей реальных экономических схем и хозяйствующих субъектов. Все участники получают конкретные игровые роли и соответствующие обязанности (директор, бухгалтер, заместитель по производству, заместитель по снабжению и сбыту и т.д.), исходя из которых, принимают управленческие решения и несут за них ответственность.

Специальные условия, созданные в игре (ограниченность во времени, наличие конкуренции, конфликтность с соперниками и др.) определяет эмоциональный настрой, который способствует активизации процесса игры.

Разработанная модель реальной экономической системы в итоге позволяет учащимся закрепить на практике полученные в ходе теоретических занятий термины и понятия. Особое внимание уделяется основным экономическим профессиям, специальностям и должностям.

Мы убеждены, что интеллектуальный конкурс «По гамбургскому счету», наряду с другими конкурсными программами позволяет шире использовать во внеурочное время знания и умения, полученные на уроках, и наоборот, участие в подобных конкурсах положительно отражается на результатах процесса обучения.

Рейтинг@Mail.ru