Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2008

ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ: ГИМНАЗИЯ № 12, г. ОМСК

Как мы выстраиваем систему профильного обучения

Ирина Михайловна ЛИТВИНЕНКО,

замдиректора по НМР

 

 

Начиная с 2006 года наша гимназия постепенно переходит к профильному обучению. Хотя де-факто эта работа велась в ОУ гораздо раньше, примерно с 1991 г. В частности, в старшей школе существовали юридическое и гуманитарное направления.
Юридический класс готовил учащихся для поступления в Школу милиции и на юридический факультет ОмГУ, а гуманитарный тесно сотрудничал с филологическим факультетом ОмГУ. До 2006 г. в гимназии существовала и система модульного обучения, позволяющая ребятам выбрать предметы для расширенного и углубленного изучения. Все это частично решало задачу профильности…

В 2004/2005 уч.г. (до введения нового этапа профильного обучения) была проведена подготовительная стадия профилизации образовательного пространства на старшей ступени.
А в 2005/2006 уч.г. мы в основном сформировали профили. Эта ступень включала следующие шаги:

  • расширенное заседание совета гимназии и попечительского совета по внедрению профильного обучения в ОУ на старшей ступени;

  • семинары с целью теоретического ознакомления с концепцией профильного обучения, которые проводили специалисты центра повышения квалифакации профессорско-преподавательского состава ОмГПУ;

  • информационная кампания среди учащихся и родителей, включающая ознакомление с принципами и возможностями профильного обучения;

  • опрос учащихся и родителей о планируемом профессиональном выборе, об определяемом ими запросе на изучение общеобразовательных предметов и дополнительных курсов;

  • методический день, в рамках которого был проведен SWOT-анализ (первичный стратегический), давший членам творческих групп возможность разобрать сильные и слабые стороны гимназии, предусмотреть потенциальные угрозы на период введения профильного обучения;

  • методический день, целью которого было определение допустимых профилей на основе анализа сильных и слабых сторон, социального заказа родителей, интересов и склонностей учащихся, наличие необходимых кадров (повышение квалификации по профильному обучению, наличие высшей категории), материальной базы и т.д.;

  • предварительное формирование профилей, востребованных будущими десятиклассниками (на основе группировки одинаковых и близких выборов по результатам опроса учащихся и родителей; оценки учителями девятиклассников, которые выполняли роль «внешней» экспертизы выбора учащимися профиля и носили рекомендательный характер);

  • заседания кафедр с целью определения технологического и программно-методического обеспечения профилирующих и непрофилирующих предметов (учебники, программы, дидактические материалы, методические пособия и т.п.; экспертиза основных и элективных программ в переходный период);

  • педагогический совет гимназии по проблемам внедрения профильного обучения и уточнения профилей;

  • формирование варианта учебного плана с учетом запросов учащихся и возможностей гимназии;

  • организация PR-кампании (дни открытых дверей для учащихся и родителей, знакомство с вариантами учебного плана, демонстрация имеющихся на старшей ступени возможностей, представление будущих преподавателей профильных классов, презентации ими концепции профильных предметов, элективных курсов и др.).

На завершающем этапе мы составили программу внедрения профильного образования. Она предполагала проведение следующих мероприятий:

  • подготовка локальных актов ОУ: о портфолио учащихся; об элективных курсах; об организации психолого-педагогического сопровождения профильного обучения;

  • повышение квалификации педагогов и администрации гимназии по предпрофильной подготовке и профильному обучению;

  • построение программно-методического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения;

  • поисково-творческая деятельность педагогов гимназии по разработке актуальных проблем предпрофильной подготовки и профильного обучения;

  • создание банка данных по проблемам предпрофильной подготовки и профильного обучения;

  • создание диагностической базы мониторинга предпрофильной подготовки и профильного обучения;

  • подготовка дидактического и раздаточного материала, мультимедийных презентаций для сопровождения элективных курсов, профильных предметов;

  • компьютеризация образовательного процесса;

  • модернизация кабинетов информатики, русского языка и литературы, истории, иностранного языка, математики, физики современными ТСО и учебно-дидактическими материалами;

  • пополнение библиотечного фонда: приобретение учебников, в т.ч. профильных; программ общеобразовательных и элективных курсов; научно-популярной литературы по основным профилям обучения; периодических изданий по проблеме предпрофильной подготовки и профильного обучения;

  • психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной переподготовки и профильного обучения.

Изучив спрос на образовательные услуги наших школьников и их родителей и данные поступления учащихся в вузы, в соответствии с особенностями образовательной модели нашей гимназии (модель социально ориентированного гимназического образования), мы остановились на организации профильного обучения социально-гуманитарного, социально-экономического и информационно-технологического направлений.

Перед тем, как наши гимназисты выбирают для себя направление профильного обучения, они проходят предпрофильную подготовку в 9-х классах. При этом региональный компонент в них представлен предметом «Психология», а часы гимназического компонента отданы под элективный курс «Твоя профессиональная карьера».

Модель содержания образования профильных 10–11-х классов представляет собой следующую структуру:

– предметы базового компонента, изучаемые на уровне образовательных стандартов;

– профильные предметы, создающие условия для освоения повышенного уровня содержания образования в выбранном направлении профилизации (образовательные стандарты профильных предметов);

– элективные курсы, обязательные по выбору.

Программы элективных курсов включают в себя расширение (углубление) отдельных тем (разделов) профильных программ либо содействуют развитию познавательного интереса учащихся, расширению их кругозора. Часы гимназического компонента используются также для организации учебной практики, проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Кроме того, на протяжении двух последних лет гимназия сотрудничает с Центром активных методов обучения, который внедряет инновационные проекты для старшеклассников. Они помогают учащемуся и его родителям получить объективную комплексную оценку и скорректировать собственные цели в соответствии с возможной будущей профессией.

Рейтинг@Mail.ru