Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2007

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Звонок с урока

Рекламная пауза

«О, сколько нам открытий чудных» готовит переменок дух! Казалось бы, для ученика считанные минуты между уроками – священное время, вторгаться в которое учитель не имеет морального права. Но случается, что взрослые умеют даже перерывы включить в воспитательный процесс, не испытывая при этом ни малейшего противостояния…

Еще совсем недавно с директором Натальей Борисовной Кузнецовой мы встречались в здании под вывеской «средняя общеобразовательная школа № 112». Но уже тогда ощущалось, насколько тесно это определение учебному заведению. Парадокс разрешился, когда ОУ начало готовить документы на обретение наиболее подходящего ему названия – центр образования.

К одной из главных характеристик, отличающих центры образования, относится широкая база дополнительных занятий. Столько секций и кружков, сколько сосредоточено здесь, хватило бы для целого Дома культуры! Их разнообразие и высокая квалификация педагогов и тренеров привлекает ребят даже из других столичных округов. Школа им, безусловно, рада и, тем не менее, заинтересована, чтобы основу занимающихся составляли собственные ученики. Тогда-то на вооружение и был взят принцип «лучше один раз увидеть…».

…Перемена – счастье. Необычная перемена – счастье вдвойне. После урока в спортивный зал устремилась половина школы (оставшуюся половину там ждут через час). Мероприятие готовится короткое, но емкое, поэтому здесь и директор, и завуч: руководят процессом «расстановки сил» детей-зрителей.

Через несколько минут в наступившей тишине зазвучала запись гимна России, создавая атмосферу торжественности. Благодаря такому настрою, входящие в зал ребята в спортивной форме шествовали в ореоле значительности и казались не меньше, чем олимпийскими чемпионами. Но им тоже предстояло сегодня продемонстрировать высокий класс мастерства, ведь задача праздника – через показательные выступления дать почувствовать своим сверстникам дух разных видов спорта и тем самым помочь им выбрать секции для занятий, открытые в самой школе.

«На наш взгляд, такая наглядность очень многое меняет в мировоззрении ребенка, – комментирует происходящее заместитель директора Татьяна Юрьевна Чернова. – Он видит, насколько спорт красив, эстетичен, насколько люди, которые занимаются тем или иным направлением, гармоничны, физически развиты, спортивны. Конечно, это способно привлечь человека. И нам очень важно, чтобы ребята пришли записываться в секции. Например, дети, стоящие сейчас поблизости от меня, уже спрашивают, где будет происходить запись. Это тот итог, которого мы ожидали, на который работали».

На середину зала выбегает команда по флорболу – игре в хоккей с мячом в закрытых помещениях. Стремительность, виртуозность – и забит первый гол, второй, третий!.. По окончании короткого показательного матча тренер сообщает, что желающим развить в себе силу и ловкость – место в этой команде.

Следующая в программе – секция кекусинкай карате.

Затем зрителям предлагается вьетнамское боевое искусство нят-нам: приемы, стойки, обманные движения, атаки и другие элементы, столь привлекательные для мальчишек.

На смену этой секции уже идет команда «плечистых» и потому суровых с виду школьников, предпочитающих традиционному футболу – американский.

А где американский футбол – там и «команды болельщиц»: энергичные девчонки, занимающиеся черлидингом, показывают чудеса акробатики, на собственных руках возносят выпрямившихся в полный рост подруг по команде, а потом, подкинув, ловят летящих вниз спортсменок. «Поймали!» – вырывается у зрителей вздох облегчения.

Но в спорте трудно найти что-то более привлекательное, чем победа. Поэтому каждое выступление сопровождается перечислением завоеванных командами высот. Это должно окончательно убедить собравшихся в тот же день спуститься на первый этаж школы к расписанию всех имеющихся секций.

…Перемена прошла насыщенно. Но, как и положено, ей следует остаться лишь перерывом между занятиями. И хотя трудно было представить, что после такого шумного мероприятия учебный день способен продолжаться в прежнем запланированном русле, это случилось. К реальности вернула всех шутка взявшей в руки микрофон замдиректора Татьяны Черновой: «А в заключение праздника, – интригующе сказала она, – предлагаю всем… пройти на урок».

 

Кстати…

Одно время, в 80-е годы, утро в каждой школе страны должно было начинаться с зарядки. В 112-й эта идея отлично прижилась (особенно ее приветствовали педагоги, которые прежде работали в других школах и имели с зарядкой только отрицательный опыт). По школьному радио под музыку транслировались команды комплекса упражнений, выполняемых прямо в классе, рядом с партой. Гимнастику с удовольствием делали и дети, и их учителя.

Тогда же спорт занял серьезные позиции в дополнительном школьном образовании, на сегодняшний день став главенствующим направлением. «Проблема подростка – где найти выброс энергии. И пусть они находят это в спорте», – считают в школе. За годы бадминтон, баскетбол, волейбол и плавание так прочно вошли в жизнь учеников, что в показательных выступлениях, о которых мы рассказали, они не нуждаются.

Есть в ОУ и давняя традиция связи с федерациями различных видов спорта: тренеры в спортивных секциях школы представляют свои организации. Однако школьная администрация выставляет ряд условий к преподавателям, например, человек, направляемый федерацией на тренерскую должность, должен уметь работать с детьми. Школа хочет иметь гарантии, что к ним придет профессионал, которому можно безбоязненно доверить ребят.

Для учеников секции бесплатные, так как преподаватели числятся на ставках «педагог дополнительного образования».

Весь накопленный за полвека работы ОУ опыт немало помогает школьной администрации выполнять наказ нацпроекта по оздоровлению детей. Пусть ребенок не станет профессиональным спортсменом, главное, почувствовать вкус к тому, чтобы развиваться физически, закаляться, быть организованным, дисциплинированным, ценящим собственную жизнь и умеющим за себя постоять.

Инна АЛЕЙНИКОВА
Рейтинг@Mail.ru