Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2008

ТЕМА НОМЕРА:
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Экспертиза

Свою точку зрения на развитие школьной сети в Калининградской области высказывает руководитель экспертной группы, анализировавшей конкурсные заявки 2006 и 2007 года по направлению КПМО «Развитие сети образовательных учреждений региона», руководитель Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ГУ-ВШЭ Татьяна Всеволодовна АБАНКИНА.

По этому направлению Калининградская область, несомненно, является лидером – даже среди регионов, реализующих КПМО. Сегодня их сеть компактнее в полтора раза, чем у других субъектов РФ с такой же численностью населения.

Обращает на себя внимание наличие в области команды, четкая и внятная позиция министра образования. Обязательства взяты, и в соответствии с ними построена вся работа.

Все нацелено именно на реализацию, а не – как поступили многие регионы – переобсуждение принятых решений и подписанных документов!

Поэтому задержки на старте, как у других, в Калининградской области фактически не было. Группа, обеспечивающая осуществление нацпроекта, активно работала все лето и представила результаты уже к началу учебного года.

В области активно идут на внедрение разного рода инноваций, связанных с сетевым взаимодействием, отходом от традиционной классно-урочной системы, переходом к проектному обучению, введением элементов кредитно-зачетной системы, использованием разных потенциалов школ и созданием ресурсных центров, которые обеспечивают возможность выбора для учащихся близлежащих сел.

Область на себе испытала социальные риски, связанные с оптимизацией сети. Я думаю, что это с самого начала дало ей определенный опыт, в том числе социально-психологический.

В Калининградской области поняли, что проблемы, с которыми им предстоит столкнуться, чаще всего носят человеческий характер: во многом они связаны с недостаточной информированностью населения и с тем, что ответственные решения принимаются без участия родителей и педагогов.

Говорит эксперт

В Калининградской области поняли, что проблемы, с которыми им предстоит столкнуться, чаще всего носят человеческий характер: во многом они связаны с недостаточной информированностью населения.

И может быть, именно в силу того, что на старте КПМО калининградская команда прошла через конфликтную ситуацию с одной малокомплектной сельской школой (история с ее закрытием вышла на высокий уровень и широко обсуждалась в прессе), она разработала стратегию предотвращения подобных ситуаций в будущем.

В рамках комплексного проекта развития сети на сегодняшний день есть два направления, которые не слишком легко реализуются. Первое – это показатель наполняемости классов в городских и сельских ОУ. Здесь Калининградская область свои обязательства выполнила. Возможно, в силу того, что у них такая компактная и хорошо продуманная сеть.

Еще одно трудное направление: необходимость увеличить, укрупнить и сконцентрировать старшую школу. На старшей ступени должно активно развиваться профильное обучение, которое даст ребенку возможности выбора. Для этого в учебном заведении должны быть, по меньшей мере, две параллели. В Калининградской области заявленные показатели по этому трудному направлению не только достигнуты, но и перевыполнены.

По результату первого года КПМО в области достигнуты и даже превышены показатели наполняемости классов в сельской местности. Показатель 14,7 детей в классе дает возможность даже при НПФ обеспечить нормальные условия для обучения. При этом каждая десятая в нем дорогого стоит! За ней видна кропотливая работа по развитию сети.

По наполняемости городских школ калининградцы не дотянули до заявленного уровня: они предполагали, что в классе городской школы показатель будет 24,5, а реальный показатель – 23. Это свидетельствует, как мне кажется, о том, что целый ряд решений, предложенных и найденных для сельской местности, еще недостаточно отработан в городе. Просто в силу того, что преобразованию школьной сети там не уделялось достаточного внимания. Хотя ситуация казалась более благополучной. А на самом деле сегодня задача оптимизации сети чрезвычайно актуальна и для городских школ.

Мне хотелось бы обратить внимание еще на один показатель КПМО: повышение доли школьников, которые обучаются в ОУ, отвечающих современным требованиям. Быть может, это самое важное.

На старте нацпроекта, когда данный показатель только еще был заявлен, система индикаторов, которая наглядно показывала бы, что такое «современные требования», еще не была до конца сформирована.

Лишь в ходе реализации КПМО, в рамках подготовки мониторинга проекта, такой показатель и составляющие его индикаторы много раз обсуждались и реально корректировались регионами. В результате только к середине осени 2007 г., к тому моменту, когда нужно было собирать итоговые результаты КПМО за год, был согласован и сформирован набор необходимых индикаторов.

Что такое «соответствие современным условиям»? Это комплексный показатель. Проверяется соответствие СанПиНам, оснащение школ оборудованием по обновленному современному перечню, столовые с горячим питанием, спортивные залы с душевыми кабинами, требование соответствующей квалификации как педагогов, так и руководителей. А у последних должна быть еще и управленческая квалификация – не менее 500 часов профессиональной переподготовки.

Осенью этот сложный показатель целого спектра индикаторов был сделан по 21 региону. Именно тогда фактически произошел беспрецедентный замер школьной сети.

Он выявил много интересного. По результатам данного мониторинга во многих регионах доля школьников, обучающихся в современных условиях, не только не достигла показателя взятых на себя регионами в 2007 году обязательств, но даже оказалась ниже, чем в заявке по состоянию на 2006 год.

Калининградская область даже по итогам таких строгих замеров полностью соответствовала своим обещаниям. Она заявила, что в современных условиях будут обучаться 45% школьников. В результате мониторинга мы выяснили, что сегодня этот показатель составляет 43,7%. С таким достижением она может считать свои обязательства практически выполненными.

Некоторые регионы, заявившие, что в 2007 году у них будет 91% таких школьников, показали результат не более 30%. Мы этого ожидали. Когда проводится жесткий замер по четким критериям, сразу видно, у кого какие проблемы.

Исправлять эти недостатки – задача межведомственная, скажу более – политическая. Я надеюсь, что к этому в ближайшее время будет привлечено внимание и региональных, и федеральных руководителей. Ведь конкурсные заявки были подписаны губернаторами, и обязательства брались не министром образования, а руководителями субъектов РФ. В связи с этим многие отмечают, что система образования в этих условиях станет тем локомотивом, который будет продвигать и стимулировать благоустройство социальной инфраструктуры в субъектах РФ.

Конечно, сейчас говорят и о том, что после завершения нацпроекта, образовательным учреждениям придется самим оплачивать, например, высокоскоростной Интернет. Я думаю, средства у них на это найдутся. Ведь это уже будут школы со своими автобусами, с доступом к высокоскоростному Интернету, со спортивными залами, душевыми, горячим питанием. Это будут совсем другие, новые учебные заведения. Так что вектор развития очевиден, и надо идти именно по этому пути.

Рейтинг@Mail.ru