Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2007

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Профильное обучение

Сетевое взаимодействие как путь развития

Причины, по которым возникает необходимость в организации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями, очевидны для всех. Во-первых, нынешние дети все чаще получают знания не столько на уроках, сколько во внешкольном пространстве. Кризис современной школы во многом связан с тем, что ребенок может учиться в любой точке мира, не выходя из дома, а грани основного и базового образования сильно размылись. Во-вторых, демографический спад ведет к сокращению числа учащихся и к необходимости проводить реструктуризацию ОУ. В-третьих, сетевые формы взаимодействия экономичнее и эффективнее…

Список этот можно продолжить. Учитывая эти и другие причины, целью эксперимента на территории Норильска Красноярского края стала отработка моделей организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, как условие их успешного развития.

Были определены задачи организации сетевого взаимодействия:

– создать единую образовательную среду путем объединения усилий педагогов школ;

– повысить эффективность использования ресурсного потенциала образовательных учреждений;

– создать условия для социальной успешности выпускников, формирования у них более прочных знаний, умений, воспитания нравственности, гражданственности.

При сетевом взаимодействии возникает реальная вероятность для школ применять образовательные ресурсы учреждений дополнительного образования. Кооперация школ, основанная на добровольном объединении их возможностей, – это перспективное направление в организации сети образовательных учреждений, целью которого является повышение качества образования. Таким образом не только сохраняются полноценные школы, но и развивается система договорных отношений между ОУ, происходит становление правовой культуры в системе образования.

А взаимодействие ОУ при реализации профильного обучения без выделения лидера – ресурсного центра (распределенный профиль) дает импульс к развитию всех объединившихся учебных заведений. При этом занятия по тем или иным элективным курсам происходят в разных школах, в зависимости от кадровых и ресурсных возможностей. Именно эта модель и позволяет реализовать многопрофильное обучение.

В нашей гимназии разработана собственная сетевая модель организации профильного обучения старшеклассников. Остановимся на некоторых основных ее составляющих.

1. Организация элективных профильных курсов, направленных на подготовку выпускников к поступлению в вуз («Проекционное черчение», «Методы построения графиков функций», «Политическая карта мира», «Headway-видео», «Организм как биосистема, его исследования», «Основы менеджмента», «Британия вчера, сегодня, завтра», «Основы правовых знаний», «Культура устной и письменной речи делового человека», «Алгоритмизация и программирование», «Фундаментальные законы физики», «Химия и окружающая среда», «Компьютерная графика с элементами AutoCAD»).

2. Внедрение программ «школа–вуз» для решения проблемы оптимизации сегодняшней системы профессионального образования и довузовской подготовки. Согласно этим программам, у нас заключены договоры с Норильским индустриальным институтом, Московским государственным университетом инженерной экологии, Красноярским государственным техническим университетом, Санкт-Петербургским государственным университетом, Санкт-Петербургским институтом точной механики и оптики.

3. Работа консультационных пунктов для гимназистов и адаптационных курсов для учащихся образовательных учреждений города.

4. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов. Планирование образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов (ИУП) включает: формирование перечня учебных предметов и курсов, предлагаемых обучающимся; составление индивидуальных учебных планов; составление учебного плана общеобразовательного учреждения на основе ИУП; формирование классов и межклассных групп; составление расписания для учителей и каждого обучающегося.

Недостаток собственных ресурсов в предоставлении необходимых образовательных услуг мы компенсируем за счет возможностей образовательной сети, куда входят и учреждения дополнительного образования детей.

При составлении ИУП учитывается и фиксируется образовательная деятельность обучающегося вне класса (заочные и очные школы, занятия на курсах, в образовательных центрах, учреждениях дополнительного образования, музыкальных, спортивных школах, школах искусства, дистанционное обучение и т.д.). Внеурочная деятельность дополняет и подкрепляет ИУП, создает условия для социальной практики обучающихся, проб в выбранном профиле и профессии, проектной и исследовательской деятельности.

Чтобы соблюсти все обязательства во время обучения, между заинтересованными сторонами заключается Соглашение о предоставлении образовательных услуг по ИУП, определяющее права и обязанности ученика, родителей (лиц их заменяющих), администрации и педагогического коллектива школы.

