Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2007

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

Курсы повышения квалификации

Н.Л. Галеева

Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Номер газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Профессиональная компетентность учителя – главный ресурс качества образовательного процесса.

18

Лекция 2. Педагогический анализ результатов школьного образовательного процесса в системе «учитель–ученик».

19

Лекция 3. Управление качеством ресурсов и условий образовательной среды в системе «учитель – ученик».

Контрольная работа № 1.

20

Лекция 4. Развитие управленческих компетенций учителя в условиях школы.

21

Лекция 5. Управление ростом уровня предметно-методической компетентности учителя в школе.

22

Лекция 6. Управление развитием коммуникативной компетентности учителя в школе.

Контрольная работа № 2.

23

Лекция 7. «Горизонтальная» и «вертикальная» карьера учителя.

24

Лекция 8. Творческая и исследовательская компетенции учителя.

Итоговая работа.

Лекция 8
«Горизонтальная» и «вертикальная» карьера учителя

Слово, как живой организм, рождается, развивается, меняя значение, адаптируется к среде, путешествует, умирает… Мои ровесники помнят времена, когда для большинства людей слово «карьера» имело негативный оттенок. Характеристика человека словом «карьерист» рождало у одних зависть, у других презрение, отражая память о недавних страницах истории, когда карьерный рост строился на личных отношениях, коррупции, предательстве и т.д. И сегодня два из трех слов с латинским корнем (carriera, итал. – бег, жизненный путь, поприще) в Толковом словаре русского языка (2004 г.) имеют определение «неодобр.»: «карьеризм» и «карьерист».

Между тем и у В.И. Даля и у С.И. Ожегова слово «карьера» не имело неодобрительной оценки и обозначало:

1) продвижение в какой-либо сфере деятельности;

2) достижение известности, славы, выгоды;

3) обозначение рода занятий, профессии (напр., карьера учителя).

Поэтому предлагаю читателю вернуться к первоначальному значению слова «карьера» и словосочетанием «вертикальная карьера учителя» обозначить изменения функциональных обязанностей, ведущие к вхождению в новую должность. Например, назначение учителя председателем методического объединения (МО), методистом окружного уровня, завучем, директором, чиновником управления
и т.д. «Вертикальная карьера» практически совпадает с традиционными представлениями о карьере профессионала.

А поговорим мы сегодня о другом способе реализации карьерного роста для учителя, который выражается в непривычном словосочетании: «горизонтальная карьера учителя». В отличие от предыдущего типа карьеры здесь не происходит смены функционала и должность у специалиста остается той же – «учитель». Но, оставаясь в должности учителя, специалист вправе совершенствовать качество собственной деятельности практически бесконечно.

Педагог может стать автором и разработчиком новых технологий, методик, курсов, учебников и учебно-методических комплексов, публиковать свои разработки в профессиональных журналах, или даже избрать научное направление «горизонтальной карьеры» – участвовать в опытно-экспериментальной деятельности научных кафедр исследовательских и педагогических институтов, проводящихся на базе школы, писать научно-популярные книги, научные монографии, наконец, подготовить и защитить диссертацию.

Итак, «вертикальная карьера» – это движение по служебной лестнице, а «горизонтальная» – рост уровня профессиональной компетентности специалиста «на своем рабочем месте». Развития профессионализма требуют оба направления, но содержание компетентностей будет отличаться (см. лекцию 1, «УШ» №17/2007).

Для вертикальной карьеры учителю необходимы знания и умения в области андрогогики (обучение взрослых), в области управления социальными системами высокого уровня сложности и т.д. Для успешной реализации горизонтальной карьеры, кроме стремления к творческой деятельности, необходим высочайший уровень управленческой компетентности и в первую очередь умение управлять собой, собственным пространством, ресурсами и временем.

