Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2008

ТЕМА НОМЕРА:
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Развитие сети

Труднее всего было переубедить сельские сходы

В Черняховском районе Калининградской области 23 школы, среди них 15 средних и 7 основных. Долгие годы рождаемость в этих местах, как и по всей России, была невысокой. В 2007 году здесь насчитывалось 4287 детей, что на тысячу меньше, чем в 2004 году. Почти 20% учителей района пенсионного возраста. В некоторых селах продолжали работать школы, где училось менее 60 учеников. С введением нормативно-подушевого финансирования эти небольшие учебные заведения не могли обеспечить высокий уровень образования.

В 2007 году в Черняховском районе началась реорганизация сети. Сегодня здесь в самом маленьком образовательном учреждении 180 детей. Покинутые школьные здания стали филиалами, и в каждом поселке открыта группа предшкольной подготовки.

Эксперты прогнозируют медленное, но неуклонное повышение рождаемости. Каждый этап работы по развитию сети был тщательно продуман и проходил всестороннее согласование с администрацией сел, педагогической общественностью и родителями учеников.

О том, как это проходило, рассказывает руководитель управления образования Черняховского городского округа Ирина Петровна Душакевич.

– Ваш район победил в региональном конкурсе модернизации образования в рамках Фонда поддержки местных инициатив. Грант на работу по развитию образовательной сети составлял более трех миллионов рублей. Как вы построили свою деятельность?

Прежде чем принять участие в этом конкурсе, мы провели поэтапную кропотливую работу. Был сделан анализ состояния нашей муниципально-образовательной сети, эффективности и неэффективности деятельности отдельных ОУ, взвешены все «за» и «против».

Мы создали муниципальную комиссию, в которую входило 29 человек: сотрудники управления образования, заместитель главы городского округа по социальным вопросам, руководители опорных школ района и их будущих филиалов, главы административно-хозяйственных районов, представители общественности и СМИ.

Вторым этапом стала тщательная работа с руководителями учебных заведений. Мы объясняли им, что необходимо для эффективной деятельности образовательной сети в районе, и как, на наш взгляд, она должна развиваться. Лишь после того, как директора школ вставали на нашу сторону, начиналось их взаимодействие с педагогическими советами и родителями.

Как правило, сначала созывалось родительское собрание, на котором обсуждался вопрос реорганизации учебного заведения. Нередко на этом этапе он решался отрицательно. Родители колебались.

Следующим шагом стали выезды рабочей группы муниципальной комиссии в село. Они посещали каждое ОУ, встречались с педколлективами, родителями, с активной частью населения, которой небезразлична судьба ребят.

Статистика

С 2000 по 2006 гг. число школьников Калининградской области сократилось на 35 тысяч человек. В сельской местности спад рождаемости был более заметен: за шесть лет некоторые школы области недосчитались 40% своего контингента.

Сегодня на селе обучается всего 21% школьников Калининградской области и работает 27% учителей. Почти 40% составляют педагоги предпенсионного и пенсионного возраста (в городах Калининградской области – вдвое меньше).

Подвоз 11 183 учащихся осуществляется в 138 ОУ области из 1089 населенных пунктов. В 200205 гг. правительством Калининградской области за счет средств областного бюджета был приобретен 71 автобус. В 2006 г. выделено 46,5 млн рублей на закупку 66 школьных автобусов. 6 автобусов поступили в рамках нацпроекта «Образование». Для решения проблемы области необходимы 115 школьных автобусов.

Состояние дорог является важной частью программы по развитию школьной сети. Постановлением Правительства Калининградской области от 18.01.2007 г. на ремонт 423 километров автотрасс предусмотрено 726,5 млн рублей.

И лишь полгода спустя, после того, как была проведена огромная работа – общение, разъяснения, наглядный показ того, что мы можем предложить сельчанам, в каких условиях в опорных базовых школах смогут учиться их дети, если они согласятся на реорганизацию образовательного учреждения, – официально объявлялись сельские сходы.

– Во время этих сходов случались неожиданности?

– Конечно, порой встречались на них и такие люди, которые впервые слышали про развитие сети. Им приходилось объяснять и показывать все заново. Однако важно, что еще до схода на протяжении нескольких месяцев жители села уже обсуждали между собой не только негатив – реорганизацию школы, но и позитив – новые возможности образования для своих детей.

– Кого труднее всего было переубедить – руководителей администрации поселков, директоров школ, учителей и членов педколлективов или односельчан?

– 90% руководителей ОУ понимали всю эффективность и необходимость мер по развитию образовательной сети. Немного труднее было с педколлективами. Если же директор не боялся пойти на этот шаг и шел на него осознанно, то и коллектив долго не колебался.

Мне кажется, что наибольшую сложность представляли сельские сходы. В частности, те жители поселков, чьи дети вообще в школе не обучались, или закончили ее очень давно. Нередко эти люди просто хотели подчеркнуть свою значимость среди односельчан. Поэтому они публично отстаивали следующую точку зрения: в нашем поселке всегда жили так, дети неизменно учились в этой школе, и учились в ней хорошо. Ничего страшного, что туалет на улице, слив из туалета там же, здание в свое время пострадало от пожара, и вообще несущественно, что оно старое и неприспособленное для обучения. Все прекрасно!

