Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2008

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Сетевой преподаватель

Сетевой учитель и палитра его возможностей

Дистанционное обучение. Дистанционные образовательные технологии. Эти реалии становятся неотъемлемыми спутниками учебной деятельности. Поэтому такая сравнительно новая педагогическая специальность, как «сетевой преподаватель», приобретает все большую значимость.

Освоение учителями этой новой профессии в основном происходит эмпирическим путем, который определяется сугубо индивидуально и строится на основе субъективных взглядов и подходов к организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения.

Специфика деятельности сетевого педагога в системе общего образования определяется прежде всего тем, что он, как и учитель обычной школы, имеет дело с личностью учащегося, которая находится на этапе становления как в социальном, так и в профессиональном смысле. Дело в том, что молодой человек 15–16-ти лет еще не сделал окончательный выбор своего дальнейшего профессионального пути, не освоил средства и способы эффективного функционирования ни в информационном пространстве, ни в информационном обществе, он только учится самостоятельно ставить цели и выстраивать свою образовательную стратегию.

Существенным фактором, определяющим необходимость использования специфических подходов в педагогической деятельности сетевого преподавателя, является и необходимость построения образовательного процесса сообразно индивидуальным психофизиологическим характеристикам учащегося с учетом особенностей дистанционного обучения.

Сетевой преподаватель является одной из ключевых фигур, обеспечивающих эффективность дистанционного образовательного процесса, в зоне ответственности которого, в том числе, находится решение педагогической задачи социализации личности учащегося. Однако в условиях дистанционного обучения эта проблема решается с помощью иных, чем в традиционной системе, педагогических средств и способов.

Целью педагогической деятельности сетевого учителя является создание оптимальных условий для развития у учащихся коммуникативной, деловой и социальной компетенций, определяющих конкурентоспособность профессионала на рынке труда и успешную самореализацию современного человека в различных областях деятельности.

Основные задачи деятельности сетевого учителя следующие:

  • создание условий для освоения учащимся новой информационно-образовательной среды;

  • обеспечение методического сопровождения учащихся в освоении ими учебных материалов, представленных в виде сетевых учебных курсов;

  • формирование и развитие у учащихся критического и творческого мышления, а также общеучебных навыков и способов учебной деятельности, необходимых для эффективного функционирования в информационно-образовательной среде;

  • развитие у учащихся устойчивой мотивации познавательной деятельности и потребности самообразования;

  • формирование и развитие у учащихся навыков использования современных информационно-коммуникационных технологий для оптимизации процесса обучения.

Организация учебной деятельности в системе дистанционного обучения требует от сетевого преподавателя выстраивания учебного процесса в специализированной информационно-образовательной среде, отличной от традиционной системы обучения.

Ключевыми средствами педагогической деятельности сетевого учителя, обеспечивающими эффективность учебного процесса, являются:

  • индивидуализация педагогических воздействий в соответствии с психологическими, возрастными и личностными особенностями ученика;

  • систематическое интерактивное коммуникационное взаимодействие со всеми участниками дистанционного учебного процесса (учащимися и их родителями, сетевыми педагогами-кураторами, психологами, методистами, администрацией) в образовательном пространстве Интернет-школы.

К основным квалификационным характеристикам сетевого учителя можно отнести владение знаниями в области:

  • современных личностно ориентированных форм и методов обучения;

  • современных методик и дидактических приемов дистанционного обучения;

  • педагогической психологии, необходимой для реализации индивидуально ориентированного подхода в условиях дистанционного обучения;

  • разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий, использующихся в процессе дистанционного обучения;

  • управления учебным процессом в условиях дистанционного обучения;

  • проведения мониторинга учебного процесса учащихся, оценки его эффективности.