Сегодня «горизонтальная карьера» учителей – это главный ресурс роста качества образовательного процесса в школе. Поэтому так важно школьным управленцам всех уровней использовать все возможности для обеспечения горизонтальной карьеры педагогов в ОУ:

  • индивидуальный подход к проектированию методической работы каждого учителя (см. табл. 2 в лекции 1, «УШ» № 17/2007);

  • организация проблемно-творческих групп с приглашением в качестве руководителей ученых-исследователей;

  • проведение научных и практико-ориентированных семинаров на базе школы с обязательным участием учителей школы;

  • организация профессиональных конкурсов в школе;

  • обеспечение методического сопровождения участия учителей в конкурсах вне школы;

  • включение в систему школьного управления системы целевых поощрений, вознаграждений и т.д.

Первый из перечисленных ресурсов не требует никаких материальных затрат, кроме изменений в управлении работой методических объединений. Для второго и третьего необходимо обеспечение связи школы с научными учреждениями или отдельными учеными. Сегодня она может осуществляться не только в реальном пространстве, но и в формате дистанционных семинаров, как это происходит на завоевавшем авторитет у российских школ сайте А.В. Хуторского http://khutorskoy.ru/science/conf/index.htm.

Сегодня мы обсудим возможности трех последних ресурсов. И начнем с самого последнего, иллюстрирующего один из важнейших законов управления: за что хвалим, то и получаем.

…Август. Первый педсовет. Традиционные представления новых учителей, поздравления с летними юбилеями и семейными торжествами. И – обязательно – вручение грамот за… а вот это вы придумаете или выберете сами, в зависимости от особенностей контингента вашего образовательного учреждения, учебного процесса и т.д.

Вот, например, за что хвалят учителей в московской школе № 196, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья:

  • За активное внедрение принципа «понимание, помощь, поддержка».

  • За внимание к проблемам детей.

  • За успехи в раскрытии творческого потенциала детей.

  • За лучшую работу воспитателя.

  • За сохранение традиций школы.

  • За коллегиальность, открытость и дружелюбие.

  • За эффективное внедрение индивидуализации в учебный процесс.

  • За самый красивый и удобный кабинет.

  • За лучшую индивидуальную методическую работу года по предмету.

  • За лучший открытый урок.

  • За активное освоение новых современных технологий.

  • За активный рост профессиональной компетентности.

  • За успешное руководство коллективной методической работой по предмету.

  • За успехи в организации школьных СМИ.

  • За активное распространение опыта коллектива за пределами школы.

  • За самые высокие результаты учеников на экзаменах и т.д.

Ученики оформляют в цифровом формате именные грамоты по номинациям с использованием фотографий конкретных учителей с детьми. Подобные грамоты в наш прагматичный век имеют большое значение и для учителя (награждается каждый), и для всего коллектива, определяя приоритеты развития всей школы.

Такой профессиональный конкурс, который мы подготовили и провели в одной из школ Центрального округа Москвы, сможет реализовать любое образовательное учреждение. Обратите внимание, события конкурса как бы вписаны в школьное образовательное пространство – в плане ОУ всегда есть открытые уроки, конкурсы, соревнования, игры. Так что специально организованным оказывается только весенний праздник «Учитель года школы № _____ ». (См. табл. 1)

Таблица 1

Этап

Сроки проведения

Содержание

I. Предметный

Стартует в День учителя.

Проходит до 1 декабря. К 15 декабря определяются победители первого тура.

К 1 сентября Приказом по школе определяется состав оргкомитета конкурса.

Оргкомитет организует и проводит старт конкурса, присутствует на всех конкурсных уроках, классных часах и т.д.

15 декабря на специальном стенде называют имена победителей I этапа

На заседаниях МО в августе–сентябре определяются участники конкурса. Им предстоит в течение двух месяцев – в октябре и ноябре – провести открытые уроки, внеклассные мероприятия, оформить материалы уроков в виде папки (описание урока, авторские рабочие материалы для детей, компьютерные презентации с методическим сопровождением, план проведения экскурсии, классного часа и т.д.)

II. Межпредметный

Стартует на педсовете в зимние каникулы.

Проходит в течение января и февраля, результаты объявляются 1 марта.

Члены оргкомитета наблюдают за процессом взаимодействия учителей во время подготовки, оценивают стиль и эффективность общения, присутствуют на всех мероприятиях, собирают материалы представленных проектов.

Итоги подводят к 1 марта

В течение II этапа учителя-предметники должны продемонстрировать свое умение работать в коллективе с коллегами.