5. Опытно-экспериментальная деятельность. В гимназии наряду с традиционными факультативными курсами организуются курсы по выбору для девятиклассников и элективные курсы для учащихся 10–11-х классов. Особое внимание мы уделяем интегрированным курсам, способствующим повышению интереса школьников к разным предметам, стимулирующим познавательную деятельность, усиливающим практическую ориентацию образовательного процесса. Межпредметная интеграция направлена не только на формирование общих знаний учащихся об окружающем мире и деятельности человека, но и на эффективное создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей с высоким уровнем обученности, способных переключаться с одного вида деятельности на другой, обладающих обширными коммуникативными умениями и навыками, ориентированных на дальнейшее самостоятельное повышение образовательного уровня.

В гимназии было апробировано несколько интегрированных элективных курсов.

В частности, интегрированный курс «Моделирование биохимических процессов» (биология–химия) преподавался в выпускных классах естественнонаучного профиля. Используемая блочно-модульная технология, оптимальное сочетание теоретического материала с практическим его применением и системой проверки усвоенных знаний позволяют подготовить старшеклассников к успешной сдаче выпускных экзаменов по биологии и химии и поступлению в вузы естественнонаучного направления.

Исходя из того, что построение учеником индивидуального учебного плана, связанное с выбором предметов, обеспечивает значительно больший образовательный эффект, был проведен опрос среди будущих десятиклассников.

Результатом анкетирования явилось создание следующих интегрированных элективных курсов:

– «Издательское дело» (русский язык–информатика);

– «Практика литературного перевода» (английский язык–русский язык–литература);

– «Физическая химия» (физика–химия);

– «Моделирование математических задач на компьютере», «Численные методы решения задач на компьютере» (математика–информатика);

– «Решение задач с производственным содержанием на компьютере» (экономика–информатика).

На базе гимназии была открыта опытно-экспериментальная площадка «Элективные интегрированные курсы в инновационном образовательном учреждении как условие эффективного профильного обучения старшеклассников», позволяющая организовать взаимодействие различных предметных областей в рамках вариантного компонента базисного учебного плана.

Чтобы полностью удовлетворить свои познавательные потребности, учащиеся должны иметь возможность изучать интересующие их предметы из других профилей, поэтому наша гимназия активно участвует в городском сетевом взаимодействии. Так как модель сетевого взаимодействия предполагает оказание образовательной услуги для ученика более чем одним ОУ, профильное обучение гимназистов построено также за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов других школ, а именно, № 20, 33, 43, соответственно, по русскому языку, истории, биологии.

Большое внимание уделяется и информатизации системы образования как инструменту сетевого взаимодействия ОУ. Информационно-образовательный центр гимназии включает пресс-центр, центр самообразования учащихся и педагогов (на базе Интернет-площадки), дистанционное образование детей по выбранным ими предметам, информационно-библиотечный центр, Интернет-площадку.

Кроме этого, гимназисты принимают активное участие в работе редакции школьной газеты, студий (музыкальной, анимационной, компьютерной графики, детского компьютерного творчества); в проектной деятельности; ребята задействованы в сетевых образовательных и телекоммуникационных проектах; получают дополнительное образование по информационно-коммуникационным технологиям (организация элективных курсов, социальной практики для предпрофильной подготовки учащихся).

Для налаживания сетевого взаимодействия в рамках программы по информатизации системы образования в гимназии создан комплекс информационных технологий, состоящий из:

– учебного компьютерного комплекса (изучение информационных технологий и введение в учебный процесс компьютерных средств обучения);

– информационного аналитического центра (внедрение информационных технологий в систему управления образовательным процессом);

– центра сетевых технологий (управление информационными потоками);

– а также пресс-центра, аналитического отдела, издательского отдела, детского информационного агентства (детская газета, школа журналистики, видеостудия, телевидение, Интернет-клуб).

В настоящее время творческая группа и администрация гимназии работают над созданием совместного авторского сетевого проекта, так как наш опыт показывает, что это наиболее адекватный способ позиционирования инновационных образовательных программ.

Светлана БАГИНА,
замдиректора
по учебно-воспитательной работе,
МОУ «Гимназия № 48 (многопрофильная)»,
г. Талнах,
Красноярский край
Рейтинг@Mail.ru