Организация учебной деятельности учащихся в системе дистанционного обучения требует от сетевого преподавателя выстраивания учебного процесса в специализированной информационно-образовательной среде, обладающей рядом фундаментальных особенностей и отличий от традиционной системы очного обучения. Наиболее значимыми из них являются:

  • индивидуально организованный учебный процесс в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями учащихся;

  • опосредованное интерактивное общение всех участников образовательного процесса;

  • реализация дифференциации содержания и процесса обучения в зависимости от способностей и познавательных потребностей обучаемых; отсутствие жесткого регламента учебных занятий;

  • психологический комфорт;

  • значительная доля самостоятельных занятий учащегося.

Определяющим в организации коммуникационного взаимодействия в Интернет-школе является стиль письма, используемый сетевым преподавателем. Этот стиль должен быть гибким и зависеть от особенностей учащихся, которым адресуются письма.

В процессе обучения в Интернет-школе «Просвещение.ru» сетевой преподаватель совместно с педагогом-куратором работают над развитием у учащегося навыка самостоятельного планирования деятельности, выбора адекватного его индивидуальным особенностям темпа и ритма учебных занятий. Школьник сам устанавливает порядок освоения учебных курсов – пошаговый или модульный.

Такие возможности обеспечены технически и содержат в себе значительный педагогический потенциал, так как подросток постоянно находится в поле реального многовекторного выбора. Это является ключевым механизмом социализации личности и формирования ее деловых компетенций. Сетевой преподаватель сопровождает учебную деятельность учащегося не в качестве руководителя, а как консультант и наставник. А для этого ему приходится использовать иной, чем принято в традиционной системе образования, педагогический инструментарий.

В задачу сетевого преподавателя входит оказание помощи учащимся в освоении способов получения сигналов обратной связи от компьютера и их использования как инструмента, с помощью которого становится возможным самостоятельно управлять своей учебной деятельностью, добиваясь тех результатов, которые они сами перед собой ставят.

Сигналы обратной связи, благодаря принятой в Интернет-школе системе оценивания, в режиме он-лайн поступают учащимся в высшей степени оперативно. Сетевой преподаватель, используя механизм самооценивания школьника и сопоставления этих результатов с объективно полученными в режиме он-лайн баллами, стимулирует ребенка к осознанному осуществлению учебной деятельности, что является существенной предпосылкой для развития навыка самообразования.

Таким образом, в условиях дистанционного обучения коренным образом меняются роли всех участников образовательного процесса. При этом проявляются ключевые различия по характеру функционирования каждого из них. Так учащиеся становятся активными деятелями, разработчиками стратегии собственного образования, учителя – управляющими, кураторами индивидуально ориентированного образовательного процесса.

Процесс дистанционного обучения, организованный в соответствии с предлагаемой моделью ролевого функционирования его участников, сам по себе стимулирует и развитие навыков самоорганизации у учащегося и его социализацию.

Сетевой преподаватель, помогающий ребятам в освоении нового информационного образовательного пространства в Интернет-школе, строит взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса на основе следующих базовых принципов:

  • доверия и открытости;

  • доброжелательности и взаимоподдержки;

  • объективности;

  • многообразия возможностей;

  • приоритета индивидуально-ориентированных педагогических технологий;

  • рефлексивного подхода к учебной и педагогической деятельности;

  • стремления к созданию ситуации успешности для каждого учащегося.

Для реализации этих принципов в палитру педагогических средств сетевого педагога включается инструментарий, в значительной степени отличающийся от традиционного, который используется каждым педагогом в системе среднего образования.

Так, процесс становления взаимоотношений сетевого учителя и учащихся проходит в несколько этапов (знакомство, определение средств коммуникации, поиск оптимальных приемов коммуникации, установление формата делового сотрудничества и т.д.), в то время как для учителя, работающего в очном режиме, этот процесс настолько быстротечен, что вряд ли кто-нибудь подразделяет его на этапы, и, тем более, технологически выстраивает.

Поэтому в условиях дистанционного обучения важными являются те механизмы, которыми пользуется сетевой преподаватель при организации межличностного общения со своими учениками.