Педагоги объединяются по двое или по трое и готовят с учениками мероприятие межпредметного или надпредметного характера: праздник, конкурс, соревнование, игру и т.д.

III. Общешкольный

Проходит на специальном школьном празднике «Учитель года» в один из дней весенних каникул.

Открытый этап проводится для победителей II этапа, на котором участников-финалистов делят по номинациям.

Соответственно номинациям проходят представления:

«Совершенство» – учителя со стажем более 20-ти лет, которых представляют выпускники;

«Мастерство» – учителя со стажем от 10-ти до 20-ти лет, их представляют родители;

«Восхождение» – учителя со стажем от 3-х до 10-ти лет, их представляют ученики;

«Премьера» – учителя со стажем работы меньше 3-х лет – они представляют себя сами

Для каждой номинации проводится свой профессиональный конкурс:

«Совершенство» – рассказ о самом значительном событии в жизни учителя;

«Мастерство» – представление собственной педагогической концепции;

«Восхождение» – представление собственной программы, технологии, транслируемых разработок и т.д.;

«Премьера» – игра со зрительным залом (предметного или межпредметного содержания).

Умение учителей-конкурсантов петь и танцевать придадут представлению особый шарм, добавят дополнительные баллы, но обязательными не считаются

Еще одним ресурсом, обеспечивающим горизонтальную карьеру учителя, можно назвать участие в профессиональных всероссийских и городских смотрах и конкурсах.

Приоритетный национальный проект «Образование» (далее – ПНПО) по направлению «Конкурсный отбор лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование» реализует основные цели государственной сферы образования, одновременно обеспечивая необходимый уровень объективности и гласности в оценке обществом способов достижения этих целей. За последний год в печати появилось много публикаций, содержащих комментарии к содержательному наполнению критериев отбора победителей конкурсного проекта, подробные пояснения организационного механизма работы конкурсной процедуры и модели экспертизы материалов, предоставляемых претендентами и описание процедуры мониторинга эффективности проекта.

Анализ документов учителей, поданных в первый год реализации проекта ПНПО «Лучший учитель», выявил некоторые недостатки профессиональной компетенции собственно учителей-претендентов. Во-первых, следует отметить недостаточную осведомленность потенциальных заявителей в перечисленных выше вопросах, особенно в содержании двух групп критериев: квалификационного (критерии участия) и конкурсного отбора. Во-вторых, анализ содержания аналитических справок претендентов выявляет недостаточный уровень сформированности таких необходимых для участия в проекте форм деятельности учителей, как анализ собственной работы, обобщение личных профессиональных успехов, проектирование процессов профессионального саморазвития.

Автор этих строк разработал и в прошлом году апробировал 72-часовой практико-ориентированный курс для учителей и управленцев с целью обеспечения учителям-участникам конкурсного проекта ПНПО «Лучший учитель» условий для преодоления указанных недостатков (см. табл. 2). После окончания курса учителя-претенденты и окружные методисты имели четкое представление и о форме заявки, и о требованиях к материалам, представляемым на конкурс, и о механизме и логике конкурсной процедуры.

Таблица 2

Программа курса
Методическое обеспечение участия педагогов в реализации программы «Школа будущего»
(72 часа, ФПК ППРО МПГУ)

Занятие 1. Приоритетный национальный проект «Образование». Цели, организация, конкурсные критерии участия и критерии отбора лучших учителей

Лекция (4 ч.)

Приоритетный национальный проект «Образование». Организационные механизмы конкурсной процедуры для учителей. Критерии конкурсного отбора лучших учителей ОУ (критерии участия и отбора). Общий алгоритм деятельности учителя и управленцев школы на этапе подготовки к участию в конкурсе

Практическое занятие (4 ч.)

Критерии готовности учителя к участию в конкурсе. Перечень и требования к документам, представляемым на конкурс лучших учителей. Перечень документов, представляемых на претендента в региональную конкурсную комиссию для технической экспертизы по критериям участия. Требования к заявке органа государственно-общественного управления

Планируемые результаты:

Уровень готовности учителя к участию в конкурсе (анкетирование, рекомендации, список документов)

Занятие 2. Профессиональный самоанализ как управленческая технология в системе «учитель–ученик» и как основа для самопрезентации достижений учителя

Лекция (4 ч.)

