Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2008

ТЕМА НОМЕРА: УПРАВЛЯЮЩИЕ СОВЕТЫ
 

Устав и иные локальные акты в ОУ

Создание в школе совета не противоречит законодательству

Представляем фрагменты модульного курса, входящего в портфель методических материалов для тьюторов, которые обучают школьных управляющих. Курс разработан в проекте, начатом при поддержке Британского совета в России.

Устав об управлении образовательным учреждением

Требование отразить в уставе образовательного учреждения структуру, порядок формирования органов управления ОУ, их компетенцию и порядок организации деятельности конкретизируется статьей 12 и пунктами 2 и 5 статьи 35 Закона РФ «Об образовании». В них говорится, что управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Формами самоуправления  ОУ являются совет ОУ, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.

Поскольку список возможных форм участия общественности в управлении образовательным учреждением является открытым, создание в школе управляющего совета не противоречит законодательству. При этом в его уставе в обязательном порядке должно быть указано, что именно такая форма – управляющий совет – выбрана в качестве формы реализации в управлении ОУ принципа государственно-общественного управления.

Одним из обязательных условий является закрепление в уставе компетенций, перечня полномочий управляющего совета, порядка его формирования, разграничение полномочий между управляющим советом, руководителем и другими органами управления и самоуправления.

Это означает, что те или иные полномочия не могут одновременно быть закреплены и за управляющим советом, и за руководителем учреждения, именно это требуется разумно и оптимально разделить. Их совместная компетенция по тем или иным вопросам также возможна, но в таком случае необходимо определить, кто именно – управляющий совет или руководитель учреждения – утверждает решение по данному вопросу, а кто имеет право на его согласование. Кроме того, должно быть не только понятно, но и нормативно закреплено, что утверждение решения без его согласования невозможно.

Общие границы компетенции управляющего совета и руководителя ОУ установлены статьей 32 Закона РФ «Об образовании», в которой указана собственная компетенция и ответственность ОУ. Согласно этой статье: «Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения».

К компетенции образовательного учреждения, в частности, отнесено:

  • материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса;

  • оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;

  • привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом ОУ, дополнительных источников финансовых и материальных средств;

  • подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

  • использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий;

  • разработка и утверждение компонента ОУ государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов, рабочих программ учебных курсов и дисциплин;

  • утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков.

Общеобразовательное учреждение самостоятельно осуществляет образовательный процесс в соответствии с уставом ОУ, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации, определяет выбор учебников из утвержденных федеральных перечней, формирует контингент обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты.

Относительно порядка формирования управляющего совета, согласно требованиям Закона РФ «Об образовании», в уставе должны быть также определены и в основном описаны процедуры, применяемые при его формировании: выборы, назначение, кооптация, а также перечислены категории лиц, которые становятся членами управляющего совета в порядке реализации вышеперечисленных процедур, установлено соотношение между различными категориями членов управляющего совета. Все вышеперечисленные требования необходимо выполнить при разработке новой редакции устава в связи с введением в школе управляющего совета.

Типовое Положение об уставе ОУ

Требования Закона РФ «Об образовании» к уставу общеобразовательного учреждения не являются исчерпывающими, что прямо следует из пункта 5 статьи 12 данного закона: «Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений».

Это означает, что и в части определения в уставе формы участия общественности в управлении, порядка формирования органа общественного участия, его компетенции, в регулировании уставом других вопросов в обязательном порядке следует также руководствоваться действующим типовым Положением об общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г., № 196.

Данное типовое Положение не содержит каких-либо требований, конкретизирующих соответствующие положения Закона РФ «Об образовании» к организации управления общеобразовательным учреждением и, практически, повторяет изложенные в законе нормы.

Типовое Положение устанавливает также (пункт 72), что разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется его уставом. То есть определение порядка формирования и компетенции органа участия общественности в управлении ОУ отнесено типовым Положением на усмотрение общеобразовательного учреждения и его учредителя.

Устав о полномочиях управляющего совета

Изложенное выше означает, что учредитель и коллектив общеобразовательного учреждения вправе руководствоваться в этом вопросе, например, методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ (Письмо Минобрнауки России № 14–51–131 от 14.05.2004), которые предлагают для управляющего совета следующий перечень инвариантных и вариативных полномочий, дополненный в ходе проведения двухлетнего федерального эксперимента по апробации школьных управляющих советов.

Полномочия нормативного характера:

1. Принятие изменений и (или) дополнений в устав общеобразовательного учреждения с последующим внесением данных изменений и дополнений на утверждение учредителя.

2. Утверждение изменений и дополнений правил внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения (с учетом мнения представительного органа работников учреждения).

3. Установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения.

4. Установление режима занятий обучающихся, в части, не оговоренной уставом; принятие решения о введении (отмене) единой формы одежды для обучающихся и работников образовательного учреждения в период занятий.

Разработка и утверждение иных локальных нормативных актов ОУ по вопросам, отнесенным к его компетенции, в том числе в части определения не регулируемых уставом:

  • прав, обязанностей и принципов взаимоотношений участников образовательного процесса;

  • структуры, компетенции, порядка формирования и работы органов самоуправления общеобразовательного учреждения;

  • системы оценок при промежуточной аттестации, форм и порядка ее проведения;

  • порядка замещения вакансий педагогических работников и распределения их учебной нагрузки;

  • порядка распределения стимулирующих выплат педагогическому персоналу общеобразовательного учреждения, иным работникам общеобразовательного учреждения;

  • порядка привлечения финансовых и материальных средств из дополнительных (внебюджетных) источников, целей, направлений и порядка их использования;

  • порядка реализации общеобразовательным учреждением дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг;

  • порядка формирования контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты в части, не установленной органом местного самоуправления;

  • порядка и условий деятельности в общеобразовательном учреждении учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений, координации деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенных законом.

По вопросам организации общеобразовательным учреждением образовательного процесса происходит утверждение:

– образовательной программы (образовательных программ), годового учебного плана общеобразовательного учреждения (по представлению педагогического совета);

– годового календарного учебного графика, согласованного с органами местного самоуправления;

– перечня используемых общеобразовательным учреждением учебников из утвержденных РФ перечней учебников (по представлению педагогического совета);

– компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов (по представлению педагогического совета);

– профилей обучения на старшей ступени общего образования, введения новых методик образовательного процесса и образовательных технологий (по представлению педагогического совета).

По вопросам управления ресурсами, включая кадровые ресурсы, и финансами общеобразовательного учреждения управляющий совет:

1. Согласовывает по представлению руководителя общеобразовательного учреждения бюджетную заявку и смету расходов бюджетных средств общеобразовательного учреждения, отчет руководителя общеобразовательного учреждения об исполнении указанной сметы.

2. Согласовывает по представлению руководителя общеобразовательного учреждения смету расходов средств, полученных общеобразовательным учреждением от уставной, приносящей доходы деятельности, отчет руководителя общеобразовательного учреждения об исполнении указанной сметы.

3. Утверждает смету расходования средств, поступающих в качестве целевых безвозмездных отчислений физических и юридических лиц, отчет руководителя об исполнении сметы расходов.

4. Согласует штатное расписание общеобразовательного учреждения, распределение должностных обязанностей.

5. Распределяет по представлению руководителя образовательного учреждения стимулирующие выплаты педагогическому персоналу общеобразовательного учреждения, иным работникам общеобразовательного учреждения.

6. Согласует решения руководителя общеобразовательного учреждения о заключении (расторжении) трудовых договоров с педагогическими и иными работниками общеобразовательного учреждения.

7. Согласует с учредителем решение о заключении (расторжении) трудового договора с руководителем общеобразовательного учреждения;

8. Утверждает планы и программы общеобразовательного учреждения по совершенствованию материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, по оборудованию помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, по созданию в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, по контролю их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Этот и другие модульные курсы выпущены издательством «Вердана» в 2007 году. А первой базовой книгой, своего рода учебником для управляющих, стало «Руководство для членов школьных управляющих советов» (М.: Вердана, 2006).

Управляющий совет принимает решение об исключении обучающегося из школы и согласовывает его с местной комиссией по делам несовершеннолетних.

Управляющий совет как орган стратегического управления, утверждает программу развития общеобразовательного учреждения, а также утверждает и представляет общественности и учредителю ежегодный публичный отчет о деятельности общеобразовательного учреждения, включая его финансово-хозяйственную деятельность.

По договоренности между школьным сообществом и учредителем школы возможно наделение управляющего совета и иными, кроме указанных выше, полномочиями по управлению деятельностью образовательного учреждения.

Управляющий совет вправе также принимать к своему рассмотрению решения по вопросам, не отнесенным уставом школы к его компетенции, но в этом случае такие его решения будут иметь для учредителя, руководителя школы и участников образовательного процесса рекомендательный характер.

Передача такого объема полномочий управляющему совету не связана с сохранением ответственности руководителя общеобразовательного учреждения за принятые решения.

Согласно пункту 71 типового Положения об общеобразовательном учреждении «руководитель общеобразовательного учреждения несет ответственность перед обучающимися, их родителями (законными представителями), государством, обществом и учредителем за результаты своей деятельности» только «в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом общеобразовательного учреждения». Таким образом, руководитель общеобразовательного учреждения не может нести ответственности за решения, не отнесенные к его компетенции уставом этого учреждения и, соответственно, функциональными обязанностями и трудовым договором.

Порядок согласования управляющим советом кандидатуры на должность руководителя общеобразовательного учреждения определяется порядком замещения вакансии руководителя, предусмотренным уставом общеобразовательного учреждения. Типовое Положение об общеобразовательном учреждении устанавливает что, как правило, «руководитель муниципального общеобразовательного учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления». Кроме назначения руководителя, учредитель может установить и утвердить в уставе общеобразовательного учреждения иной порядок, выбрав один из вариантов, предложенных пунктом 4 статьи 35 Закона РФ «Об образовании»:

  • избрание коллективом образовательного учреждения;

  • избрание коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;

  • избрание коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;

  • назначение учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;

  • наем учредителем.

В случае согласия учредителя вполне возможно среди прочих полномочий закрепить за управляющим советом право на согласование кандидатуры на замещение должности руководителя общеобразовательного учреждения.

Устав и иные локальные акты ОУ о формировании и деятельности УС

В тексте школьного устава возможно максимально полно и подробно описать порядок формирования и деятельности управляющего совета. Но это приведет, скорее всего, к тому, что текст документа по большей части будет посвящен только управляющему совету. Возможен и иной подход. В уставе можно описать количественный и качественный состав управляющего совета, общий порядок его формирования, срок полномочий, периодичность его собраний (заседаний) и выборов. А все остальные подробности формирования и деятельности управляющего совета можно вынести в специальное школьное положение «Об управляющем совете». Также следует разработать и отдельное специальное школьное положение «О порядке формирования управляющего совета».

Эти положения необходимо признать уставом в качестве школьных локальных актов и определить в нем порядок их утверждения, т.е. кто вправе утверждать такие положения своим решением: учредитель, школьная конференция, управляющий совет или иной школьный орган. Для этого в разделе устава, посвященном управляющему совету, полезно указать, что порядок формирования и деятельности управляющего совета, в части, не урегулированной уставом, определяется иными локальными актами – положениями «Об управляющем совете» и «О порядке формирования управляющего совета».

Александр СЕДЕЛЬНИКОВ,
член «Группы развития общественного участия
в управлении школой»
Рейтинг@Mail.ru