Среди них наиболее значимыми являются:

  • организация переписки с целью индивидуального и группового общения;

  • оперативность реакции на потребности и инициативы учащегося;

  • широкие возможности использования различных форматов общения (открытые общедоступные форумы, форумы по предметному содержанию, закрытые форумы, электронные доски объявлений и сообщений, электронная почта и т.п.);

  • организация индивидуальной деятельности учащегося;

  • создание условий для повышения мотивации самостоятельной деятельности учащегося;

  • организация групповой деятельности в информационно-образовательной среде и создание оптимального делового микроклимата в виртуальной учебной группе;

  • высокий уровень ИКТ-компетенций, позволяющий сетевому учителю общаться с учащимся на уровне, который задают сами ученики и т.д.

Однако определяющим в организации коммуникационного взаимодействия в информационно-образовательной среде Интернет-школы является стиль письма, используемый сетевым преподавателем. Этот стиль должен быть весьма гибким и зависеть от особенностей тех учащихся, которым адресуются письма. Так, сетевым преподавателям Интернет-школы рекомендуются для использования разные стили письма в зависимости от темперамента, коммуникативных характеристик, уровня тревожности учащихся и т.п.

В зависимости от необходимости решения той или иной педагогической проблемы используются:

  • информационные письма;

  • письма-знакомства;

  • письма-анкеты;

  • письма-советы;

  • письма-напоминания;

  • письма-назидания;

  • частные письма.

Как показывает практика, чаще всего сетевые учителя используют различные комбинации и сочетания этих форм. При этом необходимо учитывать, что для учащихся с разными психологическими особенностями, даже при использовании одной и той же функциональной формы письма, необходимо внимательно относиться к стилю его написания.

В работах одного из ведущих ученых в области дистанционного обучения профессора, доктора педагогических наук, Е.С. Полат отмечается, что «дистанционное обучение – это система. Как любая система, она не может быть полностью автономной, изолированной от других форм обучения в макросистеме непрерывного образования. Если речь идет о базовом образовании, то дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (т.е. по соответствующим образовательным программам), с тем же содержанием. Но формы подачи и организации учебного материала, формы взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой здесь иные.

Дидактические принципы организации учебного процесса в любой форме обучения, будь то очная или дистанционная, в основе своей также должны быть теми же, но реализуются они специфическими способами, обусловленными особенностями новой формы обучения, возможностями информационной среды интернета, ее услугами».

Специфика работы учащегося Интернет-школы «Просвещение.ru» в дистанционном режиме обусловлена тем, что каждый сетевой урок представлен учебными материалами, не свойственными системе очного образования. Среди них:

  • методические рекомендации для учащегося по освоению учебного материала;

  • система открытого планирования всех тем и разделов урока;

  • последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста с подразделением на базовый и углубленный уровни, содержащего ссылки на другие учебные материалы и связывающего все информационные массивы;

  • терминологический словарь;

  • мультимедийные объекты: видео- и аудиофайлы, графические объекты, интерактивные карты;

  • интерактивные тесты;

  • тренажеры по предметам;

  • лабораторный практикум удаленного доступа;

  • комплексные домашние задания и творческие работы;

  • справочники;

  • богатый иллюстративный материал;

  • архивная и энциклопедическая информация;

  • библиографические ссылки;

  • система поиска информации.

Пути и приемы, задействованные в период работы учащихся над материалом интернет-уроков, многочисленны и разнообразны. Сами по себе они в значительной степени отличаются от тех механизмов, которые актуализируются в процессе очного традиционного обучения. В условиях дистанционного обучения сетевые преподаватели ставят перед собой задачу не только достижения высокого уровня освоения учебного материала, но и развития у учащихся таких навыков, как умение ставить учебную цель, формулировать информационный запрос, находить адекватные источники информации, грамотно извлекать информацию, владеть приемами просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения; использование приобретенной информации и знаний, выработанных на ее основе в собственной письменной речи, развитие визуальной, двигательной и словесно-логической памяти.

В задачи сетевого преподавателя, осуществляющего методическое сопровождение учащегося, также как для учителя традиционной системы образования, входит формирование у детей общеучебных навыков, таких как навык запоминания и воспроизведения, навык интерпретации и использования полученных знаний при решении задач различного уровня, навык анализа, навык переноса знаний, навык постановки проблем и др.

Вопросы формирования критического и творческого мышления у учащихся, устойчивой мотивации познавательной деятельности могут быть решены с помощью освоения ребятами новых форм учебной деятельности, обеспеченных возможностями информационно-образовательной среды. Прежде всего в условиях дистанционного обучения школьники учатся работать с информацией: они приобретают навык эффективного поиска необходимых сведений, их структурирования, анализа и оценки. Оценка информации с точки зрения достоверности, полноты, ценности, актуальности, динамичности (или статичности), релевантности – все эти действия входят в ежедневную практику любого старшеклассника, обучающегося в условиях дистанционного обучения.

Система оценивания, предусмотренная в Интернет-школе «Просвещение.ru», также создает предпосылки для освоения учащимся новых видов деятельности, таких как работа в тестовом режиме он-лайн, что при использовании разнообразных видов тестов способствует развитию целого комплекса общеучебных навыков. Он-лайн режим учебной деятельности постоянно стимулирует учащегося к самооцениванию, сравнению получаемых объективно результатов с прогнозируемыми, сопоставление их и осуществление самокоррекции своей учебной деятельности. Сетевой преподаватель ориентирует учащегося на прозрачно представленные критерии оценивания, что предполагает более тонкую детализацию самого процесса учебной деятельности и опосредованно способствует развитию навыка рефлексии.

Осваивая учебные программы в Интернет-школе учащийся в сопровождении сетевого учителя в значительной степени повышает уровень своей ИКТ-компетентности, что позволяет ему рационализировать свою учебную деятельность, относиться к ней осмысленно, самостоятельно ее организовывать и регулировать. Не менее важна при этом роль сетевого преподавателя в формировании у детей навыка самостоятельного управления своей учебной деятельностью, что является необходимым условием эффективного обучения в системе дистанционного обучения. Освоив приемы функционирования в информационно-образовательной среде, учащийся, побуждаемый сетевым преподавателем, начинает эффективно пользоваться возможностями самого информационно-образовательного ресурса.

Основными средствами повышения мотивации всех вышеуказанных видов деятельности является:

  • организация проблемно-поискового режима занятий, который в условиях дистанционного обучения реализуется через постоянный письменный диалог с учащимися в различных форумах Интернет-школы как в индивидуальном, так и групповом режимах;

  • постановка превентивных вопросов проблемного характера, предшествующих освоению материала следующих уроков, которые нацеливают учащихся на поиск информации и ее использование для ответов на эти вопросы;

  • использование системы «назначения уроков заново» с ротацией тестовых заданий в них;

  • проведение тематических внутригрупповых и межгрупповых интернет-конференций с учащимися;

  • размещение на образовательной платформе лучших работ учащихся с целью их широкого обсуждения;

  • использование системы самооценивания и обсуждения с учителем его результатов и т.п.

В заключение отметим, что средства педагогической деятельности сетевого преподавателя в значительной степени отличаются от способов деятельности учителя, ведущего преподавание в очном режиме. Поэтому и функциональные обязанности сетевого преподавателя системы среднего образования, представленные в достаточно общем виде, коренным образом отличаются от функциональных обязанностей педагога очного образования.

В условиях, когда в системе дистанционного обучения сетевой педагог реализует учебный процесс в соответствии с функциональными обязанностями, которые в сегодняшней практике сформулированы пока на чисто эмпирической основе, безусловно встает вопрос о подходах к нормативно-правовому регулированию его деятельности.

Марина КОНДАКОВА,
к.п.н. директор НП «Телешкола»,
Елена ПОДГОРНАЯ,
директор Центра дистанционного обучения Интернет-школа «Просвещение.ru»
Рейтинг@Mail.ru