Самоанализ как управленческая технология в системе «учитель–ученик» и как основа для самопрезентации достижений. Компетентностный подход – системообразующая основа содержания и технологий педагогического самоанализа. Сопоставление критериального и компетентностного подхода в общей самооценке достижений. Инновации в содержании общего образования, в системе воспитания, в организации образовательного процесса – ресурс профессионального роста учителя

Практическое занятие (4 ч.)

Самооценка учителем уровня компетентности в системе общих профессиональных компетенций. Алгоритм составления программы профессионального роста учителя на основе мониторинговых технологий

Планируемые результаты:

Рекомендации по формам самопрезентации достижений учителя

Занятие 3. Педагогический анализ результативности учебного процесса

Лекция (4 ч.)

Критерий конкурсного отбора: «Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года». Инновации в системе оценки качества образования. Как провести педагогический анализ результативности обучения – критерии результативности, технологии проведения анализа и формы представления

Практическое занятие (4 ч.)

Проведение учителями анализа результативности обучения за последние три года и оформление результатов анализа

Планируемые результаты:

Проект представления учителем результатов обучения по предмету

Занятие 4. Педагогический анализ результатов внеурочной и воспитательной деятельности учителя–предметника

Лекция (4 ч.)

Критерии конкурсного отбора «Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам» и «Позитивные результаты деятельности в качестве классного руководителя». Инновации в ресурсном обеспечении образовательного процесса воспитательной и внеурочной деятельности по предмету (программно-методические, информационные, материально-технические и другие виды ресурсов). Как провести самоанализ по этим критериям, в какой форме представить результаты

Практическое занятие (4 ч.)

Проектирование системы целей воспитательной работы классным руководителем и представление результатов как уровня достижения этих целей. Проектирование целей внеурочной работы по предмету и представление результатов как уровня их достижения

Планируемые результаты:

Проект представления учителем результатов воспитательной и внеурочной работы

Занятие 5. Современные образовательные технологии и способы оценки эффективности их внедрения

Лекция (4 ч.)

Критерий конкурсного отбора: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения и в воспитательной работе». Инновации в ресурсном обеспечении образовательного процесса (программно-методические, информационные, материально-технические и другие виды ресурсов). Обоснование выбора педагогических технологий для конкретного образовательного процесса, критерии выбора. Как учителю оценить эффективность внедрения (использования) конкретной технологии. Анализ опытной проверки качества внедрения инноваций в системе «учитель–ученик»

Практическое занятие (4 ч.)

Проектирование документального представления используемых учителем педагогических технологий – системность, оправданность выбора, доказательность оптимальности выбора конкретных технологий

Планируемые результаты:

Проект представления учителем используемых образовательных технологий

Занятие 6. Анализ эффективности и способы презентации результатов «горизонтальной» и «вертикальной» карьеры учителя

Лекция (4 ч.)

Критерии конкурсного отбора: «Обобщение и распространение собственного педагогического опыта (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.)», «Повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обучение в аспирантуре, докторантуре, наличие ученой степени и (или) ученого звания», «Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах»

Практическое занятие (4 ч.)

Подготовка самопрезентации собственного профессионального роста. Формы и виды представления информационных материалов в подтверждение данным критериям. Аннотированные списки работ, докладов, конкурсные эссе и т.д. Авторские разработки учителя в условиях модернизации школьного образования

Планируемые результаты:

Проект самопрезентации профессионального роста учителя

Занятие 7. Технология выполнения учителем аналитической справки для конкурса

Практическое занятие (8 ч.)

Требования к аналитической справке (аналитическому отчету) претендента. Технология выполнения аналитической справки. Примерная структура и содержание аналитической справки

Планируемые результаты:

Проект структуры и содержания аналитической справки для конкурса

Занятие 8. День индивидуальных консультаций

Индивидуальная помощь в оформлении и представлении материалов

Занятие 9. Защита проектов «Аналитическая справка участника конкурса учителей в рамках ПНПО»

Предлагаю школьным управленцам воспользоваться программой апробированного курса для того, чтобы определить, какие направления методического сопровождения своих учителей можно осуществить в рамках школьной методической службы, а какие придется реализовать через внешкольные службы – окружные и городские методические центры, факультеты повышения квалификации и т.д.