Работа опорных школ и их филиалов становится все более слаженной, без разделения на детей «из нашего села» и «из других сел».

Совсем иную позицию занимали те родители, чьи дети в настоящий момент получали образование. Каждый из них говорил нам: не хочу, чтобы мой ребенок учился в плохих условиях, хочу, чтобы он занимался в современных классах, в современной, теплой, оборудованной по последнему слову техники школе. Обычно на эту точку зрения становились и лидеры села – те, кому небезразлична судьба односельчан и будущее детей.

– Кто сегодня считается лидерами?

– Среди сельских лидеров встречаются разные люди: иногда это те, кто в прошлом занимал высокую должность и по сей день пользуется в поселке авторитетом. Таких не надо было искать – они сами приходили к нам.

– Какие доводы в пользу реорганизации школы казались жителям, в конце концов, самыми убедительными?

– Наглядные примеры! Мы демонстрировали слайды учебных кабинетов наших опорных школ, их спортивных площадок, новейшего оборудования, мастерских, спортивных и тренажерных залов. Директора этих школ приезжали в села, рассказывали о потенциальных успехах и возможностях ребят, о конкурсах, в которых они смогут участвовать, о проектах, где смогут себя реализовать, о вузах, куда смогут поступить.

Естественно, все родители – независимо от того, живут ли они в городе или в селе – заинтересованы в достойном будущем для своих детей. И демонстрация кабинета с интерактивной доской или тренажерного зала оказалась для них самым убедительным аргументом и самой яркой наглядной агитацией.

Чаще всего на сельские сходы приезжала руководитель МОУ СОШ в поселке Междуречье. Эта школа уже выиграла президентский грант по нацпроекту «Образование». Директор рассказывала и показывала сельчанам, на что были потрачены полученные средства. Междуреченская школа выиграла и грант Фонда поддержки местных инициатив, и это стало еще одним аргументом: родители смогли убедиться, что в ОУ, где предстоит учиться их детям, умеют не только получать, но и эффективно использовать награды.

Очень убедительным был пример одного из крупных учебных заведений нашего округа, которое около восьми лет назад удалось оптимизировать естественным путем: в административно-хозяйственном районе другие школы закрылись сами собой. Таким образом, единственное ОУ приняло большое количество детей из района. Показ того, каким оно было и каким стало, тоже становился прекрасным аргументом.

И здравая точка зрения в конце концов побеждала. Мы были свидетелями того, как по итогам сельского схода выносилось решение о реорганизации школы.

– Сколько раз вам приходилось выезжать на сельские сходы?

– У нас было реорганизовано 12 школ. Еще до того, как в каждом поселке официально объявили сельский сход, я и члены рабочей группы выезжали в села от пяти до десяти раз и больше.

В нескольких поселках сложились трудные ситуации, и нам приходилось дополнительно работать с лидерами села, с колеблющейся педагогической общественностью. Но это относилось, главным образом, к местам поселения национальных меньшинств, которые есть в нашем районе. У этих людей свои проблемы, и они по-своему видят школьное обучение. В частности, группа армян-изидов, которые компактно проживают в одном из поселков, вообще проповедует патриархальный уклад: они были настроены против новшеств в обучении и не считали необходимым среднее образование для своих девочек.

– Как трудоустраивали директоров после реорганизации маленьких сельских школ?

– Практически все директора стали заведующими филиалами. Были закрыты лишь две школы: в одной оставалось 17, в другой 30 детей. В новых условиях финансирования они просто не выжили бы. Их директора стали руководителями в других образовательных учреждениях.

Педагогические коллективы тоже не остались без работы. Лишь несколько учителей-пенсионеров из реорганизованных школ (ушедших на пенсию много лет назад) сами приняли решение, что работать больше не будут.

– Не ощущается ли в опорных школах района, которые приняли много детей из соседних сел, деления на «своих» и «чужих»?

– Работа опорных школ и их филиалов становится все более слаженной, без разделения на детей «из нашего села» и «из других сел». Администрации ОУ были хорошо подготовлены к переменам. Главное, на мой взгляд, заключается в том, что процесс оптимизации привлек жителей села к участию в жизни школы, разбудил общественность, заставил людей принимать решения и нести ответственность за них.

Таблица

Сравнительный анализ развития сети общеобразовательных учреждений Черняховского района в 2006 – 2008 гг.

Количество образовательных учреждений по годам

Учебный год

Городские школы

Сельские школы

ИТОГО:

Число школ

Количество учащихся

Число школ

Количество учащихся

2006 – 2007

9

4287

14

1361

23

2007 – 2008

8

4015

6

1300

14

Из 6-и сельских школ – 4 опорные школы (Междуреченская СОШ, Свободненская СОШ, Привольненская СОШ, Доваторовская СОШ)

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru