Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2008

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Образовательный стандарт

Стандарт как договор

Конец ушедшего года прошел под знаком не только обсуждения результатов нацпроекта «Образование», но и свежих новостей с фронта разработки стандартов нового поколения. Мы, разумеется, тоже не остались в стороне. На круглый стол, состоявшийся в Издательском доме «Первое сентября», пришли генеральный директор издательства «Просвещение», руководитель коллектива разработчиков стандартов нового поколения Александр КОНДАКОВ и профессор МГУ, член-корреспондент РАО, возглавляющий одну из рабочих групп в команде разработчиков Александр АСМОЛОВ.

Это была уже не первая подобная встреча в нашей редакции. И тем приятнее было фиксировать те изменения, которые произошли в работе над проектом стандартов за минувший год. Гораздо яснее стали выглядеть многие узловые положения, на которых выстраивается концепция нового документа.

В частности, А. Асмолов особо подчеркнул тот факт, что все предыдущие реформы в образовании делались «без учета мотивации тех людей, на которых они были направлены. Нам нужно новое понимание стандарта, не связанное с минимумом знаний. Кто говорит про минимум знаний, получает минимум образования. Поэтому возникла необходимость увидеть стандарт как инструмент общественного договора».

Эта позиция тем более актуальна в связи с понятием «образовательные результаты». Ведь у образовательных стандартов много разных потребителей. Это и родители, и школьники, и учителя, и вузы, и работодатели и т.д. И каждый потребитель хочет увидеть в образовательных результатах то, что наиболее значимо для него. Совместить в одном документе потребности столь разных потребителей непросто.

Предполагается, что в разделе «Требования к освоению основных общеобразовательных программ», который ориентирован на родителей, законодателей, результаты должны быть представлены в общем виде как определенная конкретизация целей образования. А в примерных программах по отдельным учебным предметам, которые предназначены для учителей, авторов учебников, результаты должны быть более детализированы.

Новые стандарты не поставят в школе все с ног на голову. Но ситуацию, надеемся, изменят

Напомним, что в концепции новых госстандартов образовательные результаты понимаются как достижения общекультурного, познавательного и личностного развития учащегося. Именно поэтому  ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений, формирования других компетенций и целостной картины мира. Разрабатываемая в рамках проекта подготовки новых госстандартов Программа развития универсальных учебных действий призвана обеспечить формирование универсальной способности человека – умения учиться.

На стержневых вопросах при разработке стандартов подробно остановился А. Кондаков. «Чему учить? Зачем? Ради чего? На этих моментах мы делаем основной акцент, обсуждая проект в рабочих группах, – подчеркнул Александр Михайлович. – В связи с этим выделение фундаментального ядра – одна из принципиальных новаций настоящей разработки стандарта образования».

А. Кондаков пояснил, что одна из главных задач фундаментального ядра – достижение консенсуса  во взглядах на  научное  содержание образования между так называемой «академической наукой», педагогами и  методистами-предметниками. Основная ошибка предшествующих разработок заключалась в том, что мнение «академической науки» практически игнорировалось, что и привело, в конечном итоге, к резкому снижению уровня фундаментальности российского школьного образования.  Теперь этот перекос будет исправлен. Планируется, что проекты концепций образовательных областей по разным направлениям будут предложены к обсуждению уже в 2008-м году.

Он также напомнил еще об одном существенном отличии новой версии стандартов, которая будет содержать не Базисный учебный план, а Базисный образовательный план, в который, в частности, будут включены программы воспитания и социализации. «Образование должно решать задачу гражданской консолидации», – заметил А. Кондаков.

Предлагаемый вариант второго поколения стандарта ориентирован не только на анализ и оценку индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ, но и на анализ и оценку состояния системы образования на всех уровнях. А это значит, что в комплексе нормативных и методических документов будут прописаны требования к условиям осуществления образовательного процесса, условия для успешной образовательной деятельности детей. Иными словами, некий уровень, ниже которого нельзя опускаться, будет задан. И его придется выдерживать не только самой школе, но и методистам, работникам управлений образования, региональным властям, губернаторам.

Таким образом, как видно из нашего небольшого обзора, разработчики стандартов общего образования второго поколения, задались благородной, но непростой целью: сделать новый документ результатом консенсуса, договора множества людей – от государства, региональных властей, управленцев, педагогов и методистов до родителей и детей. Задача непростая, но найти общий язык, видимо, необходимо.
И А. Кондаков, и А. Асмолов в своих высказываниях были реалистичны и аккуратно, но твердо говорили о национальной, социальной и экономической разобщенности страны. По их мнению, было бы нелишним, если бы данный документ инициировал договорные процессы в обществе по разным вопросам.

Ну а напоследок представляем вам планируемый пока график введения образовательных стандартов второго поколения:

  • введение программ начальной школы в экспериментальном режиме – с 1 сентября 2008 года;

  • основной школы – с 1 сентября 2009 года;

  • старшей школы – с 1 сентября 2010 года.

Чего ждать в ближайшее время?

В 2008 г. работа над стандартом вступает в новую фазу. Важнейшим элементом становится реализация пилотного проекта в ряде регионов (субъектов Федерации) и крупных городах всех федеральных округов РФ.

В качестве экспериментальных площадок выбраны:

– Центральный федеральный округ – Москва и Московская область;

– Северо-западный федеральный округ – Ленинградская и Калининградская области;

– Южный федеральный округ – республика Дагестан и г. Ростов-на-Дону;

– Приволжский федеральный округ – республика Татарстан и г. Оренбург;

– Уральский федеральный округ – Ямало-Ненецкий автономный округ и г. Челябинск;

– Сибирский федеральный округ – г. Новосибирск, г. Омск;

– Дальневосточный федеральный округ – Приморский край и республика Саха (Якутия).

Узнать подробности о содержании и направлениях работы над новым стандартом образования, задать вопросы вы можете на сайте http://standart.edu.ru

Подготовила Яна САРТАН

Приведены выдержки из Проекта Требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ.

Рейтинг@Mail.ru