Итогом работы слушателей курса было не только успешное участие и победа в конкурсе ПНПО 2007 года. Для меня, как исследователя проблем управления образовательными системами, не меньшее значение имели данные сопоставления входного контроля ожиданий и самооценки достижений слушателей на выходе (см. табл. 3).

Таблица 3

Сопоставление ожиданий и результативности по самооценке слушателей курса

Позиции самоанализа

Количество слушателей, отметивших данную позицию как важную для себя лично (на входе), в процентах

Количество слушателей, отметивших рост профессиональной компетентности по данной позиции (на выходе), в процентах

1. Представления об особенностях современного этапа развития образования и об отражении этих особенностей в требованиях к учителю

80,0

93,3

2. Представления о современных ресурсах развития профессионализма учителя

66,6

100

3. Способность к самооценке как ресурсу собственного развития

0

93,3

4. Способность выбирать и оценивать эффективность методов, технологий и приемов педагогической деятельности

60,0

100

5. Уровень знаний и умений в области управленческой культуры современного учителя

40,0

100

6. Способность выбирать конкретные направления собственного профессионального развития

60,0

100

7. Способность представлять собственные профессиональные успехи в различных формах и видах

100

100

Обращаю внимание читателей на третью строчку таблицы: ни один из респондентов не определил для себя перед началом курса рост способности к самооценке как приоритетную личную задачу. А после окончания курса все участники работы отметили реальный рост своей компетентности в данном направлении. Повышение уровня управленческой культуры (позиция 5) не считали для себя важным практически две трети респондентов. И здесь результатом работы стало осознание всеми слушателями роли управленческой компетентности и, в широком смысле слова, управленческой культуры и для повседневной работы, и для победы в конкурсе.

Завершая наш практико-ориентированный курс, мне кажется важным еще раз вернуться к исходной системе компетенций учителя, с изучения которой мы начинали наши занятия. Ведь именно она, выстроенная от системы компетенций ученика, является системообразующим звеном в системе управления ресурсным обеспечением качества как образовательного процесса, так и его результатов (см. рис 1). По этой системе компетенций строится и система методической работы, и ежегодный анализ динамики профессионализма учителей школы, и, судя по последним публикациям в прессе, планируется распределение надбавок к зарплате «за качество работы» («Вестник образования», № 7, 2007). Обсуждая «Проект стандарта педагогической деятельности», учителя и школьные управленцы активно примеряют на себя предложенную сверху систему компетенций. Можно воспользоваться для этого выдержками из моего письма в редакцию «Вестника образования», в котором вариант «Профессионального стандарта педагогической деятельности» представлен в виде модели, позволяющей и на уровне школы, и на уровне округа и города эффективно управлять качеством образования.

Рис. 1. Модель управления качеством образовательного процесса на основе компетентностного подхода

Если мы «под профессиональным стандартом педагогической деятельности будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности» (цитата из проекта, выделено мной – Н.Г.), то этот главный управленческий документ должен быть реализован как минимум в четырех ипостасях (рис. 2):

1. Как основание для долгожданной перестройки (модернизации, обновления, развития) содержания и форм высшего и среднего специального педагогического образования (стратегический уровень управления компетентностью учителя).

2. Как основа для экспертного оценивания деятельности учителя при участии его в различных конкурсах, социальных проектах с грантами и т.д., чтобы оценка лучших учителей на уровне государства не отличалась от того, как учителя оценивают в школе (стратегический уровень управления компетентностью учителя).

3. Как основа для оценивания успешности профессиональной деятельности учителя (качества, результативности, эффективности), от которой в отсутствие ЕТС будет зависеть реальная доплата за качество реальной деятельности учителя в пространстве реального образовательного процесса конкретной школы (тактический уровень управления компетентностью учителя).

4. Как основание для целенаправленного проектирования системы постдипломного образования в качестве ресурса непрерывного педагогического образования (курсов повышения квалификации, окружных, городских семинаров и т.д.) (тактический уровень управления компетентностью учителя).

Рис. 2. Уровни управления профессиональной компетентностью учителя в пространстве действия стандарта

Для реализации тактического уровня управления, т.е. возможности обсуждаемого стандарта в качестве «инструмента» управления компетентностью учителя на уровне школы и методических центров, документ должен быть «прозрачен» с точки зрения технологии оценки качества профессиональной деятельности. Иными словами, каждый учитель, завуч, председатель МО, методист окружного методцентра – все субъекты соуправления качеством работы учителя должны одинаково понимать смысл каждого слова из этого документа.

Ведь именно его контекст будет основой для:

  • мониторинга профессионализма учителя, выделения направлений и форм его индивидуальной методической работы;

  • показателей оценки деятельности учителя для надбавок за качество работы.

Значит, от единого понимания смысла каждого слова этого документа зависит и психологический комфорт в коллективе, и возможности конструктивного диалога между администрацией и учителем, и – в конце концов – обстановка, в которой будут учиться дети.

В современной педагогической науке понятие «профессиональная компетентность педагога» рассматривается по-разному в зависимости от контекста решаемых исследователями научных задач. Это отражает феноменологическую целостность бытия: на самом деле, мир един и неделим, а состоит он (как и каждая его составляющая) из того, на что мы его делим.

Мне, как исследователю-практику, самым перспективным кажется подход к структуре компетенций педагога, представленный в работах А.К. Марковой, И.Я. Лернера, В.В. Краевского, А.В. Хуторского. Авторы предложили рассматривать каждую компетенцию как единство трех составляющих:

  • когнитивная составляющая (наличие системы педагогических и специальных предметных знаний);

  • операционально-технологическая составляющая (владение методами, технологиями, способами педагогического взаимодействия, методами обучения данному предмету);

  • личностная составляющая (этические и социальные позиции и установки, черты личности специалиста).

Такая структура «армирует» весь набор компетенций, связывая их через знания, технологии и ценностные установки. Понятно и учителю, и завучу, и методисту окружного центра – для роста когнитивной составляющей любой компетенции можно использовать чтение специальной литературы и периодики, лекционные курсы. Для развития операционально-технологической составляющей придется организовать циклы практико-ориентированных семинаров, методические учебы, деловые игры и тренинги. Гораздо сложнее создать адекватные условия для роста и развития личностной составляющей. Мотивацию и позицию не сформируешь – ее можно только воспитывать, инициировать и поддерживать (адекватными организационными условиями, системой поощрений, обеспечением активного участия каждого учителя в жизни профессионального социума и т.д.).

Если в Стандарте профессиональной деятельности педагога количество базовых компетенций учителя будет названо, исходя из принципа необходимости и достаточности, в каждой из компетенций будет прописана когнитивная, операционально-технологическая и личностная составляющие (как «акме» – по максимуму), для каждой составляющей компетенций будут определены показатели:

  • обязательного уровня (без чего не допускаются до работы);

  • продвинутого уровня (за что прибавляют процент к зарплате);

  • творческого уровня (за что представляют к наградам, участию в конкурсах, получению грантов и т.д.), то педагогический социум получит долгожданный инструмент для управления качеством работы учителя.

Разработанный и апробированный нами вариант модели системы компетенций учителя, представленный на рис.3 и в табл. 4, четко определяет не только содержательную сторону компетенций, но и смысл связей в модели компетентности учителя:

1. Каждая компетенция представляет единство всех трех составляющих: знаний, навыков, позиций и установок учителя.

2. Направление роста профессионализма идет от центра наружу. А сознательное управление – от установок за новыми знаниями – снаружи внутрь.

3. Каждая компетенция может быть соединена с другой как через систему знаний, так и через общие технологии, и через единую парадигму, идею, концепцию. Если проанализировать все связи в этой системе, то, возможно, эта схема будет реализовывать прогностические функции – сможет предсказать новые направления исследований и новые интегрированные технологии.

Рис. 3. Рабочий вариант системы компетенций современного учителя

Таблица 4

Содержание компетенций учителя
(по представленной на рис. 3 рабочей системе компетенций)

Компетенция

Содержание компетенции

Предметно-методологическая компетенция

Когнитивная составляющая

Система знаний по базовым наукам, знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету, система знаний об информационно-дидактических ресурсах учебного процесса по предмету, их развивающем и социализирующем потенциале.

Операционально-технологическая составляющая

Владение разнообразными методами предметной дидактики (в том числе групповыми, проектными, с применением медиатехнологий и др.), владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими каждого ученика средствами учебных предметов; умение обеспечить образовательный процесс ресурсами, социализирующими и развивающими учащихся средствами предмета.

Личностная, позиционно-ценностная составляющая

  • осознание связи предметных знаний с системой общечеловеческих и собственных ценностей; видение содержания предмета и своей роли как учителя-предметника в процессе обеспечения процветания нации и отечества;

  • осознание значения ресурсного подхода к организации учебно-познавательной деятельности ученика; понимание значения информационно-технологической грамотности для современного человека;

  • стремление сформировать у учащихся осознанное отношение к ресурсам Интернета, к медиатехнологиям как средствам трансляции информации, требующим критического осмысления

Психолого-педагогическая компетенция

Когнитивная составляющая

Система знаний о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха ученика – «чем ученик учится», знания об особенностях познавательной сферы каждого ученика, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер учащихся.

Операционально-технологическая составляющая

Умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика, умение использовать знания об учебно-познавательных особенностях каждого ученика для конструирования реального образовательного процесса.

Личностная, позиционно-ценностная составляющая

Позитивная позиция учителя при оценке возможностей ученика:

все «познавательные инструменты» ученика могут быть развиты, все имеют диапазон, внутри которого возможна положительная динамика развития

Компетенция в области валеологии образовательного процесса

Когнитивная составляющая

  • теоретические знания в области валеологии и проектирования здоровьесберегающей образовательной среды (урок, кабинет, взаимодействие и т.д.);

  • система нормативно-правовых знаний, позволяющих на основе законов, положений, приказов, распоряжений и т.д. устанавливать ответственность учителя и ученика как субъектов образовательного процесса за организацию и результаты здоровьесберегающей деятельности.

Операционально-технологическая составляющая

Владение навыками конструирования здоровьесберегающей среды, принятия решений по проблемам здоровьесбережения в системе «учитель–ученик».

Личностная, позиционно-ценностная составляющая

  • стремление к самообразованию в вопросах здоровьесбережения, осознание необходимости в создании и функционировании здоровьесберегающей среды, связи знаний с системой ценностей;

  • осознание ответственности учителя за свое здоровье, как части личного и общего благополучия; видение себя, как психически, физически и нравственно здоровой личности

Коммуникативная компетенция

 

Когнитивная составляющая

Система знаний о законах общения.

Операционально-технологическая составляющая

Владение приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «учитель–ученик» и успешно взаимодействовать с коллегами в профессиональном социуме.

Личностная, позиционно-ценностная составляющая

Осознание ценности общения, стремление строить педагогическое взаимодействие с учетом особенностей личности другого человека – как ученика, так и коллеги

Компетенция в области управления системой «учительученик»

Когнитивная составляющая

  • система знаний об управлении как ведущей деятельности профессионала;

  • система знаний о педагогическом экспериментировании;

  • система знаний о способах и формах профессионального самосовершенствования;

  • система знаний о способах и формах обобщения и трансляции опыта, а также самопрезентации

Компетенция в области управления системой «учительученик»

Операционально-технологическая составляющая

  • умение осуществлять педагогический анализ ресурсов – структурируя учебный материал, учитывая особенности контингента, возможности обустройства кабинета и т.д.;

  • умение проектировать цели для ученика – в ЗУНах, и для учителя – в управленческих формулировках;

  • умение планировать учебный процесс от конечной цели, грамотно спроектировать или выбрать форму и содержание тематической и промежуточной диагностики, умение проанализировать результаты своей работы, выделить недостатки, провести коррекцию и т.д.;

  • умение планировать, организовать, провести и проанализировать пилотный педагогический эксперимент по внедрению инноваций – новый учебник, новая программа, новые технологии и т.д.; способность к постоянному профессиональному совершенствованию, способность транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество, владение приемами анализа и обобщения собственного опыта через статьи, выступления на конференциях, семинарах, участие в профессиональных объединениях и т.д.;

  • умение выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста.

Личностная, позиционно-ценностная составляющая

  • осознание значения управления как ведущей деятельности человека, опирающейся на его сознательный выбор; стремление учителя сознательно осуществить выбор инновации для собственной профессиональной деятельности, желание педагога реализовать собственный творческий потенциал, разрабатывая и апробируя новые программы, технологии, новые элективные курсы, рабочие тетради и др.;

  • стремление сформировать у учащихся понимание управления собственной деятельностью как единства свободы выбора и принятия ответственности за свой выбор;

  • желание учителя достичь высокой степени профессионализма, реализовать свои возможности на максимальном уровне, внести свой достойный вклад в общее дело образования детей;

  • стремление учителя поделиться профессиональными находками и представить собственные достижения для использования их коллегами;

  • осознание учителем значения этих умений для собственного профессионального роста и в качестве ресурса профессионального роста коллег и всего педагогического сообщества)

На наш взгляд, эта открытая система при инвариантной основе, отражающей парадигму, позволяет при необходимости расширять и уточнять содержание и набор компетенций, т.е., развивать систему эволюционным, а не революционным путем, что значительно снижает риски при реализации изменений.

Ниже представлены две первые графы таблицы для управления качеством деятельности учителя по описанной системе компетенций (формат лекции не позволяет подробно описать три уровня компетентности по каждой из выделенных компетенций).

Описывая этапы развития человека как социального существа, Эрик Эриксон не обошел вниманием и взрослых (см. лекцию 6, «УШ» №22/2007), выделив еще три этапа развития человека, непосредственно относящиеся к тому возрастному диапазону, в котором пребывает весь учительский социум. Именно с 25-ти лет и до пенсионного возраста человек, по Эриксону, развивается в личном пространстве, где царствует параметр с полюсами «продуктивность или инертность, стагнация». На этом этапе решающее значение приобретают отношения человека к продуктам своего труда и к своему потомству: «…это, прежде всего, заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения». С 60-ти лет для отдельного человека главной задачей становится обретение такого «типа целостности, развитого его культурой или цивилизацией, который становится “вотчиной души”, гарантией и знаком моральности его происхождения».

Сопоставляя ценность первого года жизни личности («гарантированную уверенность в честности другого») с последней ценностью как «честью перед людьми и честностью перед собой», автор замыкает цикл ценностей, определяя последний положительный полюс целостности совершенной личности словами из драмы Кальдерона «Честь – место, где душа сияет».

Мне остается лишь пожелать каждому из нас результативно, успешно, эффективно, с честью реализовать выбранное направление в профессиональной карьере. Если наши встречи на страницах «УШ» помогут читателям в этом, я буду считать свою миссию выполненной.

Задание для самопроверки

Составьте тексты грамот, которые вы вручите учителям в августе следующего года. Их разнообразие будет соответствовать количеству членов вашего коллектива, а номинации достижений должны не только отражать успехи педагогов, но и мотивировать каждого на развитие школы в выбранном направлении.

Литература

Книги:

1. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: Культурологический подход. – Белгород; М., 1999.

2. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

3. Поташник М.М. Как подготовить проект на получение грантов. – М., 2005.

4. Сборник «Формирование профессиональной культуры учителя» / Под ред. В.А.Сластенина. – М., 1993.

5. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. – М., 1995.

6. Эрик Г. Эриксон. Детство и общество.— Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», http://www.pedlib.ru/Books/1/0154/1_0154-185.shtml

Статьи:

1. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Этапы роста компетентности учителя // Директор школы, 1998, № 7.

2. Кошель Н.Н. Профессиональная компетентность как базовая категория последипломного образования // Методист, 2005, № 4.

3. Москвина Н.Б. Минимизация личностно-профессиональных деформаций педагогов // Педагогика, 2005, № 5.

4. Щербо И.Н. Компетентность педагогов — страховка от профессионального застоя // Директор школы, 2003, № 2.

Рейтинг@Mail.ru